Наставничество
«Наставничество – это почётная миссия, а вопросы обучения и наставничества – это всегда обращение к будущему».
В.В.Путин
Целевая
модель наставничества (ЦМН)
Целью наставничества в
школе является максимально полное раскрытие
потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях
неопределенности, а также создание условий
для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех
обучающихся, педагогических работников разных
уровней образования и молодых специалистов БМАОУ СОШ №32.
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
·
Улучшение
показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным
программам и образовательным программам среднего профессионального образования
в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
·
Подготовка
обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной
деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются
нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная
насыщенность;
·
Раскрытие
личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося,
поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
·
Создание
психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации
педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;
·
Создание
канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для
каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
·
Формирование
открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации,
способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные
и партнерские отношения.
Основные понятия:
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и
процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.
Наставничество - универсальная технология передачи
опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций
и ценностей через неформальное взаимообогащающее
общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации
целевой модели через организацию работы наставнической
пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами
ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий
и формирующих их действий, направленный на
организацию взаимоотношений наставника и
наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых
результатов.
Наставляемый - участник программы
наставничества, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи и поддержке решает
конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи,
приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
Наставник - участник программы наставничества,
имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального
результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми
для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
наставляемого.
Куратор - сотрудник школы,
осуществляющей деятельность по общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию
программы наставничества.
Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными
ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и
развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Администрация БМАОУ СОШ №32 доводит до
Вашего сведения о внедрении на территории Свердловской области целевой
модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися в муниципальных
общеобразовательных учреждениях.
Распоряжением Министерства просвещения
Российской Федерации от 25.12.2019 № Р-145 была утверждена методология (целевой
модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих
образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным
общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том
числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися (далее –
модель наставничества, Методология).
Внедряемая целевая модель наставничества
разработана в целях достижения контрольных точек федеральных проектов:
·
«Современная школа»,
·
«Социальная активность»,
·
«Успех каждого ребенка»,
·
«Учитель будущего»
·
«Молодые
профессионалы».
Для внедрения модели наставничества
предусматривается выделение 2 возможных формы наставничества:
·
«ученик-ученик»,
· «учитель-учитель»