Дополнительная образовательная ( общеразвивающая) программа «Профилактическая игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра для подростков» разработана социальным педагогом и педагогом-психологом для обучающихся БМАОУ СОШ №32. Реализация программы предусматривается на базе Березовского муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 32». Данная программа направлена на формирование психологической устойчивости, снижения риска вовлечения в зависимое поведение и создание правильных жизненных установок, формирование мировоззрения на принятие здорового и безопасного образа жизни у подрастающего поколения. Данная программа способствует созданию профилактической среды в образовательной организации через влияние на развитие личности и ценностных ориентиров подростков, создание предпосылок для формирования психологической устойчивости к вовлечению в зависимости, укрепление социальной активной жизненной позиции, развитие самоконтроля поведения и самоэффективности. Программа проводится в формате игры. Игра-тренинг – является доступным, интересным и эффективным инструментом для работы с подростками. Позволяет педагогу-психологу и социальному педагогу организации успешно применить его в организации игрового взаимодействии с подростками, донести информацию о преимуществах здорового образа жизни. 2 Содержание 1. 2. 3. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ............................................................ 3 1.1. Аннотация ................................................................................................................................. 3 1.2. Пояснительная записка ........................................................................................................... 4 1.3. Цель и задачи программы ....................................................................................................... 7 1.4. Планируемые результаты освоения программы.................................................................. 8 1.5. Учебный план ........................................................................................................................... 8 1.6. Содержание учебного плана .................................................................................................. 11 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ................................................ 14 2.1. Календарный учебный график для группы ....................................................................... 14 2.2. Календарный учебный график для 2 группы ..................................................................... 16 2.3. Календарный учебный график для 3 группы ..................................................................... 18 2.4. Календарный учебный график для 4 группы ..................................................................... 20 2.5. Формы аттестации/контроля ................................................................................................ 22 2.6. Методическое обеспечение программы ............................................................................... 22 2.7. Условия реализации программы .......................................................................................... 22 2.8. Воспитательный компонент.................................................................................................. 23 Список литературы ..................................................................................................................... 25 3 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Аннотация Одной из актуальнейших проблем современного общества является распространение различных форм асоциального и деструктивного поведения в детской и подростковой среде. Благодаря легкой доступности информации и многообразию, и навязчивости предложений в молодежной субкультуре формируется некая форма отношения к табакокурению, алкоголю, наркотикам (психоактивным веществам – далее ПАВ). Что значительно повышается риск вовлечения несовершеннолетних в различные деструктивные формы поведения: совершение правонарушений и преступлений, в том числе, совершаемые подростками в группах на фоне распития спиртных напитков, употребление наркотиков и т.д. Кроме того, отмечается рост количества участников закрытых групп в социальных сетях, пропагандирующих различные формы асоциального поведения, включающие и пропаганду вредных привычек. В связи с этим, ключевым направлением в системе работы с детьми и подростками является реализация мер первичной профилактики – недопущение вовлечения несовершеннолетних в различные формы деструктивного поведения, в том числе и в формы зависимого поведения. С целью повышения эффективности воспитательного воздействия на детей и возникла необходимость в совершенствовании уже имеющихся традиционных подходов к профилактической работе, основанной на создании в образовательной организации профилактической среды, через внедрение нового интегрированного подхода к организации профилактической деятельности в детской и подростковой среде. В багаже современного выпускника средней школы требуется наличие навыков общения, открытости, толерантности, способности поддерживать контакты и сохранять отношения, немаловажным для подростка является развитое критического мышления и независимость от чужого мнения, умение делать самостоятельный выбор, принимать ответственные решения. Основной ценностью образования признано становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости. Одним из возможных способов реализации поставленной цели является создание образовательной среды, способствующей развитию личностного потенциала каждого ребёнка. Именно на этих принципах строится концепция «Профилактической игры-тренинга «Сегодня про счастливое завтра для подростков». Профилактическая программа позволит преподносить целевой аудитории информацию профилактического и воспитательного характера в форме сопутствующего и «ненавязчивого» материала. Игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра для подростков» является практикоориентированным инструментом и включает практические аспекты профилактической работы с подростками по пропаганде здорового, активного и социальноответственного 4 образа жизни, профилактике употребления психоактивных веществ, позволяет в неформальной обстановке раскрыться каждому ребенку, совместно разобраться в непростых жизненных ситуациях. 1.2. Пояснительная записка Актуальность данной программы продиктована необходимостью решения проблемы – снижение показателей здоровья детского населения нашей страны. Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа «Профилактическая игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра для подростков» (далее – игратренинг) имеет психолого-педагогическую направленность и решает одну из самых важных задач современного воспитания подрастающего поколения – формирование психологической устойчивости к вредным привычкам, создание правильных установок на здоровый образ жизни у подрастающего поколения. При составлении данной программы была выбрана модель профилактической социально-психологической игры, которая своей главной целью определяет развитие у обучающихся осознанного подхода к жизни, эффективной коммуникации, а также навыков взаимодействия со сверстниками, которые способствуют профилактике девиантных форм поведения несовершеннолетних. Практический опыт показывает эффективность своевременно проведенных профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних. В результате участия подростка в комплексе профилактических мер у него появляется вероятность осознать возможные последствия употребления психоактивных веществ и сделать верный выбор. Формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщение детей и подростков к употреблению психоактивных веществ – не просто одна из важнейших задач современного общества, это условие его дальнейшего выживания. Участвуя в игре-тренинге обучающиеся не только получают знания о чертах социально-успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами но и имеют возможность формировать психологическую устойчивость к вредным привычкам, создавать правильные установки на здоровый образ жизни. Уровень освоения программы: базовый Направленность (профиль): психолого-педагогическая Отличительные особенности программы: Игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра для подростков» основана на первичной профилактике зависимого поведения и пропаганде здорового образа жизни подростков. Меры первичной, превентивной профилактики направлены на поддержание и развитие условий, способствующих сохранению физического, личностного и социального здоровья, на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов социальной и природной среды. 5 Уникальность (ценность) игры-тренинга – это ориентация не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья, освоения и раскрытия ресурсов психики личности подростков. Счастливый, уверенный, здравомыслящий, самодостаточный, увлеченный любимым делом человек не будет испытывать потребность в каких-либо зависимостях. Человек, умеющий эффективно справляться с проблемами, имеющий широкую сеть поддерживающих его людей, обладающий конструктивной жизненной позицией, всегда ответит отказом на сомнительное предложение. Отличительные особенности программы заключаются в комплексном формировании психологических механизмов, препятствующих развитию любой формы зависимого поведения у подростков, работая и развивая личностный потенциал подрастающего поколения. Активизации у обучающихся мотивации и черт социально-успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами. Пропаганде и укреплении ценности здоровья, воспитывая бережное и ответственное к нему отношение. Новизна программы: Новизна данной образовательной программы заключается в комплексном решении задач: развитие детей организуется при одновременном развитии их интеллектуальных и креативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Программа ориентирована на интерес и пожелания учащихся, учитывает их возрастные потребности, помогает реализовать возможности, стимулирует социальную и гражданскую активность, что даёт способ отвлечения детей от негативного воздействия и позволяет мотивировать их на развитие необходимых навыков. Целевая аудитория: Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 1215 лет. У подростков в этом возрасте складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Подростки начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. В тоже время в этом возрасте, чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее жизнь подростка, тем более она ему нравится. Они все настойчивее начинают требовать от старших уважения своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон взаимоотношений. Наполняемость группы: 12-20 Объем программы: 11 часов Срок освоения программы: 3 месяца 6 Форма(ы) обучения: Очная Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 часу с одной группой Особенности организации образовательного процесса: При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях – индивидуальная в рамках группы. Научно-методическое и нормативно-правовое обеспечение Дополнительная общеобразовательная программа «Профилактическая игра тренинг «Сегодня про счастливое завтра для подростков» составлена на основе следующих нормативных документов: - Федеральный закон РФ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.; - Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р; - Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам); - Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»); - Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ») - Локальные акты образовательной организации. Методологические основы программы Игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра. Для подростков» включает в себя следующие функции игровой деятельности Развлекательная – позитивно эмоционально окрашена, вовлекает, поднимает настроение. Коммуникативная - способствует развитию коммуникативных навыков, создает атмосферу открытого и доверительного общения. Самореализационная - даёт возможность участникам проявить активность, показать свои возможности в безопасном пространстве. Игротерапевтическая - помогает подростку преодолеть различные трудности, возникающие в жизни Диагностическая - позволяет выявить отклонение в развитии поведения подростка. Коррекционная - позволяет нести изменение в структуру личности Социализационная - возможность включить подростка в систему социальных отношений и способствует усвоению им социальных норм. Для педагога и других специалистов образовательных организаций ценность 7 игры-тренинга при работе с несовершеннолетними и их родителями состоит в следующих функциях программы: - диагностическая функция - заключается в раскрытии переживаний подростка, особенностей его характера и межличностных отношений. В игровом процессе выявляются некоторые скрытые стереотипы, модели поведения, неконструктивные установки, конфликты и привычные способы их разрешения; - коррекционно-развивающая функция - состоит в предоставлении подростку возможности для самовыражения, осознания и отреагирования психоэмоционального напряжения, страхов. Игра способствует коррекции негативных черт характера, перестройке отношений, расширению жизненного кругозора, формированию навыков адаптивного взаимодействия, развитию психических функций, учит подростков соблюдать определенные правила. В игре-тренинге «Сегодня про счастливое завтра. Для подростков и родителей» используется следующее сочетание основных аспектов игровых программ: - игровая оболочка - игровой сюжет является общим фоном, на котором происходит решение развивающих профилактических и психологических задач. Такая деятельность способствует развитию базовых психических свойств процессов личности, также развитию рефлексии саморефлексии. - игра проживание - происходит индивидуальное и командное освоение игрового пространства, построение в его пределах межличностных отношений и осмысление личностных ценностей. Способствует развитию мотивационных аспектов личности подростка, системы его жизненных ценностей. Позволяет самостоятельно выстраивать свою деятельность и взаимоотношения с окружающими и родителями, расширяет представление о человеческих чувствах и переживаниях. - игра драма - способствуют самоопределению подростков в определённых жизненных ситуациях и совершенствованию ценностно-смыслового выбора. Развивается эмоциональная сфера, система жизненных ценностей, готовность к завершению выборов, умение ставить цели 1.3. Цель и задачи программы Цель программы: Цель программы - формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщение детей и подростков к употреблению психоактивных веществ. Задачи программы: Образовательные: Сформировать психологические механизмы, препятствующие развитию любой формы зависимого поведения у подростков, работая и развивая личностный потенциал подрастающего поколения Развивающие: Активизировать у обучающихся мотивацию и черты социально-успешной личности, способной самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами. 8 Воспитательные: Пропагандировать и укреплять ценность здоровья, воспитывая бережное и ответственное к нему отношение. 1.4. Планируемые результаты освоения программы Предметные результаты: • Обучающийся научится: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Метапредметные результаты: Метапредметные результаты – результаты способности учащихся использовать свои знания, усвоенные в рамках программы, для решения проблем в повседневной жизни или задач. Личностные результаты: результаты развития внутренней позиции, развития мотивов для образовательной деятельности, самоопределения, зарождения гражданской идентичности, чувства патриотизма, формирования системы моральноэтических и ценностных ориентаций. Учебный план 1.5. № п/п 1 1.1. 1.2. 2. 2.1 Количество часов Название раздела, тема Раздел 1. Здоровое поколение Тема 1 Введение в программу Тема 2 Что несет в себе понятие здоровья для современного человека. Образ успешного подростка ведущего здоровый образ жизни. Раздел 2. «Нет» 4 рискованному поведению Тема 1. Социальные роли в контексте поведения 1 Всего Теория Практика 2 1 1 1 1 1 0 2 0,5 Формы аттестации / контроля тестирование 1 создание образа успешного подростка 2 0,5 Формирование осознанности множественности социальных ролей, связи социальной роли с поведением. 9 Беседа, рассуждения. Практическая работа: Создание «Стены вопросов». Обсуждение ответов 2.2 Тема 2. Устойчивая позиция противостоянию негативным влияниям микросреды 1 0,5 0,5 2.3 Тема 3 Мечта и движение к ней 1 0,5 0,5 2.4 Тема 4. Ответственность за свои поступки и результаты 1 0,5 0,5 5 2 3 1 0,5 0,5 3 3.1 Раздел 3. Перспектива построение будущего Тема 1 Выявление процесса целеполагания у себя. Формирование собственной жизненной позиции, ориентирование на соблюдение здорового образа жизни. Практическая работа: Работа с заданиями из карточек, анализ различных ситуаций, размышление. Создание памятки «Скажи НЕТ» Осознание своей мечты и развитие умения планировать движение к ней. Создание единой цели на команду, создание проблемы - препятствия, создание решения проблемы «Достижение мечты» обсуждение Получение опыта влияния на свои результаты, изменение ситуаций, зависящих от себя самого, получение возможности осознанного выбора поведения. Работа с методикой Пять почему Заполнение листа Пять почему. Формирование мотивации и 10 3.2 Тема 2 Правильные цели и их постановка 1 0,5 3.3 Тема 3 Роль целеполагания в жизненных достижениях человека 1 1 3.4 Тема 4 Колесо баланса 1,5 0,5 3.5 Итоговое занятие 0,5 Итого 11 0,5 1 0,5 5,5 5,5 навыков постановки жизненных целей, формирование временной перспективы, закладка основ личностного развития и самоопределения Создание три цели (желания) Обсуждение сложностей которые возникли при выполнении задания роль целеполагания в жизненных достижениях человека Разбор понятия «критерий достижения цели». Создание цели мирового масштаба. Обсуждение. Работа с идеальными и материальными целями. Разбор роли целеполагания в жизненных достижениях человека Разбор понятия колесо баланса. Обсуждение. Создание колеса баланса. Обсуждение полученных результатов. Подведение итогов работы в течение года. Итоговое тестирование. 11 1.6. Содержание учебного плана Раздел 1. Здоровое поколение (2ч.). Тема 1.1. Введение в программу. Теория: Цели и задачи, стоящие перед командами в процессе обучения, виды деятельности, предусмотренные программой, правила поведения на занятиях и техника безопасности, содержание деятельности учебного объединения. Практика: Работа по группам. Форма контроля: Анкетирование Оборудование: проектор, ноутбук. Тема 1.2. Что несет в себе понятие здоровья для современного человека. Образ успешного подростка ведущего здоровый образ жизни. Теория: Знакомство с понятием «здоровье» в современном обществе. Выработка личностных стратегий уверенного поведения, через формирование образа современного подростка с активной жизненной позицией и умением противостоять пагубным влияниям из социума Практика: создание образа успешного подростка, ведущего здоровый образ жизни. Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук, цветные карандаши, Раздел 2. «Нет» рискованному поведению (4ч.). Тема 2.1. Социальные роли в контексте поведения. Теория: Формирование осознанности множественности социальных ролей, связи социальной роли с поведением. Практика: Создание «Стены вопросов» Обсуждение ответов Рассмотрение дополнительных вариантов от других команд. Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук. Тема 2.2. Устойчивая позиция противостоянию негативным влияниям микросреды. Теория: Формирование собственной жизненной позиции, ориентирование на соблюдение здорового образа жизни. Выработка устойчивой позиции обучающихся противостоянию негативным влияниям микросреды. Практика: Работа с заданиями из карточек, анализ различных ситуаций, размышление. Создание памятки «Скажи НЕТ». Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук. Тема 2.3. Мечта и движение к ней. 12 Теория: Осознание своей мечты и развитие умения планировать движение к ней. Формулирование своих желаний, осознание своих достижений, формулирование запроса на будущее. Практика: Создание единой цели на команду, создание проблемы препятствия, создание решения проблемы. Заполнение листа «Достижение мечты» обсуждение. Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук. Тема 2.4. Ответственность за свои поступки и результаты. Теория: Получение опыта влияния на свои результаты, изменение ситуаций, зависящих от себя самого, получение возможности осознанного выбора поведения. Практика: Работа с методикой Пять почему. Заполнение листа Пять почему Презентация. Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук. Раздел 3. Перспектива построение будущего (4ч.). Тема 3.1. Выявление процесса целеполагания у себя. Теория: Формирование мотивации и навыков постановки жизненных целей, формирование временной перспективы, закладка основ личностного развития и самоопределения. Практика: Создание три цели (желания) Обсуждение сложностей которые возникли при выполнении задания роль целеполагания в жизненных достижениях человека. Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук. Тема 3.2. Устойчивая позиция противостоянию негативным влияниям микросреды. Теория: Постановка «правильных» целей, отработка навыка постановки целей, отвечающих определенным требованиям. Разбор понятия «критерий достижения цели». Практика: Создание цели мирового масштаба. Обсуждение. Работа с идеальными и материальными целями. Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук. Тема 3.3. Роль целеполагания в жизненных достижениях человека. Теория: Разбор роли целеполагания в жизненных достижениях человека Разбор понятия колесо баланса. Обсуждение. Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук. 13 Тема 3.4. Колесо баланса. Теория: Разбор роли целеполагания в жизненных достижениях человека. Модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности Практика: Создание колеса баланса. Обсуждение полученных результатов Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра. Оборудование: проектор, ноутбук. Тема 3.5. Итоговое занятие. Теория: Подведение итогов работы в течение года. Практика: Итоговое тестирование. Форма контроля: наблюдение, анализ, тестирование. Оборудование: проектор, ноутбук. 14 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график для группы Место проведения: БМАОУ СОШ №32 Время проведения занятий: 13.45 Год обучения:2022-2023 учебный год Количество учебных недель: 34 Количество учебных дней:170 Сроки учебных периодов: 2 полугодие – февраль-май № п/п 1. 2. 3. Тема занятия Вводное тестирование Беседа: закрепление уже имеющихся компетенций о здоровом образе жизни и обогащение новыми знаниями Создание правил игры, выбор капитанов, названия команд, создание лозунга команд. Исследование вопроса здорового образа жизни в современном социокультурном пространстве. Командное собрание образа «Подростка ведущего ЗОЖ» и презентация получившегося подростка. Знакомство с социальными ролями в контексте поведения. Связь социальной роли с поведением. Создание стены вопросов. Кол-во часов Форма занятия Форма контроля Дата проведения занятия планируемая фактическая 1 Теоретическое занятие (лекция) Анкетирование Февраль 2023 1 Теоретическое занятие, практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра 1 Теоретическое занятие, практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Февраль 2023 Март 2023 Причины изменения даты 15 4. Обсуждение ответов, помощь соседних команд. Выработка устойчивой позиции обучающихся противостоянию негативным влияниям микросреды. Работа с заданиями в карточках, создание ответов четко соблюдая правила. 5. Осознание своей мечты, создание плана движения к ней 6. Осознание ответственности за свои поступки и результаты. Игра «Пять почему» 7. Создание три цели (желания) Обсуждение сложностей которые возникли при выполнении задания 8. 9. 10. 11. Создание цели мирового масштаба. Обсуждение. Работа с идеальными и материальными целями. Разбор понятия колесо баланса. Обсуждение. Модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, создание колеса баланса. Обсуждение получившегося результата Итоговое занятие. Обратная связь. 1 1 1 1 1 1 1 1 Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, Практическое занятие Теоретическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Март 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Март 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 Май 2023 Май 2023 16 2.2. Календарный учебный график для 2 группы Место проведения: БМАОУ СОШ №32 Время проведения занятий: 13.45 Год обучения:2022-2023 учебный год Количество учебных недель: 34 Количество учебных дней:170 Сроки учебных периодов: 2 полугодие – февраль-май № п/п 1. 2. 3. Тема занятия Вводное тестирование Беседа: закрепление уже имеющихся компетенций о здоровом образе жизни и обогащение новыми знаниями Создание правил игры, выбор капитанов, названия команд, создание лозунга команд. Исследование вопроса здорового образа жизни в современном социокультурном пространстве. Командное собрание образа «Подростка ведущего ЗОЖ» и презентация получившегося подростка. Знакомство с социальными ролями в контексте поведения. Связь социальной роли с поведением. Создание стены вопросов. Кол-во часов Форма занятия Форма контроля Дата проведения занятия планируемая фактическая 1 Теоретическое занятие (лекция) Анкетирование Февраль 2023 1 Теоретическое занятие, практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра 1 Теоретическое занятие, практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Февраль 2023 Март 2023 Причины изменения даты 17 4. Обсуждение ответов, помощь соседних команд. Выработка устойчивой позиции обучающихся противостоянию негативным влияниям микросреды. Работа с заданиями в карточках, создание ответов четко соблюдая правила. 5. Осознание своей мечты, создание плана движения к ней 6. Осознание ответственности за свои поступки и результаты. Игра «Пять почему» 7. Создание три цели (желания) Обсуждение сложностей которые возникли при выполнении задания 8. 9. 10. 11. Создание цели мирового масштаба. Обсуждение. Работа с идеальными и материальными целями. Разбор понятия колесо баланса. Обсуждение. Модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, создание колеса баланса. Обсуждение получившегося результата Итоговое занятие. Обратная связь. 1 1 1 1 1 1 Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, Практическое занятие 1 1 Теоретическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Март 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Март 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 Май 2023 Май 2023 18 2.3. Календарный учебный график для 3 группы Место проведения: БМАОУ СОШ №32 Время проведения занятий: 13.45 Год обучения:2022-2023 учебный год Количество учебных недель: 34 Количество учебных дней:170 Сроки учебных периодов: 2 полугодие – февраль-май № п/п 1. 2. 3. Тема занятия Вводное тестирование Беседа: закрепление уже имеющихся компетенций о здоровом образе жизни и обогащение новыми знаниями Создание правил игры, выбор капитанов, названия команд, создание лозунга команд. Исследование вопроса здорового образа жизни в современном социокультурном пространстве. Командное собрание образа «Подростка ведущего ЗОЖ» и презентация получившегося подростка. Знакомство с социальными ролями в контексте поведения. Связь социальной роли с поведением. Создание стены вопросов. Обсуждение ответов, помощь Кол-во часов Форма занятия Форма контроля Дата проведения занятия планируемая фактическая 1 Теоретическое занятие (лекция) Анкетирование Февраль 2023 1 Теоретическое занятие, практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра 1 Теоретическое занятие, практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Февраль 2023 Март 2023 Причины изменения даты 19 соседних команд. 4. Выработка устойчивой позиции обучающихся противостоянию негативным влияниям микросреды. Работа с заданиями в карточках, создание ответов четко соблюдая правила. 5. Осознание своей мечты, создание плана движения к ней 6. Осознание ответственности за свои поступки и результаты. Игра «Пять почему» 7. Создание три цели (желания) Обсуждение сложностей которые возникли при выполнении задания 8. 9. 10. 11. Создание цели мирового масштаба. Обсуждение. Работа с идеальными и материальными целями. Разбор понятия колесо баланса. Обсуждение. Модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, создание колеса баланса. Обсуждение получившегося результата Итоговое занятие. Обратная связь. 1 1 1 1 1 1 1 1 Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, Практическое занятие Теоретическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Март 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Март 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 Май 2023 Май 2023 20 2.4. Календарный учебный график для 4 группы Место проведения: БМАОУ СОШ №32 Время проведения занятий: 13.45 Год обучения:2022-2023 учебный год Количество учебных недель: 34 Количество учебных дней:170 Сроки учебных периодов: 2 полугодие – февраль-май № п/п 1. 2. 3. Тема занятия Вводное тестирование Беседа: закрепление уже имеющихся компетенций о здоровом образе жизни и обогащение новыми знаниями Создание правил игры, выбор капитанов, названия команд, создание лозунга команд. Исследование вопроса здорового образа жизни в современном социокультурном пространстве. Командное собрание образа «Подростка ведущего ЗОЖ» и презентация получившегося подростка. Знакомство с социальными ролями в контексте поведения. Связь социальной роли с поведением. Создание стены вопросов. Обсуждение ответов, помощь соседних команд. Кол-во часов Форма занятия Форма контроля Дата проведения занятия планируемая фактическая 1 Теоретическое занятие (лекция) Анкетирование Февраль 2023 1 Теоретическое занятие, практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра 1 Теоретическое занятие, практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Февраль 2023 Март 2023 Причины изменения даты 21 4. Выработка устойчивой позиции обучающихся противостоянию негативным влияниям микросреды. Работа с заданиями в карточках, создание ответов четко соблюдая правила. 5. Осознание своей мечты, создание плана движения к ней 6. Осознание ответственности за свои поступки и результаты. Игра «Пять почему» 7. Создание три цели (желания) Обсуждение сложностей которые возникли при выполнении задания 8. 9. 10. 11. Создание цели мирового масштаба. Обсуждение. Работа с идеальными и материальными целями. Разбор понятия колесо баланса. Обсуждение. Модификация мировоззрения, изменение стереотипов деятельности, создание колеса баланса. Обсуждение получившегося результата Итоговое занятие. Обратная связь. 1 1 1 1 1 1 1 1 Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, практическое занятие Теоретическое занятие, Практическое занятие Теоретическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Март 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Март 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 наблюдение, анализ, деловая игра наблюдение, анализ, деловая игра Апрель 2023 Май 2023 Май 2023 22 2.5. Формы аттестации/контроля Формы аттестации/контроля для выявления предметных и метапредметных результатов: анкетирование, практическая работа, творческая работа, дискуссия, Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных качеств: наблюдение, беседа, опросы, анкетирование, Особенности организации аттестации/контроля: В начале обучения проводится входная диагностика в форме анкетирования 2.6. Методическое обеспечение программы Методики и технологии: В программе используются методики и технологии дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Профилактическая игра-тренинг «Сегодня про счастливое завтра для подростков» психолого-педагогической направленности, разработанного при поддержки Фонда президентских грантов. Краткое описание работы с методическими материалами: Во время занятий обучающиеся создадут образ успешного подростка. Совместно с получившимся подростком создадут памятку «Скажи НЕТ», создадут единую цель на команду, проблему - препятствие, решение проблемы, заполнят лист «Достижение мечты». Поработают с методикой Пять почему. Создадут три цели (желания) Обсудят сложности которые возникли при выполнении задания роль целеполагания в жизненных достижениях человека. Создадут колесо баланса. Обсудят полученные результаты и в заключении пройдут заключительное анкетирование. 2.7. Условия реализации программы Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия: наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 12-20 и отвечающего правилам СанПин; наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным особенностям обучающихся; наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные определители карточки, наглядный материал, раздаточный материал. Материально-техническое обеспечение программы: Наименование Пластиковые подрамники на стойках Количество 4 шт. Область применения Используется оформления полученных героев 23 Пластиковые карточки ситуации Игровые поля «5 почему» 4 шт. 4 шт. 4 шт. Игровые поля «Цель» Стикеры цветные с клеевым краем 660 шт. Используется для проведения этапа Устойчивая позиция противостоянию негативным влияниям микросреды. Используется для проведения этапа Мечта и движение к ней Используется для проведения этапа Ответственность за свои поступки и результаты Используется на каждом этапе Информационное обеспечение программы: Наименование Колесо баланса тренинг для учащихся в школе Работа с идеальными и материальными целями. Ссылка Статья "Применение методики «колесо жизненного баланса» в работе педагогапсихолога с «трудными» подростками" (infourok.ru) Тренинг по психологии "Постановка целей". (infourok.ru) Область применения Используется для поиска необходимой информации по темам занятий Используется при создании цели (желания) Создании цели мирового масштаба. Кадровое обеспечение программы: Для реализации программы требуется педагог дополнительного образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», данный педагог должен пройти соответствующие курсы Модератор игры «Сегодня про счастливое завтра для подростков». 2.8. Воспитательный компонент Цель воспитательной работы Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося. Задачи воспитательной работы Пропаганда и укрепление ценности здоровья, воспитывая бережное и ответственное к нему отношение. Приоритетные направления воспитательной деятельности Здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, правовое воспитание и культура безопасности учащихся Формы воспитательной работы 24 Беседа, лекция, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, Методы воспитательной работы рассказ, беседа, лекция, дискуссия, упражнение, игра, поощрение, наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности, Планируемые результаты воспитательной работы Результаты развития внутренней позиции, развития мотивов для образовательной деятельности, самоопределения, зарождения гражданской идентичности, формирования системы морально-этических и ценностных ориентаций. Календарный план воспитательной работы № п/п Название мероприятия Введение в программу 1. 2. 3. 4. 5. 6. Что несет в себе понятие здоровья для современного человека. Образ успешного подростка ведущего здоровый образ жизни. Социальные роли в контексте поведения Устойчивая позиция противостоянию негативным влияниям микросреды Мечта и движение к ней Ответственность за свои поступки и результаты Форма проведения Очная Сроки проведения Февраль Формирование образа современного подростка с активной жизненной позицией и умением противостоять пагубным влияниям из социума Очная Февраль Формирование осознанности множественности социальных ролей, связи социальной роли с поведением. Формирование собственной жизненной позиции, ориентирование на соблюдение здорового образа жизни. Выработка устойчивой позиции обучающихся противостоянию негативным влияниям микросреды. Формулирование своих желаний, осознание своих достижений, формулирование запроса на будущее. Получение опыта влияния на свои результаты, изменение Очная Март Очная Март Очная Март Очная Апрель Задачи Формирование экологической культуры 25 7. 8. 9. 10. 11. ситуаций, зависящих от себя самого, получение возможности осознанного выбора поведения. Формирование мотивации и навыков постановки жизненных Процесс целеполагания у целей, формирование себя. временной перспективы, закладка основ личностного развития и самоопределения. Постановка «правильных» целей, отработка навыка постановки целей, Правильные цели и их отвечающих постановка определенным требованиям. Разбор понятия «критерий достижения цели». Разбор роли Роль целеполагания в целеполагания в жизненных достижениях жизненных достижениях человека человека Разбор понятия колесо баланса. Разбор роли целеполагания в жизненных достижениях человека. Модификация Колесо баланса мировоззрения, изменение стереотипов деятельности Создание колеса баланса. Итоговое занятие Заключительное анкетрование Очная Апрель Очная Апрель Очная Апрель Очная Май Очная Май 3. Список литературы для педагога: 1. Вагнер, И. В. Длительная игра как форма реализации программы воспитания: методическое пособие / И. В. Вагнер. – Москва: Русское слово — учебник, 2015. – 145 с. – (ФГОС НОО. Воспитание в начальной школе). 2. Донцов, Д. А. Возрастная психология и психология развития личности в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие: [16+] / Д. А. Донцов, М. В. Донцова. – 2- е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019. – 308 с. 26 3. Коган, М. С. Игровая кладовая: методическое пособие: [6+] / М. С. Коган. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. – 240 с. 4. Левкин, В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога: учебное пособие / В. Е. Левкин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. – 209 с 5. Мандель, Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся: учебное пособие: [16+] / Б. Р. Мандель. – Москва; Берлин: ДиректМедиа, 2017. – 317 с.: ил., табл. 6. Обухова, Ю. В. Практическая психология личности: драматические и игровые техники в работе психолога: учебное пособие / Ю. В. Обухова; Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. – Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. – 125 с.: ил. 7. Громова Д. А. Настольные игры как современный инструмент работы психолога в сопровождении подростков [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 16-19. 8. О.В. Дубровина Профилактическая игра - тренинг "Сегодня про счастливое завтра для подростков" Информация для карточки в Навигаторе Полное название: Дополнительная общеобразовательная программа «Сегодня про счастливое завтра для подростков» Публичное название: «Сегодня про счастливое завтра для подростков» Краткое описание: Программа направлена на социальное коммуникативное развитие.