Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Волейбол

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
Согласовано на ШМО
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

Принято
на Педагогическом совете
Протокол № 1
от «30» августа 2023 г.

Утверждаю:
директор БМАОУ СОШ №32
О. В. Лылова
Приказ №90
от «30» августа 2023 г.

Лылова Ольга
Валентиновна

Подписан: Лылова Ольга Валентиновна
DN: C=RU, OU=директор, O=БМАОУ
СОШ №32, CN=Лылова Ольга
Валентиновна, E=bgo_ou32@mail.ru
Дата: 2023-08-30 20:57:50

Дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности

Волейбол
срок реализации 1 год
возраст обучающихся: 14 - 17лет

Автор-составитель:
Баталова Вера Петровна, учитель
физической культуры.

г. Берёзовский, п. Монетный 2023 г.

1.1. Пояснительная записка
Программа
курса
внеурочной
деятельности
«Волейбол»
является
модифицированной и разработана на основании следующих нормативныхдокументов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (ст.2, ст.15, ст.16,ст.17,ст.75, ст.79)
- приказа Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 №196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Приказом от 30.09.2020 года №533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года
№196»
- методическими
рекомендациями
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18 ноября 2015 года;
- Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства
РФ от 04.09.2014 №1726-р);
- СанПиНа 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
- Приказ Министертва образования и науки РФ от23.08.2017 года № 816
«Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»
- Методические рекомендации от 20 марта 2020 года по реализации образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
образовательных программ среднего профессиональногообразования и дополнительных
общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий.
- письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 г. № АК- 2563/05 « О методических
рекомендациях» вместе с (Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации
образовательных программ);
- приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 05.08.2020 г. №882/391 « Об организации и осуществлении образовательной
деятельности при сетевой форме реализацииобразовательных программ»
- Устава БМАОУ СОШ №32.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Уровень реализации программы – базовый (основной).
Актуальность программы. Волейбол доступен всем, играют в него как в закрытых
помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила
этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – волейбол - определился популярностью ее в детской среде,
доступностью, широкой распространенностью, учебно- материальной базой школы и,
естественно, подготовленностью самогоучителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное
напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий
волейболом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка,
развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия
ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и
физического здоровья детей.
Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся
основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростносиловых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья

а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство
товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами.
Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости
подач, чѐткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает
занимающихся мобилизовать свои возможности, действовать с максимальным
напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и
групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у
играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный
подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у
обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в
случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок,
волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами
эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его
информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с
большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развиваетсягиподинамия.
Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол»,
направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании
функциональности организма.
Обоснование новизны программы в том, что она учитывает спецификудополнительного
образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта,
предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой
инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодѐжи,
являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство
физического воспитания и всестороннего физического развития.
Педагогическая целесообразность - позволяет решить проблему занятости свободного
временидетей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой
деятельности в области физической культуры и спорта.
Адресат дополнительной общеразвивающей программы:
программа предназначена для учащихся в возрасте 14-17 лет.

данная

Объемы и срок освоения программы:

1 модуль - 33 часа
2 модуль – 37 часа
Всего - 68 часов
Формы обучения: Обучение по программе ведется с использованием различных форм:
очное обучение, (с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации"), электронное обучение и обучение с применением
дистанционных образовательных технологий.
При необходимости возможна реализация программы с применением электронного
обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ). При реализации
ДОТ занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения,
проводятся в режиме онлайн.
Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы (электронная
платформа для видеозанятий - занятия проводятся с использованием чатов электронной
системы общения, проводятся в режиме онлайн); цифровые образовательные ресурсы,
размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение;
e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений;
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об

образовательной деятельности.
Продолжительность занятия в дистанционном формате: 2 академических часа, в
которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного
обучения (он-лайн), остальное время отводится на выполнение творческих заданий и
индивидуальные консультации с учащимися (оф-лайн).

Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие
методы обучения:
 Словесный – подача нового материала;
 Наглядный
– обращение
к образам,
помогает
ребенку
почувствовать, понять окружающий мир.
 Практический – позволяет применить полученные знания привыполнении
заданий.
 Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.
 Метод стимулирования познавательного интереса.
 Наблюдение и анализ.
 Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным)
методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.
Практические и теоретическое.
Особенности организации образовательного процесса:
Дидактическая направленность, обусловленная решением образовательных задач.Строгая
регламентация деятельности занимающихся и дозирование нагрузки. Постоянный состав
занимающихся и их возрастная однородность. Использование разнообразных
организационных форм, средств, методов и приемов. Гибкая информационная система
контроля знаний, умений и навыков. Планирование учебных занятий секции согласовано
с общим планом физкультурно-массовой работы школы. Основной формой занятия
является спортивная тренировка. Занятия по данной дополнительной общеразвивающей
программе возможно как в очном формате, так и с применением обучения в
дистанционном формате.
Состав
группы:
участвующих
в реализации
данной дополнительной
образовательной программы от 6до 12 человек.
Главным направлением учебно-тренировочного процесса является:
1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.
2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной иобщественной
гигиены, организация врачебного контроля.
3. Воспитание
морально-волевых
качеств,
дисциплинированности
и
ответственности юных волейболистов.
4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.
5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.
6.Достижение
оптимального
для данного этапа уровня технической
и
тактической подготовленности юных волейболистов.
Продолжительность занятий установлена на основании СП 2.4.3648-20 Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между
занятиями 15-минутные перерывы.
Занятия проводятся один раз в неделю, по 2 часа: первая часть занятия длится 45
минут, за которой следует перерыв (15 минут), вторая часть занятия также составляет 45
минут, организационный момент – 15 минут.

1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: содействие физическому развитию учащихся и привитие стойкого
интереса к систематическим занятиям спортом путем обучения игры в волейбол.
Задачи реализации программы:

Образовательные:
- Обучение техническим и тактическим основам спортивной игры – волейболу,
дальнейшее совершенствование технических и тактических приемов игры.
- Освоение учащимися знаний для занятий волейболом,
- Овладение умениями и навыками игры в волейбол.
- Развитие силы, ловкости, координации движений, быстроты реакции.
- Воспитание интереса к волейболу.
Развивающие:
- Развитие спортивных способностей обучающихся.
- Развитие желания участвовать в соревнованиях проводимых в течение года.
Воспитательные:
- Воспитать упорство трудолюбие, настойчивость в достижении цели.
- Воспитание трудолюбия, коммуникабельности, чувства товарищества ипатриотизма.

1.3. Содержание программы
Учебно-тематический план обучения
1 модуль
№ Название раздела,
п/п темы
1 Общая физическая
подготовка
1.1 Основы методики обучения
в волейболе
1.2 Обучение технике
подачи мяча.
Передача сверху двумя
руками вперед-вверх (в
опорном положении)
Передача сверхудвумя
руками в прыжке (вдоль
сеткии через сетку)
Передача сверху двумя
руками, стоя
спиной в направлении
передачи.
1.3 Совершенствование
техники передачи мяча
сверху двумя руками
вперед-вверх

Количество часов
Всего
Теория
Практика
5
1
4

1.4 ОФП.
Совершенствование
навыков приема и
передачи мяча сверхудвумя
руками.
Тактика вторых
передач.

1

1

1

1

Формы
контроля
Контрольное
упражнение

1

1

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

1

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

1

1.5

Нападающий удар
через сетку

1

2.

Техника нападения

15

2.1 Командные
тактические действияв
нападении, защите.
Двухсторонняя
учебная игра.
Игры и эстафеты на
закрепление и
совершенствование
технических приемови
тактических
действий
2.2 Игры развивающие
физические
способности. Развитие
скоростных,скоростносиловых,
координационных
способностей,
выносливости, гибкости
2.3 Блокирование
нападающих ударов
3. Игра по правилам с
заданием
3.1 Передача мяча двумя
руками сверху через сетку с
перемещением.
Передача мяча двумясверху
у стены.
Нижняя прямая
подача.
3.2 Передача мяча двумя
руками сверху через сетку с
перемещением.
Передача мяча двумя
руками сверху у
стены. Прием и
передача мяча снизудвумя
руками
Передачи в четверкахс
перемещением из зоны 6 в
зоны 3, 2 и
из зоны 6 в зоны 3, 4.
Прием и передача мяча
снизу двумя руками.
Нижняя
прямая подача.

5

5

5

5

1
2

1

1

13

Контрольное
упражнение

4

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

4

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

5

5

13

13

Контрольное
упражнение

5

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

5

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

3.3 Основы техники и
тактики игры
Итого

3

3

33

3

30

2 модуль
№
п/п
1

Название раздела,
темы
Обучение технике
перемещения и
передачи мяча

Количество часов
Всего
Теория
Практика
18

Контрольное
упражнение

7

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

7

7

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

4

4

13

13

19

1

1.1
Совершенствование
техники передачи
мяча сверху двумя
руками вперед-вверх
1.2

1.3
2.
2.1

Передача мяча снизу
двумя руками над
собой. Передача мяча
снизу двумя руками в
парах.
Верхняя прямая
подача. Нижняя
боковая подача.
Верхняя передача
мяча.
Система игры в
защите.
Игра по правилам с
заданием
Верхняя прямая
подача. Передачи
мяча сверху стоя
спиной к цели.
Передачи мяча сверху
двумя руками и снизу
двумя руками в
различных
сочетаниях. Прием мяча
с подачи в зону3.

Формы
контроля

8

7

1

7

Контрольное
упражнение

тестированиена
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

2.2

Передачи мяча сверху
двумя руками в прыжке.
Прием мяча с подачи в
зону 3.
Учебная игра в
волейбол.
Передача из зон 1, 6,
5 в зону 3 с приема
подачи. Вторая
передача из зоны 3 в
зоны 2, 4. Учебно –
тренировочная игра в
волейбол.

6

-

6

Итого

35

1

34

тестированиена
знание правил
соревнованийи
терминологии

Содержание программы обучения.
1 модуль
1.
Обучение технике перемещения и передачи мяча .
Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных
двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке
приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Совершенствование техники
передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача сверху двумя руками, стоя
спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача.
Верхняя прямая подача. Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача
мяча.
Практика:
Отработка приемов.
Форма контроля:Техническая подготовка (ТП)
(Стойка игрока. Приѐмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху.
Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия -блоки, страховки).
2.
Техника нападения
Практика: Отработка приемов. Командные тактические действия в нападении, защите.
Двухсторонняя учебная игра. Игры и эстафеты на закрепление и совершенствование
технических приемов и тактических действий. Игры развивающие физические
способности. Развитие скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей,
выносливости, гибкости. Судейство учебной игры в волейбол.
Игра «Волейбол». Подача в прыжке.
Форма контроля: Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приѐмов мяча).

3.
Игра по правилам с заданием
Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача
мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча снизу двумя
руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в
зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизудвумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя
прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя
руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с

подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке.
Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная играв волейбол.
Форма контроля: Специальная физическая подготовка (СФП) (Подвижные игры.
Эстафеты).

1 модуль
1. Обучение технике перемещения и передачи мяча .
Теория: Общеразвивающие и подготовительные упражнения. Развитие специальных
двигательных качеств. Техника защиты. Перемещение в стойке приставными шагами:
правым, левым боком, лицом вперед. Техника защиты. Перемещение в стойке
приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Совершенствование техники
передачи мяча сверху двумя руками вперед-вверх. Передача сверху двумя руками, стоя
спиной в направлении передачи. Обучение технике подачи мяча. Нижняя прямая подача.
Верхняя прямая подача. Подача с вращением мяча. Подача в прыжке. Верхняя передача
мяча.
Практика:
Отработка приемов.
Форма контроля:Тактическая подготовка (ТП)
(Тактика подач. Тактика передач. Тактика приѐмов мяча).
Контрольно-оценочные и переводные испытания
2.
Игра по правилам с заданием
Практика: Передача мяча двумя руками сверху через сетку с перемещением. Передача
мяча двумя сверху у стены. Нижняя прямая подача. Прием и передача мяча снизу двумя
руками. Передачи в четверках с перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в
зоны 3, 4. Прием и передача мяча снизудвумя руками. Нижняя прямая подача. Верхняя
прямая подача. Передачи мяча сверху стоя спиной к цели. Передачи мяча сверху двумя
руками и снизу двумя руками в различных сочетаниях. Прием мяча с подачи в зону 3.
Верхняя прямая подача. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке. Прием мяча с
подачи в зону 3. Учебная игра в волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке.
Прием мяча с подачи в зону 3. Учебная играв волейбол.
Форма контроля: Контрольно-оценочные и переводные испытания
1.3. Планируемые результаты.
Планируемые результаты и способы проверки их результативности Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения
программы дополнительного образования
Личностными результатами освоения учащимися содержания
программы по
волейболу являются следующие умения:
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметными
результатами освоения
учащимися
содержания
программы по волейболу
являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективнуюоценку на
основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить
возможности и способы их улучшения;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по
волейболу являются следующие умения:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых
и досуг с использованием средств физическойкультуры;
излагать факты истории развития волейбола характеризовать еѐ роль и значение в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военнойдеятельностью;
представлять выбранный вид спорта как средство укрепления здоровья, физического
развития и физической подготовки человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу
тела), развития основных физических качеств;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать еѐ
напряжѐнность во время занятий по развитию физических качеств;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять
находить
отличительные
особенности
в выполнении
двигательного
действия разными игроками , выделять отличительные признаки и элементы. проявлять
положительные
качества
личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в
достижении поставленных задач
В конце обучения учащиеся будут узнают:
 физиологические основы деятельности системы дыхания, кровообращения и
энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные
периоды;
 психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные
способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и
повышения физической подготовленности;
 способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с
разной
функциональной
направленностью,
правилаиспользования
спортивного
инвентаря
и оборудования,
принципы
создания простейших спортивных сооружений и площадок;
 правила
личной гигиены,
профилактики
травматизма
и оказания
доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
 понятия «Техника игры», «Тактика игры»
 правила игры

первичные навыки судейства.
научатся:
 технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной
деятельности и организации собственного досуга;
 проводить самостоятельные занятия по развитию
основных физических
способностей, коррекции осанки и телосложения;
 соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях
физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных
случаях;
 пользоваться
современным спортивным инвентарем и оборудованием,
специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
самостоятельных форм занятий физической культурой.
 владеть основными техническими приемами
 применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий
волейболом
Предметные результаты:

-знание правил техники безопасности и профилактики травматизма;
-формирование умения вести наблюдение за динамикой своего развития исвоих
основных физических качеств и функциональных возможностей;
-формирование
умение
выполнять
комплексы
общеразвивающих
оздоровительных упражнений;
-овладение знаниям, умениям и навыкам игры в волейбол.

II.

и

КОМПЛЕКС
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХУСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2022-2023учебный
год.
Количество учебных недель: 35
Количество учебных дней:
Сроки учебных периодов: 1 полугодие с 01.09.2022 по 30.12.2022;
2 полугодие с 09.01.2023 г. по 31.05.2023 г.
1 модуль
Тема занятия
№

Коллек
тивная
Коллективная

Форма
контроля
тестирование на
умение выполнять
пройденные
технические
приѐмы

1

сентябрь

Техника защиты. Перемещение в стойке
приставными шагами:правым, левым
боком,лицом вперед

2

сентябрь

3

сентябрь

4

сентябрь

5

сентябрь

Обучение технике подачи мяча. Передача Коллективная тестирование на
сверху двумя руками вперед-вверх(в
умение выполнять
опорном положении)
пройденные
Передача сверху двумя руками в прыжке
технические
(вдольсетки и через сетку)
приѐмы
Передача сверху двумяруками, стоя спиной
в направлении передачи.
Командные тактическиедействия в
Коллективная тестирование на
нападении, защите. Двухсторонняя учебная
умение выполнять
игра. Игры и эстафеты назакрепление и
пройденные
совершенствование технических приемов и
технические
тактических действий
приѐмы
Игры развивающие физические
Коллективная
сдача
способностиРазвитие скоростных,
контрольных
скоростно-силовых,координационных
нормативовпо ОФП
способностей, выносливости, гибкости
Передача мяча двумя
Коллективная тестирование на
руками сверху через сетку с
умение выполнять
перемещением. Передачамяча двумя
пройденные
сверху у стены.Нижняя прямая подача.
технические
приѐмы

6

сентябрь

7

сентяб
рь

8

Сентябрь

9

сентябрь

10

Октябрь

11

октябрь

12
13
14
15
16

октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь

17

октябрь

18

ноябрь

19

ноябрь

20

ноябрь

21

ноябрь

Передача мяча двумя руками сверху через Коллективная тестирование на
сеткус перемещениемПередача мяча двумя
умение выполнять
руками сверхуу стены. Прием и передача
пройденные
мяча снизу двумя руками Передачи в
технические
четверках с перемещением из зоны 6 взоны
приѐмы
3, 2 и из зоны 6 в зоны 3, 4. Прием и
передача мяча снизу двумяруками. Нижняя
прямая подача.
Совершенствование
Коллективная
тестирован
техники передачи мячасверху двумя
ие на умение
руками вперед-вверх
выполнять
пройденные
технические
приѐмы
Передача мяча снизу двумяруками над
Коллективная тестирование на
собой. Передача мяча снизу двумяруками в
умение выполнять
парах. Верхняя прямая подача.Нижняя
пройденные
боковая подача.Верхняя передача мяча.
технические
приѐмы
Верхняя прямая подача. Передачи мяча
Коллективная тестирование на
сверху стояспиной к цели. Передачи
знание правил
мяча сверху двумя рукамии снизу двумя
соревнований и
руками в различных сочетаниях. Прием
терминологии
мяча с подачи взону 3.
Передачи мяча сверху двумя руками в
Коллективная тестирование на
прыжке.Прием мяча с подачи в зону 3.
умение выполнять
Учебная игра в волейбол.
пройденные
Передача из зон 1, 6, 5 взону 3 с приема
технические
подачи.
приѐмы
Вторая передача из зоны 3
в зоны 2, 4. Учебно –тренировочная игра в
волейбол.
ОФП. Совершенствование навыков приема Коллективная
и передачимяча сверху двумя руками.
Тактика вторых передач. Учебная игра
Приемы мяча.
Коллективная
Прием мяча с падением.
Коллективная
Блокирование одиночное
Коллективная
Блокирование групповое
Коллективная
Групповые действия в защите внутри
Коллективная
линии и между линиями
Прием мяча: на задней линии от нижней Коллективная
прямой и боковой подачи. Учебнаяигра.
Прием мяча: нижней и верхней прямой
Коллективная
подачи в зоне нападения.
Прием мяча: сверху двумяруками с
Коллективная
падением в сторону на бедро и перекатом
на спину.Учебная игра.
Прием мяча: с низу двумяруками и одной Коллективная
рукой с падением в перед на руку и
перекатом на грудь. Учебная игра.
Нападающий удар через сетку: по ходу из Коллективная
зоны 3,4и 2. Игра.

22

ноябрь

Нападающий удар черезсетку: в зонах 4 и 2 Коллективная
с передачей из глубины площадки. Учебная
игра.
Нападающий удар через сетку: из зоны 3 с Коллективная
высокихи средних передач. Учебная игра.
Нападающий удар черезсетку: с удаленных Коллективная
от сетки передач. Игра.
Блокирование нападающихударов:
Коллективная
одиночные и групповые в зонах 4 и 2,
выполненных с передачииз зоны 3.
Учебная игра.

23

ноябрь

24

ноябрь

25

декабрь

26

декабрь

Блокирование нападающихударов: по ходу, Коллективная
выполняемых из зон 4-3 и2-3 в известном
направлении. Учебнаяигра.

27

декабр
ь

28

декабрь

29

декабрь

30

декабрь

31

декабрь

32

декабрь

33

декабрь

Индивидуальные тактические действия:
Коллек
выбор и способ отбиваниямяча через сетку. тивная
Учебная игра.
Передача сверху двумяруками, кулаком
Коллективная
снизу. Учебная игра.
Выбор места для выполнения
Коллективная
блокированиянападающего удара.
Выбор места для выполнения нападающего Коллективная
удара. Игра.
Взаимодействие игроковпередней линии в Коллективная
нападении. Игра.
Взаимодействие игроков задней и передней Коллективная
линии внападении и при приеме подачи.
Учебная игра.
Защитные действия игроков внутри линии Коллективная
при приеме подач. Игра.

Календарный учебный график программы «Волейбол» на 2022-2023учебный год.
2 Модуль
Форма
занятия

Форма
контроля

Коллективная

групповые
тренировочные
занятия

Нападающие действия игроков передней линиипри
35 январь
Коллективная
второй передачи. Учебная игра.

групповые
тренировочные
занятия

№

Дата

Тема занятия

Перемещение игроков приподаче и приѐме мяча.
Стойки основная, низкая;сочетание стоек и
34 январь перемещений, способов перемещений. Нижняя
прямая (боковая); из-за лицевой линии в пределы
площадки, правую, левуюполовины площадки.

36 январь

Система игры в защите.

тестирование на
умение выполнять
Коллективная
пройденные
технические
приѐмы

37 январь

Приѐм подачи Передача мяча двумя руками сверху
на месте. Передача мяча над собой.Прием мяча
Коллективная
двумя снизу.Нижняя прямая подача.

групповые
тренировочные
занятия

Коллективная

тестирование на
умение
выполнять
пройденные
технические
приѐмы

Приѐм подачи Верхняя прямая подачаПередачи
39 январь мяча сверху двумя руками и снизу двумя руками в Коллективная
различныхсочетаниях.

групповые
тренировочные
занятия

Верхняя прямая подача.Прием мяча с подачи.
40 январь Передачи мяча сверху двумя руками и снизу двумя Коллективная
руками в различных сочетаниях.

групповые
тренировочные
занятия

Верхняя прямая подача с вращением. Передача из
41 январь
зон 1,6,5 в зону 3. . Прием
мяча с подачи.

Коллективная

групповые
тренировочные
занятия

Верхняя прямая подача с вращением. Прием мяча с
подачи в зону 3. Передачаиз зон 1, 6, 5 в зону 3 с
42 февраль
Коллективная
приема подачи. Вторая передача из зоны 3 в зоны2,
4.

групповые
тренировочные
занятия

38 январь

Приѐм подачи Верхняя прямая подача.Передачи
мяча в парах вдвижении. Передачи в четверках с
перемещениемиз зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в
зоны 3, 4.

43 февраль

Верхняя прямая подача впрыжке.

44 февраль

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с
подачи в зону

тестирование на
умение выполнять
Коллективная
пройденные
технические
приѐмы
Коллективная

Верхняя прямая подача в прыжке. Прием мяча с
45 февраль подачи в зону 3. Вторая передача из зоны 3 в зоны Коллективная
2, 4
Атакующие удары. Прямой нападающий удар;ритм
разбега в три шага; ударное движение кистью по
46 февраль
Коллективная
мячу: стоя у стены; ударчерез сетку,
подброшенному партнером; удар спередачи.
Нападающий удар по неподвижному мячу
Нападающий удар с собственного подбрасывания
47 февраль
мяча Прямой нападающий ударс разбега.
Одиночное блокирование.

групповые
тренировочные
занятия

Коллективная

Прямой нападающий удар.Верхняя прямая подача в
48 февраль прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая
Коллективная
передача из зоны 3 в зоны2, 4.

групповые
тренировочные
занятия

Групповые действияволейболистов Взаимодействие
при первой передаче игроковзон 3, 4 и 2; при
49 февраль второй передаче игроков зон 3, 4, 2; взаимодействие Коллективная
при первой передаче игроковзон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при
приѐме подачи
50

март

Нападающий удар с поворотом туловища
Индивидуальное блокирование.

Коллективная

51

март

Нападающий удар безповорота туловища (с
переводом рукой). Групповое блокирование.

Коллективная

март

Упражнения на развитиепрыгучести. Прыжковые
упражнения сотягощениями и без них. Прыжки с
места, с разбега,доставая баскетбольный щит,
Коллективная
кольцо. Прямой нападающий удар. Верхняяпрямая
подача в прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3.
Вторая передача иззоны 3 в зоны 2, 4.

53

март

Упражнения на развитиепрыгучести. Прыжки из
глубокого приседа. Прыжки со скакалкой надвух
ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением
Коллективная
вперед; наодной ноге; в приседе; высоко поднимая
бѐдра). Нападающий удар с поворотом туловища
Индивидуальное блокирование.

54

Блокирование в прыжке;блокирование удара по
март подброшенному мячу (блокирующий на подставке, Коллективная
на площадке),удар с передачи (блок).

55

Прямой нападающий удар.Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая
март
Коллективная
передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар с
поворотом туловища Индивидуальноеблокирование

56

Прямой нападающий удар.Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием мяча с подачи в зону 3. Вторая
март передача из зоны 3 в зоны 2, 4. Нападающий удар Коллективная
безповорота туловища (с переводом рукой).
Групповое блокирование.

57

март

Нижняя прямая, верхняяпрямая подачи по
определенным зонам. Неожиданные передачи мяча Коллективная
через сетку на площадку соперника.

58

март

52

59 апрель

Групповые тактическиедействия в нападении:
взаимодействие игрока зоны 6 с игроком зоны 3.
Групповые тактическиедействия в нападении:
взаимодействие игрока зоны 3 с игроком зоны 2.

Система игры в защите «углом вперед». Учебно –
60 апрельь
тренировочная игра в волейбол с заданиями.

групповые
тренировочные
занятия

групповые
тренировочные
занятия

групповые
тренировочные
занятия

Коллективная
Коллективная
Коллективная

61 апрель

Совершенствование техники нападающего удара по
Коллективная
блоку в аут.

62 апрель

Совершенствование техники нападающего удара в
Коллективная
зону 4.

групповые
тренировочные
занятия

63 апрель

Совершенствование техники нападающего удара в
Коллективная
зону 1.

64 апрель

Совершенствование техники нападающегоудара в
Коллективная
зону 6.

65 апрель

Совершенствование техники нападающего удара по
Коллективная
диагонали.

66 апрель

Совершенствование техники нападающего удара в
Коллективная
зону 5.

67

май

Совершенствование техники нападающего удара в
Коллективная
зону 2.

68

май

Совершенствование техники нападающего удара в
Коллективная
зону 3.

групповые
тренировоч
ные занятия
групповые
тренировочные
занятия
групповые
тренировочные
занятия
групповые
тренировочные
занятия
групповые
тренировочные
занятия
групповые
тренировоч
ные занятия

2.1Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение. Основной учебной базой для проведения занятий
является спортивный зал с волейбольной разметкой площадки, волейбольной сеткой.
1. Спортивный зал;
2. Волейбольная сетка;
3. Методические материалы, рекомендации;
4. Игровая форма (спортивная форма соревновательная);
5. Волейбольные мячи;
6. Набивные мячи;
7. Скакалки;
8. Компрессор для накачивания мячей;
9. Стойки, разметочные фишки и конусы;
10. Гимнастические маты;
11. Секундомер;
12. Свисток.
При дистанционном обучении должно обеспечиваться каждому обучающемуся возможность
доступа к средствам ДОТ, в т.ч. к образовательной онлайн-платформе, в качестве основного
информационного ресурса, а также осуществляться учебно-методическая помощь обучающимся
через консультации педагогов как при непосредственном взаимодействиипедагога с
обучающимися, так и опосредованно.
2.3 Форма контроля
Формой подведения итогов являются: контрольные упражнения и игры, тесты, сдача
нормативов, соревнования. Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и
физической подготовки.При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не
сделал" ("получилось
- не получилось"). Эффективность обучения может определяться и количественно "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или
соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической
подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в
соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного
уровня).
2.4. Оценочный материал
Основной показатель работы дополнительной программы - выполнение в конце года
программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в
количественно-качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной,

теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно- тренировочного
цикла.
В конце года все учащиеся сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр
с заданиями. Кроме того,контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных
технических приемов и тактических действий.
2.5 Методический материал
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения итренировки, которые
являются единым педагогическим процессом,направленным на формирование и закрепление
определенных навыков, надостижение оптимального
уровня физического развития.
Успешноеосуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа
единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической,специальной физической,
технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп
методов: общепедагогических и спортивных. Общепедагогические или дидактические методы
включают методнаглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при
единстве требований, метод опережающего развития физических качествпо отношению к
технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е.
оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включаются:
• метод непрерывности и цикличности учебно- тренировочного процесса;
• метод максимальности и постепенности повышения требований;
• метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
• метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочномпроцессе.
Теоретический материал обычно дается в начале занятия. Новую тему, то или иное задание
необходимо объяснять просто и доходчиво, обязательно закрепляя объяснения показом наглядного
материала и показом приемов работы. Практические занятия – основная форма работы с детьми,
где умения закрепляются, в ходе повторения – совершенствуются и формируются навыки.
Приобретенные умения и навыки используются обучающимися в соревновательной деятельности в
зависимости отсложившихся и меняющихся условий. Постановка задач, выбор средств и методов
обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условиисоблюдения требований
индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо
внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении
технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в планеовладения основой
структурой технического и тактического приема. В ходе учебно-тренировочного занятия
осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно
общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может
быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных
спортсменов. Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебнотренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные,
подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены
преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные
– на формирование технических навыков и тактических умений. В процессе обучения техническим
приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале
технический прием изучают в целом, затем переходят ксоставным частям и заключение снова
возвращаются к выполнению действияв целом. В процессе совершенствования техники происходит
формирование тактических умений. Распределение времени на все разделы работы осуществляется
в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия.
Методы
организации
и проведения
образовательного
процесса:
Словесные методы:
• Описание

•
•
•
•
•

Объяснение
Рассказ
Разбор
Указание
Команды и распоряженияПодсчѐт

Наглядные методы:
• Показ упражнений и техники волейбольных приѐмов
• Использование учебных наглядных пособий
• Видиофильмы, DVD, слайдыЖестикуляции
Практические методы:
• Метод упражнений
• Метод разучивания по частям
• Метод разучивания в целом
• Соревновательный метод
• Игровой метод
• Непосредственная помощь тренера-преподавателя.Основные средства обучения:
• Общефизические упражненияСпециальные физические упражнения
• Упражнения для изучения техники передвижений, техники и тактики волейбола в
нападении и защите и совершенствование их в групповых и командных действиях
• Подвижные и подготовительные игры.
По программе можно использовать следующие платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM,
GooglForm, Skype, чаты в Viber и WatsUp., ВКонтакте многие другие; цифровые образовательные
ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение;
email; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные
пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной
деятельности.
III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
1. Бабушкин Г.Д., Рогов И.А. Психологический практикум для
специализации «Теория и методика видов спорта» – Омск: СибГАФК, 1996.–83 с.
2. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). Краснодар, 2001.
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.
9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.
10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовкиспортсменов в
олимпийском спорте. - Киев, 1999.
11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.
12. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М.,1998.
13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я.Набатниковой. - М,
1982.
Список литературы для обучающихся и родителей
1. Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образованияРоссии.-15-е
издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.
2. Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт. 1989.
3. Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «КартаМолдовеняскэ»,
1975.Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. –
Волгоград, 1977.
4. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура испорт. 1982.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».