29.12.2022
Социальный педагог - это не учитель
с базовым образованием предметника, это педагог немного другого профиля,
владеющий основами юридических и психологических знаний; специалист, способный
не только увидеть проблему ребенка, но и помочь ему найти её решение.
Социальный
педагог работает с различными категориями:
·
Малообеспеченными
и многодетными семьями.
·
С детьми и
семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
·
С учащимися,
состоящими на профилактическом учете (учете ОДН, КДН, на внутришкольном учете).
·
С детьми,
оставшимися без попечения родителей.
·
С детьми с
ограниченными возможностями.
По роду
своей деятельности, социальному педагогу приходится осваивать различные
социальные роли и менять их в зависимости от ситуации и характера решаемой
проблемы. Он может выступать как посредник, связующее звено между личностью и
государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться
о ребенке; защитник растущей личности, ее законных прав; консультант, наставник,
который на протяжении ряда лет как бы «ведет» ребенка и его семью, осуществляет
социальный патронаж, заботиться о формировании нравственных, общечеловеческих
ценностей; социальный терапевт, который помогает разрешать конфликтные ситуации
своих подопечных, содействует им в контактах с нужными специалистами.
Основная
цель работы социального педагога – не сломать и перевоспитать, а помочь
предотвратить негативный путь развития личности ребёнка.
Среди
основных направлений работы социального педагога можно выделить следующие:
·
защита прав
детей (выявление и поддержка тех, кто нуждается в защите, оказавшихся в трудной
жизненной ситуации; профилактика социального сиротства, семейного
неблагополучия);
·
выявление
детей «группы риска», изучение медико-психологических и социально-педагогических
особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды;
·
осуществление
профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации,
девиантного и делинквентного поведения; профилактика и разрешение конфликтных
ситуаций с участием несовершеннолетних;
·
осуществление
правового просвещения учащихся; формирование у детей и подростков навыков
здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения;
·
взаимодействие
с семьями учащихся, с психологами, учителями, классными руководителями с целью
совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка;
·
взаимодействие
с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости
населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными
организациями;
·
участие в
работе педагогических советов и методических объединений.
Таким
образом, профессиональная деятельность социального педагога очень обширна: он
работает с самим ребенком, консультирует родителей и учителей, в вопросах, связанных
с существующими и возможными детскими проблемами, проводит воспитательные
беседы и мероприятия с детьми разных возрастов; следит за соблюдением их прав
(в том числе в судебном порядке), разрешает проблемные ситуации, когда права
несовершеннолетних каким-либо образом нарушаются, подготавливает исследования и
отчеты о результатах своей деятельности.