21.11.2018
Почему одни дети читают много и охотно, другие – мало и неохотно, а третьи не читают совсем? И как бы ни старались учителя, как бы ни работали библиотекари, результат меняется мало.
Потому что очень многое зависит от семьи. Каждый из родителей хочет, чтобы его ребёнок вырос читающим образованным человеком, но усилий к этому почти не прилагают, а большинство редко читают сами.
Если в семье родители читают, дети тоже читающие. Нет ничего лучше личного примера. Авторитет чтения как занятия престижного во многом определяется читающими или не читающими родителями. Когда дети видят, что мама и папа любят читать, слышат, как они разговаривают между собой и с ними о книгах, у ребят возникает постоянный интерес к книге и чтению. Если в семье растёт ребёнок, надо полюбить детскую книгу и научиться, с ней обращаться. Нехватка времени! Конечно. Но 30 минут в сутки для овладения навыками чтения, совместного размышления о прочитанном – не только можно, но и важно выделить.
Нужно внимательно слушать своего ребёнка, обсуждать с ним то, что его в книге заинтересовало. Это необходимые элементы овладения речевой деятельностью: во-первых – чтение и говорение, во-вторых – осмысление прочитанного. Не менее важно и то, что, рассказывая, беседуя, легче достичь взаимопонимания со своим ребёнком. Совместные чтения книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье. Нужно избегать вопросно–ответной формы общения. Не выспрашивать у ребёнка содержание книги, чтобы проверить прочёл он её или нет. Главное условие – чтобы ребёнок читал с удовольствием, а не по принуждению.
Сейчас, когда в быт вошли телевизор, компьютер, Интернет, сохранения книги как основы развития ребёнка особенно актуален. Если ребёнок читающий, то телевизор и компьютер будут только дополнять чтение, а не заменять его.
Родителям следует настойчиво обращать внимание ребёнка на книги всякий раз, когда у него появляется тот или иной вопрос. В доме должны быть книги и у взрослых, и у детей. Книг не должно быть много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, а главное, необходимы почти каждый день: книги-справочники, научно-популярная литература, а также художественная. При выборе детской литературы для чтения обращайте внимание на её художественную ценность. Произведения для детей Ю.Нагибина, В.Астафьева, В.Драгунского, Е.Пермяка, В.Осеевой, В.Солоухина, Л.Толстого проникнутые гуманностью, человеколюбием стали ещё более актуальными для нашего времени. Интересны произведения современных детских писателей В.Злотниковой, Н.Васильевой, Т.Кудрявцевой. Из книг, которые вы постоянно перечитываете, должна состоять ваша библиотека.
Очень важно приучить ребёнка самостоятельно обращаться к книгам–справочникам и к научно-познавательной литературе (сначала в домашней, а затем и в школьной библиотеке). Потому, что даже значительная по объёму личная библиотека не заменит роли школьной библиотеки. Дети ещё в начальной школе должны научиться работать в читальном зале. Формировать такую привычку в средней школе будет поздно.
Исследователи считают, что лето между 3 и 4 классами может оказаться для ребёнка поворотной точкой. Учителя знают, что примерно до 3 класса дети ещё не теряют своего учебного энтузиазма. Но если к 4 классу ребёнок не может свободно читать, он поспешно отключается от занятий. Можно ли ожидать от него успеха в географии или истории, если у него проблемы с чтением? Дети, которые не читают, не в состоянии воспринимать текст. И как следствие – проблемы с учёбой. Чтение – это залог будущего успеха вашего ребёнка.
Уважаемые родители! Семья, являясь главным воспитателем, формирует школу жизненных ценностей, одна из которых – чтение. Читайте вместе с детьми. Приучайте своих детей к чтению. От вашего отношения к чтению зависит отношение ребёнка к книге. Книга поможет вашим детям овладеть знаниями, выбрать правильный путь, состояться как личности.