ДООП художественной направленности Театр без занавеса (1)

Берёзовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32»
Согласовано
Решением педагогического совета
БМАОУ СОШ №32
Протокол №8 от 29 мая 2023 г.

Утверждаю
Директор БМАОУ СОШ №32
____________О. В. Лылова
приказ №55 от 29.05.2023
Лылова Ольга
Валентиновна

Подписан: Лылова Ольга Валентиновна
DN: C=RU, OU=директор, O=БМАОУ СОШ
№32, CN=Лылова Ольга Валентиновна,
E=bgo_ou32@mail.ru
Дата: 2023-07-29 22:24:21

Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности

«Театр без занавеса»
Срок реализации 1 год

Составитель программы:
Воеводкина Ольга Леонидовна
педагог дополнительного
образования

г. Берёзовский, п. Монетный 2023 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Театр без занавеса» реализует общекультурное (художественноэстетическое) направление во внеурочной деятельности в начальной школе 1, 2, 3,4
классы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования второго поколения.
Отличительной особенностью данной программы
является синтез типовых
образовательных программ по всеобщему и специальному театральному образованию и
современных образовательных технологий.
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И
поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать
любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит
стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью
выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест,
пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных
произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать
события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра
способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского
творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического)
в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса,
расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры
поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность –
предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании
детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во
взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с
занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает
их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и
синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира.
Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других,
развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального
искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая
максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального
искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его
личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательнообразовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития
младших школьников.
Актуальность
В основе программы лежит идея
использования потенциала театральной
педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития
речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный
процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ
зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление
знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются,
что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам
различных
социальных
групп
нашего
общества,
обеспечивает

совершенствование процесса развития и воспитания детей. Выбор профессии не является
конечным результатом программы, но даёт возможность обучить детей
профессиональным навыкам, предоставляет условия для проведения педагогом
профориентационной работы.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую
инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Структура программы
В программе выделено два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи,
которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также
коммуникативных особенностей ребенка средствами детского театра.
Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны непосредственно с
развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в
детском театре.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой индивидуальности
ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- знакомство детей с различными видами театра (кукольный, драматический,
оперный, театр балета, музыкальной комедии).
- поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
- совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и
воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- развитие речевой культуры;
- развитие эстетического вкуса.
-воспитание творческой активности ребёнка, ценящей в себе и других такие
качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана для учащихся 1 класса,2, класса, 3 класса, 4 класса на 1 год
обучения с усложнением репертуара по возрастам.
На реализацию театрального кружка «Театр без занавеса » в классе отводится
70 ч в год ( 2 часа в неделю). Занятия проводятся по 40минут в соответствии с
нормами СанПина.( в 1 классе-35)
70%
содержания планирования направлено на активную
двигательную
деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов.
Остальное время
распределено на проведение
тематических бесед, просмотр
электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной
реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы.
Программа строится на следующих концептуальных принципах:
Принцип успеха Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере
деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя
как уникальной составляющей окружающего мира.
Принцип динамики. Предоставить ребёнку возможность активного поиска и освоения
объектов интереса, собственного места в творческой деятельности, заниматься тем, что
нравиться.
Принцип демократии. Добровольная ориентация на получение знаний конкретно
выбранной деятельности; обсуждение выбора совместной деятельности в коллективе на
предстоящий учебный год.

Принцип доступности. Обучение и воспитание строится с учетом возрастных и
индивидуальных
возможностей подростков, без интеллектуальных, физических и
моральных перегрузок.
Принцип наглядности. В учебной деятельности используются разнообразные
иллюстрации, записи в компьютере, аудиокассеты, книги по театру.
Принцип систематичности и последовательности. Систематичность и
последовательность осуществляется как в проведении занятий, так в самостоятельной
работе воспитанников. Этот принцип позволяет за меньшее время добиться больших
результатов.
Особенности реализации программы:
Программа включает следующие разделы:
1.
Театральная игра
2.
Культура и техника речи
3.
Ритмопластика
4.
Основы театральной культуры
5.
Работа над спектаклем, показ спектакля
Занятия театрального кружка состоят из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте
вокруг нас, профессиональной ориентации школьников. Практическая часть работы
направлена на получение навыков актерского мастерства.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,
мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
 театральные игры,
 конкурсы,
 викторины,
 беседы,
 экскурсии в театр и музеи,
 спектакли
 праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев
школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных
произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и
мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку
театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы.
Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром,
учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их
действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся
выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть
осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его
видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление
спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает
воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности
детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети
напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей,
фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по
прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями
реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает
общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской
культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую
части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя
организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап
предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает
необходимую информацию по теме.
Алгоритм работы над пьесой.
 Выбор пьесы, обсуждение её с детьми.
 Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.
 Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка
танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и
костюмов.
 Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых
обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.
 Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декорации и реквизита
(можно условна), с музыкальным оформлением.
 Репетиция всей пьесы целиком.
 Премьера.
Формы контроля
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды
контроля:

текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью
ребенка в процессе занятий;

промежуточный – праздники, соревнования, занятия-зачеты, конкурсы ;

итоговый – открытые занятия, спектакли.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках,
торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях,
родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов,
инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для
свободного просмотра.

2.Планируемые результаты освоения программы:



Учащиеся должны знать
правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
виды и жанры театрального искусства (опера, балет, драма; комедия, трагедия; и
т.д.);












чётко произносить в разных темпах 8-10 скороговорок;
наизусть стихотворения русских авторов.
Учащиеся должны уметь
владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом на
заданную тему;
произносить скороговорку и стихотворный текст в движении и разных позах;
произносить на одном дыхании длинную фразу или четверостишие;
произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
читать наизусть стихотворный текст, правильно произнося слова и расставляя
логические ударения;
строить диалог с партнером на заданную тему;
подбирать рифму к заданному слову и составлять диалог между сказочными
героями.
Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно
оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний):
Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о
ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к
социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного
отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир,
знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с
представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации,
организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими
детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
 потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению
одноклассников;
 целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
 этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта
слушания и заучивания произведений художественной литературы;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов,
сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
приходить к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость,
злоба, удивление, восхищение)

Диагностика достижения воспитательных результатов
Основными результатами воспитательной деятельности являются:
 способность к конструктивному совместному труду
 творческая активность

 отношения учащихся к культуре
 творческие работы учащихся, их достижения в отдельных видах
искусства и культуры
 повышение уровня художественного восприятия произведений
культуры, умение оценивать чужое творчество и давать адекватную
оценку собственному
 развитие художественного вкуса
 приобретение речевых навыков
Критерии уровня подготовки учащихся к освоению программы
Низкий уровень
- нет задатков к
исполнительскому
театральному творчеству
- отсутствие навыка
произвольного внимания
- необходимость
многократного повторения
материала
- замкнутость,
психологическая зажатость
- быстрая утомляемость

Средний уровень
- наличие интереса к
обучению при
отсутствии специальных
способностей
- существует
первоначальный навык
произвольного внимания
- постепенное усвоение
материала
- средняя утомляемость

Высокий уровень
- есть задатки к
театральноисполнительской
деятельности и интерес к
занятиям
- устойчивый навык
произвольного внимания
- инициативность,
активность в выполнении
заданий
- работоспособность,
увлечённость

Критерии уровня освоения обучающимися данной программы для
итоговой аттестации
Низкий уровень
- устойчивая мотивация
только в некоторой части
занятия
- отсутствие увлечённости в
выполнении некоторых
упражнений
- отказывается выполнять
некоторые самостоятельные
задания
- иногда отказывается
работать в группе с
некоторыми детьми
- стесняется выступать
перед своей группой
- допускает пропуски

Средний уровень
- положительная
мотивация к занятию
вообще
- увлеченность при
выполнении упражнений
- испытывает
затруднения при
выполнении
самостоятельных
заданий
- не активен в работе
малых групп
- испытывает стеснение
в присутствии зрителей
- пропускает занятия

Высокий уровень
- устойчивая мотивация
именно к театральному
творчеству
- активность и
увлеченность в
выполнении заданий
- умеет конструктивно
работать в малой группе
любого состава
- творческий подход к
выполнению всех
упражнений, изученных
за определенный период
обучения
- умение выполнять

занятий по уважительной и
без уважительной причин
- не принимает участия в
открытых занятиях и
выступлениях коллектива
- низкая скорость решений
- кривляется и смеётся во
время исполнения этюдов

только по уважительной
причине
- средняя скорость
решений
- видит разницу между
кривляньем и
перевоплощением в игре

упражнения при
зрителях-одноклассниках
- пропускает занятия
очень редко,
предупреждая о пропуске
- высокая скорость
решений
- всегда выполняют
задания

Формы проведения аттестации:
 педагогическое наблюдение за творческим ростом учащихся, их
общей культурой, их профессиональным уровнем
 открытое занятие
 выступления сольные
 выступление коллектива
 беседы с родителями и классным руководителем

3.Учебно-тематический план на год (2021-2022)

N п\п

Содержание программы

Всего
часов

Часы
аудиторных
занятий

Часы
индивидуальных
или сценических
занятий

1.

Вводные занятия

1

1

0

2.

Театральная игра

8

4

0

3.

Культура и техника речи

4

2

2

4.

Ритмопластика

8

3

0

5.

Основы театральной культуры

4

2

0

6.

Работа над спектаклем, показ
спектакля

20

5

4

7.

Заключительное занятие

1

1

6

Итого:

46

18

6

4.Содержание программы (70 часов)

Занятия в кружке ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1 раздел. ( 2 часа) Вводные занятия.
На первом вводном занятии знакомство с коллективом проходит в игре «Снежный
ком». Руководитель кружка знакомит ребят с программой кружка, правилами поведения
на кружке, с инструкциями по охране труда. В конце занятия - игра «Театр – экспромт»:
«Колобок».
-Беседа о театре. Значение театра, его отличие от других видов искусств.
- Знакомство с театрами гЕкатеринбург (презентация)
2 раздел. ( 8 часов) Театральная игра – исторически сложившееся общественное
явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи учителя. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно
размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать
способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать
слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память,
наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому
искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать
нравственно-эстетические качества.
3 раздел. ( 8 часов) Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных
психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении;
обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Упражнения
«Зеркало», «Стена », «Прогулка».
Задачи учителя. Развивать умение произвольно реагировать на команду или
музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие
одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать
заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую
воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных
пластических движений.
4 раздел. ( 4 часа) Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на
развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи учителя . Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую
дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую
фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;
произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце
слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять
словарный запас.
5 раздел. ( 4 часа) Основы театральной культуры. Детей знакомят с
элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства
(особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского
мастерства; культура зрителя).

Задачи учителя. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными
видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
6 раздел. ( 20 часов) Работа над спектаклем (пьесой, сказкой) базируется на
авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем
– от этюдов к рождению спектакля. Показ спектакля.
Задачи учителя. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки
действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных
фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться
интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно,
радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе,
таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
7 раздел. ( 1 час) Заключительное занятие
Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт,
показ любимых инсценировок.

5.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Музыкальный центр;

 музыкальная фонотека;
 аудио и видео записи;
 Флешнакопители;.
 Нетбук.
 костюмы, декорации, необходимые для работы над созданием театральных
постановок;
 элементы костюмов для создания образов;
 мячи теннисные;
 сценический грим;
 записывающее устройство(камера, телефон) для съёмок и анализа выступлений.
 Электронные презентации «Правила поведения в театре»
«Виды театрального искусства»
 Сценарии сказок, пьес, детские книги.

6 .Примерный репертуарный перечень

1. Берестов В. «Сказка», «Дракон» и др. стихи.
2. Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи.
3. Маршак С. «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о
глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.
4. Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма».
5. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.
6. Сеф Р. «Ключ от сказки» и др. стихи.
7. Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться».
8. Синявский Б. «Веселая квампания» и др. стихи.
9. Успенский Э. «Память» и др. стихи.
10. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог», «Кораблик».
11. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и
мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.
12. «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю.
Энтина.
13. «Приключения Буратино» – по мотивам сказки А.Н. Толстого.
14. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.
15. «Белоснежка и семь гномов» – по мотивам сказок братьев Гримм, А.С.
Пушкина и У. Диснея

7.Календарно - тематическое планирование кружка «Театр без занавеса»

(См. приложение)

7.Литература
Список литературы, рекомендуемой для педагога
1. Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
2. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003
3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование. М., Просвещение, 2010.
4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:
пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности.
Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011
6. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010
7.Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М.,
2003
8.Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002
9.Луценко А.В., Никитина А.Б., Клубков С.В., Зиновьева М.А. Основные принципы и
направления работы с театральным коллективом.- М.1986
10. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей
детских театральных коллективов–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.:
ил..
11. Чурилова Э.Т. Методика и
организация театральной деятельности

дошкольников и младших школьников. – М., 2001.
12. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М. 1985

Список литературы, рекоме ндуемой для детей
1. Праздники в начальной школе: сценарии, литературные игры, викторины./ автсост. М.М.Малахова – Волгоград: Учитель, 2006
2. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. Авт.составитель И.Г.Сухин,
Ярославль, 2004
3. Скороговорки, пословицы.
4. Русские народные сказки о животных
5. Книги из серии «Сказка за сказкой» Издательство «Самовар», М.:
 Грибачёв Н.М. Заяц Коська и его друзья
 Усачёв А.А. Жили-были ёжики
 Бондаренко В.Н. Пять забавных медвежат.
6. Стихи А.Л. Барто, Э.Успенского, И.Токмаковой, Заходера, Хармса.
7. Рассказы Н. Сладкова о животных.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».