Приложение к основной образовательной программе начального общего образования БМАОУ СОШ № 32 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Риторика» для обучающихся 1-4 классов 1 1.Пояснительная записка Нормативно – правовая база Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии: - с приказом Минобрнауки России от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; -письмом Минобрнауки России от 12. 05. 20011. №3 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; -письмом Минобрнауки России от 1.12. 2006 №06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; -постановлением Главного санитарного врача РФ от 29. 12. 2010 №189 «Об утверждении СанПин 2.4. 2. 2821- 10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; - Концепцией духовно- нравственного воспитания российских школьников; - Программой воспитания и социализации обучающихся. Назначение программы Основное назначение программы «Риторика» - это углубленное изучение языковых средств, с помощью которых можно наиболее точно и правильно передавать смысл устного или письменного высказывания в разных ситуациях общения. Актуальность и перспективность курса Русский язык - один из самых сложных предметов школьной программы. И хотя на ВПР, как правило, учащиеся показывают неплохие результаты, это обусловлено зачастую дополнительными занятиями. В связи с введением ВПР все усилия школьных учителей направляются на подготовку к этому виду испытаний. В связи с этим основное внимание на занятиях данного курса уделяется формированию системы коммуникативных умений и навыков, которые дают возможность овладеть секретами эффективного общения. Школьники учатся осознанному выбору и организации языковых единиц для коммуникативного совершенствования речевого высказывания. От смысла — к поискам наиболее подходящих средств его выражения в устной и письменной речи — такой путь анализа усваивают учащиеся на занятиях. При этом повторяются, систематизируются и углубляются сведения из области орфоэпии и интонации, орфографии и пунктуации, рассматриваются различные языковые средства с точки зрения их практического использования в речи для нужд общения. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. Основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, точность, ясность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм. Возрастная группа учащихся, на которых ориентированы занятия 7-11 лет Объём часов, отпущенных на занятия: 34 часа Продолжительность одного занятия: 30 минут 2.Цели и задачи реализации программы «Письменная речь является важнейшей глобальной способностью, открывающей перед Ребёнком широкие возможности для его многогранной духовной, культурной, познавательной жизни, для обогащения общения. Если не выращивать и не развивать её с 2 помощью целенаправленного содержания и методики, то тем самым будет задержано раскрытие в Ребёнке других возможностей, которые могут проявиться с помощью письменной речи, и, кроме того, спонтанно возникшая письменная речь будет страдать от неполноты, несовершенства… Самыми отличительными свойствами письменноречевой деятельности являются: отвлечённость от ситуации собеседника; лишение экспрессии и звучания; развёрнутость, логичность, полнота и завершённость; многократная замедленность оформления на бумаге мыслей и необходимость задерживания в голове возникших мыслей; отдалённость мотивов. Письменноречевая деятельность есть форма проявления, развития, утверждения личности в Ребёнке». Цель курса: Выращивание письменноречевой деятельности как средства самовыражения и самовоспитания школьника путём выработки самостоятельного навыка письма как составного и подчинённого элемента глобального умения письменноречевой деятельности. Задачи курса: Развитие умений: - Задерживать мысль в голове при её изложении на бумаге. - Подбирать слова для точного, образного выражения мысли. - Строить правильные конструкции предложений. - Иметь в виду возможного читателя. - Размышлять письменно. - Править текст. - Чувствовать необходимость стилистики. Требования к содержанию: - Доступность. - Привлекательность. - Наглядность. Посильность. - Научность. Образность. Ожидаемый результат работы: - Объективация речевой действительности, слова и смысловых единиц. - Овладение способом структурного анализа звукового состава слова и его графического изображения с помощью условных знаков. - Овладение способом структурного анализа словесного состава смысловой единицы и её графическое изображение с помощью условных знаков. - «Письмо» слов и предложений (квазиписьмо) с помощью условных графических знаков. - «Письмо» предложений о собственных впечатлениях, переживаниях, интересах и т. д. - «Письмо» с помощью букв и условных графических знаков. - Формирование навыков скорого и разборчивого письма. Традиционные рубрики занятий: - Беседы о письменной речи. - Составление предложений из разрозненных слов. - Запись текста условными знаками. - Словесный «снежный ком». - Обогащение (пополнение) лексического запаса. - Интонирование речи (предложения, текста). - Беседы об особенностях русского рукописного шрифта. - Подготовительные письменные упражнения (квазиписьмо). - Составление графической схемы слова, словосочетания, предложения и письмо по ней. 3 - Письмо словосочетаний, предложений с последующей корректировкой написанного по графической схеме. - Формирование умения контроля и самоконтроля в процессе выполнения письменных упражнений. - Оценка письменных работ учителем. - Работа детей над ошибками. - Представление детьми воображаемых ситуаций и их речевое оформление. - Прослушивание художественных текстов ( приобщение к красоте слова, к духовности, к доброте). - Описание аналогичных прочитанным и услышанным в художественных текстах ситуаций в жизни детей. - Составление детьми рассказов по сюжетным картинкам. Содержание курса «Риторика»(34 часа в год, 1,2,3,4 классы). - Письмо рассказов по картинкам. - Письмо сочинений на свободные темы, сочинение рассказов, сказок, стихотворений, басен. - Выпуск книг с собственными произведениями, запись дневников. - Выпуск газет. - Письмо отзывов, рецензий. - Письменноречевые размышления о себе, о близких, о явлениях жизни. - Письма к близким, к друзьям, знакомство по переписке. - Написание докладов для школьных «научных» обсуждений и т. д. Программа образовательного курса «Риторика» рассчитана на занятия с учащимися младшего школьного возраста, для проведения один раз в неделю в течение года. В основу программы образовательного курса «Риторика» положены экспериментальные материалы уроков Валерии Ниорадзе «Пути выращивания письменноречевой деятельности», являющиеся частью учебно – методического комплекса обучения учащихся по системе «Школа Жизни», разработанной почётным академиком РАО Ш.А.Амонашвили. Тематический план занятий по курсу «Риторика». № заня тия 1. 1 2. 3. 4. 5. Тема занятия Основное содержание 1 класс Беседа об устной и письменной речи. Состав речи. Письмо по графической схеме. «Снежный ком». Знакомство с рассказом В.Беспалова «Сила слова». Песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь». Графические упражнения. 3 Интонирование. «Снежный ком». Работа с текстом С.Корепанова «Слово, которое принадлежит всем и не принадлежит никому одному». Интонирование. Сказка. Графические упражнения. 4 Соотношение «Сюрприз» учителя Стихотворение «Дождь идёт» словесного образа с Д.Лукича. Прочтение сказки «Радуга» С.Корепанова. художественным. Интонирование, стихотворение «Письмо» О.Дриза. Работа в тетрадях. Графические упражнения. 5 Перенесение «Сюрпризы детей. «Снежный ком». Работа со стихами звуковой речи в И.Демьянова. Графические упражнения. Рассказ в 1 Понятие устной и письменной речи. 2 Работа с текстом. Сила слова. 4 6. 6 7. 7 8. 8 9. 9 10 11 12 13 14 15 16 17 графические знаки. Приобщение к художественным текстам о нравственности и доброте. Приобщение к художественным текстам о нравственности и доброте. Работа над деформированным текстом. Развитие воображения. Воображаемые действия как подготовка к письменноречевой деятельности. Не так просто быть всегда добрым. Знакомство с понятием «опорные слова». Развитие умений проникновенного видения окружающих явлений. Знакомство с многозначностью слова. Работа над переносом интонационного рисунка устной речи на письмо с помощью знаков препинания. Составление рассказа с использованием опорных слов и предложений. Осознание и оценка поступков собственных и картинках. «Сюрприз» учителя, стихотворение Б. Успенского «Всё в порядке». Работа в тетрадях. Рассказ по сюжетным картинкам. «Сюрпризы детей». Работа в тетрадях, стихотворение Б. Успенского «Всё в порядке». Знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Обида». Воображаемая ситуация. «Снежный ком». Яблоко упало. Рассказ по картинкам. Восстановление деформированного стихотворения. «Сюрпризы детей». «Сюрприз учителя», рассказ Д.Бисета «Под кровом». Воображаемые ситуации и суть этих ситуаций. Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года», «Детский альбом». «Сюрпризы детей», обсуждение картинок к стихотворению «Секрет». Стихотворение «Под ковром» Д.Биссета. Прочтение рассказа о мечте. Проба пера. Обогащение речи. Подарок учителя. Подарок учителя, сказка «Маленький тигр» Г. Цыферовой. Письмо предложения из сказки. Практическое использование опорных слов при составлении рассказа. «Снежный ком». Рассказ В.Сухомлинского «Я хочу сказать слово…». Озаглавливание текста. Итог урока. «Ваши сюрпризы», рассказ В.Сухомлинского «Я хочу сказать слово…». Рассказ в картинках. Сюрприз учителя, стихотворение О.Дриза «Привет». Повторение пройденного. «Сюрприз учителя», стихотворение О.Григорьева «Конфеты». Поработаем над интонацией, Обогащение словаря. Оценка письменных работ. Письмо. Повторение пройденного. Рассказ в картинках. «Сюрприз учителя». Рассказ В. Осеевой «Сыновья». Осознание и оценка поступков собственных и своих сверстников. Обогащение словаря. Интонирование речи на письме. Рассказ Я. Пинясова «Кем быть и кем не быть?». Чтение стихотворения К.Чуковского «Телефон». 5 18 19 20 21 22 своих сверстников. Развитие способности наблюдать различные явления и уметь передавать свои наблюдения в речи. Развитие способности наблюдать различные явления и уметь передавать свои наблюдения в речи. Развитие сообразительности и смекалки. Определение значение термина «интонирование». Способы интонирования. Углублённое осмысление слов нравственного плана. 23 Работа над воспитательной значимостью слов. 24 Продолжение работы над циклом художественных текстов. Подведение детей к самостоятельному чтению. 25 26 Обогащение словарного запаса. 27 Беседа о зиме и весне, о борьбе между ними. 28 Урок посвящается улыбке, хорошему Обогащение словаря. Упражнение в квазиписьме. Рассказ по картинкам. Оценка письменных работ. Обогащение словаря. Комментирование каждого слова при письме. Загадки. Инсценировка рассказа Р.Баумволя «Невежа». Составление рассказа по картинкам. Обогащение словаря. Формирование умения самоконтроля при письме. Загадки. Инсценировка воображаемой ситуации. «Сюрприз» учителя, рассказ «Капризная кошка» В.Сутеева. Письмо загадки. Самопроверка написанного. Краткие сведения о способах интонирования на письме. Знакомство со стихотворением С.Маршака «Знаки препинания». Инсценировка стихотворения с ярким интонированием. Сопоставление действий героя рассказа с действиями детей с целью усиления воспитательного воздействия на них художественного слова. Стихотворение Р.Стефа «»Необычный пешеход» Чтение рассказа Е.Пермяка «Как Миша хотел маму обмануть». Письмо с пропущенными буквами. Обогащение речи. Объективация трудностей в письме. Чтение рассказа «Как Маша стала большой» Е.Пермяка. «Сюрприз» учителя, стихотворение А.Прокофьева «Хороши мои дела». Развитие у детей умения самоконтроля и самооценки при письме. Загадки. Сюрприз учителя. Рассказ В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Обогащение словаря. Самопроверка. Повторение пройденного. Загадки. Инсценирование конца рассказа В.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Чтение сказки Г. Андерсена «Соловей». Письмо под диктовку с комментариями. Самопроверка. Наступление весны. Весна как время пробуждения природы. Развитие умения объектировать слова при письме. Чтение учителем стихотворений. Загадки. Обогащение словаря. Письмо. Самопроверка. Создание воображаемых словесных образов зимы и весны. Развитие умения объективировать каждое слово при письме. Стихотворение Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» Письмо. Самопроверка. Обогащение речи детей добрыми, светлыми словами, умению осмысленно оформлять в письменных знаках. 6 настроению, песне. 29 Обогащение речи. 30 Обсуждение человеческих поступков по рифмованным текстам о добре, чуткости, отзывчивости. Повторение текстов с добрыми словами и добрыми поступками. Обогащение речи путём обрастания «снежного кома». 31 32 33 34 Воображаемые ситуации как средство развития фантазии и творчества. Подведение итогов. Образцы устной речи. Песня «Улыбка» В.Шаинскго, загадки. Рассказ в картинках, Письмо с комментированием отрывка из стихотворения А.С.Пушкина. Постепенное увеличение объёма разнообразных письменных работ на уроке. Простое списывание является развитием умения самостоятельного письменного оформления высказывания. Стихотворение А. Кондратьева «Здравствуйте!». Развитие умения самоконтроля при письме. Попытка самостоятельного написания части текста. Стихотворения А.Кондратьева «Добрый день», «Доброго пути!», «Простите!». Работа над пунктуацией по отрывку из рассказа по выбору учителя. Осознание понятий «вежливость» и «воспитанность» по художественному произведению. Обогащение речи. Письмо с комментированием. Стихи А Кондратьева, В Овсеева «Волшебное слово». Осознание расхождений между внешней (показной) и внутренней воспитанностью. Иллюстрирование этого расхождения на художественном произведении. Письмо с комментированием. Осознание смысла слова «хорошее» в нравственном аспекте. Обогащение речи детей с помощью опорных слов и сюжетных рисунков. Анализ трудностей в письме. Стихотворение «У Петьки у Егорова…», рассказ А. Кузнецова «Самая настоящая помощь». Осмысление загадки, связанной с книгой и чтением. Письмо текста загадки с выделением ожидаемых трудностей, предотвращение ошибок. Приобщение детей е образности и красоте художественного слова. Чтение учителем рассказа Н.Носова «Мишкина каша». Тематический план занятий по курсу «Риторика». 2 класс № заня тия 1. 2. Тема занятия Беседа о ПРД в её частях. Работа над интонированием. 3. Обогащение речи. 4. Знакомство с озорными буквами. Основное содержание 2 класс Учебный предмет - письменноречевая деятельность и её компоненты. Стихотворение С.Маршака «Багаж». Попытка чтения наизусть стихотворения С.Маршака «Багаж». Сюрприз учителя. Чтение рассказа Н.Носова «Фантазёры». Сюрприз учителя. Чтение стихотворения Р.Стефа «Добрый человек». Обогащение речи. Озорные буквы. Немного об интонации. Сюрприз учителя. Чтение и пересказ сказки В.Катаева «Цветик – семицветик». Запись присказки из стихотворения. Самоконтроль и взаимоконтроль написанного. 7 5. Озорные буквы и слова. 6. Коллективная письменная работа. 7. Работа над пунктуационными знаками. Обогащение словаря. Художественный текст. Обогащение речи. Рассказ в картинках. Художественный текст. Образование новых слов. Работа над орфографией. Размышления и рассуждения детей о разных источниках света. Фразеологизмы со словом «огонь». 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. Беседа о свете, солнце, человеческом сердце. Доброта. Помощь. Оценка и самооценка письменных работ детей. Чтение художественного текста, рассказ Н.Носова «Телефон». Самостоятельное письмо. Сюрпризы детей. Сюрпризы учителя. Коллективная письменная работа. Составление рассказа, каждое слово которого начинается на одну и ту же букву. Сюрпризы детей. Сюрпризы учителя. Чтение художественного текста. Рассказ А. Шилова «Про одну девчонку». Работа над пунктуационными знаками. Беседа о письменноречевой деятельности. Сюрпризы детей. Сюрприз учителя. Обсуждение образа. Обогащение словаря. Рассказ А.Кузнецова «Силач». Сюрприз детей. Обогащение речи на основе рассказа А.Гайдара «Совесть». Рассказ в картинках. Художественный текст. Сказка С.Козлова «Падал мелкий снежок. Была оттепель». Письмо. Беседа о ПРД и её частях. Образцы письменного творчества детей. Сюрприз учителя. Стихотворение В.Солоухина «Солнце». Знакомство и толкование фразеологизмов со словом «свет». Рассказ в картинках. Чтение текста Ю. Куранова «Свет». Запись фразеологизмов. Миф о Прометее. Коллективная творческая письменная работа на тему «Пылай, костёр!». Сюрпризы детей. Приобщение к информативной и справочной литературе. Подбор слов для рассказа. Оценка письменных работ. Стихотворение В.Солоухина «Солнце». Беседа о свете, солнце, человеческом сердце. Письмо. Художественный текст. Рассказ В.Осеевой «Злая мама и добрая тётя». Прямое и переносное значение слова. Фразеологизмы со словом «рука». Письмо с предварительной оценкой работ. Подводим итоги. Подготовка материалов к «Пакетам достижений». Обогащение речи и Сюрпризы детей. Беседа о новой теме. Сюрприз учителя. письмо. Чтение и обсуждение стихотворения В.Лифшица «Разговор». Рассказ в картинках. Сюрпризы детей. Рассказ Бидструпа «Пора спать». Письмо. Выразительное Подготовка к восприятию художественного текста и чтение сказки. выразительное чтение сказки Г.Х.Андерсена «Ель». Рассказ в картинках. Беседа о письменноречевой деятельности. Работы детей Дерево родственных как образцы их письменной речи. слов. Чтение «Накладывание» текста на схему построения рассказа. художественного Повторение темы «Добро. Помощь». текста. Письмо. Работа над Игра со словами (образование множества из одного). пунктуацией и Случаи из жизни детей. Игра со словами: «Из одного – орфографией. множество». 8 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. Беседа о разных жанрах художественных произведений. Особенности басни – краткие сведения, пояснения. Подготовка классного сборника. Обозначение прямой и авторской речи на письме. Готовим сборник басен. Пофантазируем. Урок, посвящённый празднику мам. Авторская и прямая речь на письме. Рассказ в картинках. 30. Обогащение речи и чувств. 31. Письмо рассказа по картинкам. Письмо на тему: «Что бы мне такое красивое, хорошее сделать?». Подводим итоги. Коллективное письмо рассказа в картинках. 32. 33. 34. Беседа о разных жанрах художественных произведений. Чтение художественного текста. Рассказ «Что натворила пуговица».Письмо по образам. Подготовка юмористического сборника. Особенности басни – краткие сведения, пояснения. Чтение басни Эзопа «Волк и белка». Письмо предложений из басни. Подготовка классного сборника «От улыбки хмурый день светлей…». Повторение темы «Добро. Помощь».Чтение стихотворения А. Барто «Колыбельная». Построение графической схемы. Письмо отрывка из басни Эзопа «Лягушка – врач» с прямой и авторской речью. Завершение работы со сборником детей. Готовим сборник басен. Пофантазируем. Построение басни. Чтение басен Эзопа. Письмо. Взаимопроверка. Сюрпризы детей. Чтение басен Эзопа. Пофантазируем. Письмо. Самопроверка, взаимопроверка. Повторение темы «Добро. Помощь» по прослушанным текстам. Обсуждение сборников детей «От улыбки…» и сборника басен. Как строить содержание рассказа. О сборнике басен. Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Именинный обед» - без заглавия и конца. Обогащение чувств. Чтение рассказа В.А. Сухомлинского «Красивое и уродливое». Письмо рассказа по картинкам. Оценка письменных работ по рассказу в картинках. Тема «Добро. Помощь. Красота». Чтение притчи о мечтах мальчика. Самопроверка детьми письменных работ. Письмо. Подбор материалов для пакетов родителям. Беседа о взрослении детей. Рассказ в картинках «Весёлая игра». Коллективное письмо рассказа в картинках. Тематический план занятий по курсу «Риторика». 3 класс № заня тия 1. 2. 3. 4. Тема занятия Развитие умения в письменной форме выражать свои впечатления о лете. Развитие воображения детей. Развитие умения видеть Прекрасное. Рассуждения о Основное содержание 3 класс Обмен впечатлениями о летних каникулах. Чтение стихотворения В. Лифшица «В школу». Работа над творчеством детей, умением письменно излагать воображаемые ситуации. Раскрытие смысла понятий, связанных с красотой. Развитие умения 9 из разрозненных слов строить 5. значении героических поступков в жизни человека. Мы – сказочники. 6. Наблюдение за печатным текстом. 7. Рассказ по картинке «Помогите!». 8. Обозрение художественных текстов. Как и для чего пишутся письма. 9. 10. Человек и его поступки. 11. «Потому что я – человек». 12. Беседа о человечности. 13. К. Брюллов «Всадница». 14. Что такое человечность? 15. Мудрые изречения, слова, мысли в рассказах В.Солоухина. Обсуждение поступка. 16. 17. Случаи из жизни. 18. Комментированное чтение и письмо. Комментированное 19. предложения в письменной форме. Обсуждение подвигов Геракла. Развитие умения домысливать, дописывать рассказ по началу и последнему предложению, оформлять его в виде книжки – малышки. Развитие умения подбирать разнообразные авторские комментарии к реплике, выраженной в форме прямой речи. Осознание различий между живым общением, представленным в форме диалогической речи, и авторскими комментариями, раскрывающими смысл, нюансы, тонкости реплики. Развитие умения, отталкиваясь от содержания сюжетных картинок, направлять своё повествование на добро. Сопоставление основных понятий, связанных с миром и войной. Обогащение речи, создание газеты: «Мир и война». Овладение умение писать письма, заполнять конверты и отправлять по почте: обсуждение особенностей написания письма, наблюдение над художественными образцамиписьмами. Эмоциональное восприятие рассказа В. Сухомлинского «Потому что я – человек»; постепенное вхождение в проблему воспитания человека в человеке. О человеческих поступках в реальных жизненных ситуациях детей: наблюдения и обобщения; личностное осмысления понятия «человечность в человеке». Углубление в тему о воспитании человечности в человеке. Развитие умения вникать в смысл мудрых изречений и извлекать из них пользу для себя. Развитие умения «читать» картину художника, от описания внешнего облика переходить к пониманию и раскрытию внутреннего мира героев картины, их характеров, взаимоотношений. Развитие в детях умения строить план своего сочинения, по которому можно будет последовательно раскрывать содержание темы. Развитие способности представлять воображаемые события, оформлять их в устной и письменной форме; развитие умения проникать во внутренний мир героев читаемых произведений. Подготовка работ для пакетов. Развитие умения «читать» мысли героев читаемых произведений. Осознание значений смысловых знаков в письменной речи. Развитие умения чувствовать юмор и самим уметь шутить; понимание важности смысловых знаков и практическое использование ими в письменной речи. Развитие умения чувствовать юмор, воспринимать шутки, осмысленно употреблять пунктуационные знаки. Настраивание детей на необходимость оказания помощи 10 чтение и письмо. 20. 21. Оказывая помощь другому, ты сам испытываешь радость. Восстановление басни. 22. Раскрытие, обогащение содержания текста. 23. Письменное упражнение. 24. Беседа о тексте «Мыслитель». 25. Работа над интонированием и обогащением речи. Чтение стихов В.Высоцкого, подбор пословиц. 26. 27. Обсуждение смысла пословиц. 28. Обогащение речи и чувств. 29. Дерево однокоренных слов. 30. Картина А.Рылова «В голубом тем, кто в этом нуждается; понимание большого значения юмора в жизни человека. Развитие в детях умения восстанавливать рассказ по кульминации; умение при сопоставлении написанного детьми с оригинальным произведением автора оценивать достоинства писательской версии рассказа. Развитие умения чувствовать себя в роли соавтора писателя, баснописца; умение восстанавливать пропущенные места в художественном тексте, привлекать свою фантазию и воображение; умение быть объективным и оценивать достоинства произведения писателя при сравнении и сопоставлении своего рассказа (басни) с авторским. Развитие в детях умения расширять, обогащать текст художественными образами, научит пользоваться разнообразными формами письменной речи, чувствовать себя соавторами рассказа, басни, притчи. Развитие способности постижения духовного мира человека через внутреннюю речь; наблюдение за художественным текстом, за тем, как писатель справляется с этой нелёгкой задачей. Попытка детей включить в свои творческие письменные работы внутреннюю речь (наряду с прямой и авторской). Развитие умения готовить газету, подбирать нужный материал, организовывать группы детей в процессе работы; осмысление и прочувствование идеи: «За зло не платят злом» - по рассказу и по случаям из собственной жизни; умение пользоваться различными формами письменной речи. Чувствование красоты поэтического слога, особенностей стихосложения. Осмысление понятия «друг» и его значения в судьбе другого человека. Воспитание ответственности за качеством выполнения, оформления газеты, её демонстрирования. Обогащение речи и чувств детей пословицами о друге, дружбе, о добре во взаимоотношениях друг с другом. Развитие в детях умения осознавать и чувствовать глубинный смысл пословиц, уметь толковать их; воспитание в детях нравственных качеств через восприятие художественных текстов; обогащение речи и чувств возвышенными образами. Развитие в детях чувства ответственности за каждый прожитый день, понимание того, что добрые поступки влекут за собой ответные добрые действия; дальнейшее развитие в детях фантазии и воображения. Развитие в детях умения заглядывать во внутрь слова; обогащение речи и чувств с помощью слов и словосочетаний, ведущих к нравственному осмыслению и переживанию жизненных взаимоотношений между людьми в процессе общения. Развитие в детях умения передавать словесно настроение, навеянное картиной художника; обогащение речи и чувств 11 31. просторе». Коллективная работа – создание сборника. 32. Беседа о празднике Победы. 33. Беседа о празднике Победы. 34. Сопоставление своих работ с художественным текстом писателя. образами, красками, формами произведения искусства. Развитие в детях умения коллективно и дружно трудиться над создание сборника (томика) по определённой теме и за один урок завершить основную работу; выработка ответственности за общее дело. Переживание детьми радости и чувства ответственности за успешное, качественное и своевременное создание сборника. Активизация способности сопереживать тем, кто прошёл сквозь ужасы войны, чувствовать боль и страдание участников войны. Развитие умения свободно пользоваться смысловыми знаками в процессе письма. Внушение детям уверенности в том, что они уже могут свободно общаться с чистым листом бумаги и заполнять его увлекательным содержанием, что они с каждым разом будут улучшать качество, если в свой творческий труд активно вовлекут собственную фантазию и воображение. Тематический план занятий по курсу «Риторика». 4 класс № заня тия 1. 2. Тема занятия Беседа о Розе. Чтение и слушание текста «Сказочный куст Розы». Чтение и анализ текста. 3. Мы – стихотворцы. 4. Мы – стихотворцы. 5. Выразительное чтение стихов А.Блока и собственных стихов. Выразительное чтение. Письмо. 6. 7. Чтение произведений А.С.Пушкина. Основное содержание 4 класс Приобщение детей к прекрасному в Природе. Развитее у них способности удивляться и восхищаться красотой цветов, форм, красок, уметь сочинять тексты, аналогичные прочитанным. Привитие детям вкуса к прекрасному, к высокой поэзии; развитие умений рисовать словами воображаемые картины. Анализ текста стихотворения через развитие творческих замыслов поэта. Развитие в детях способности создавать воображаемую картину осени и уметь оформлять её с помощью слов. Попытки перенесения образов, данных в красках и формах, в образы, рисуемые словами. Развитие способности стихотворства по опорным рифмованным словам. Попытки поиска детьми творческих путей самовыражения в процессе работы над рубрикой _ «Мы – баснописцы»; развитие умения самоанализа и самооценки при использовании на письме смысловых знаков. Умение различать жанры литературных произведений( басня, притча, рассказ). Побуждение детей быть соавторами, сочинителями притчи, Развитие в детях способности по смыслу текста расставлять пунктуационные знаки. Развитие способности создавать сборники любимых произведений, редактировать и оформлять их. Упражнения детей в выразительном чтении лучших образцов русской поэзии. Расширение рамок восприятия 12 8. Проявление великодушия. 9. Беседа – как писать рассказ. Творческое письмо. 10. Мы - стихотворцы. 11. Мы – стихотворцы. 12. Чтение своих стихов. 13. Выразительное чтение и обсуждение притчи «Два сердца». 14. Повторение и комментирование пословиц о языке. 15. Выразительное чтение басни. 16. Мы – стихотворцы. 17. Беседа по теме «Великодушие». Беседа по теме «Великодушие». Мощь сердца. Чтение и обсуждение притчи «Мудрец и два ларца». Чтение рассказа. Мы – стихотворцы. 18. 19. 20. поэтических произведений и раскрытие его педагогических произведений и раскрытие его педагогических и психологических граней. Осознание и конкретизация понятия «великодушие». Активизация творческих поисков детей в нахождении путей проявления мощи сердца. Предоставление детям возможности работать над авторским оригиналом, расширяя и дополняя его. Тем самым дети убеждаются в совершенстве найденных писателем способов передачи своего замысла в художественной форме. Развитие в детях умения по рифмующимся конечным словам каждой строчки сочинять стихотворение, подбирать к басне нравоучение и обосновывать свой выбор. Развитие способности воображать (борьба моря с небом), сочинять стихотворение по опорным словам; умение контролировать, проверять, оценивать работу, написанную самим учеником. Развитие способности понимать и объяснять поступки других людей, сопереживать им; упражнение детейв развитии умения возвращаться к написанному и глазами стороннего читателя исправлять и оценивать свою работу. Развитие творческих способностей детей в процессе сочинения басни по пословице; знакомство и обсуждение текста, связанного с понятием «великодушие»: осознание и практическое раскрытие значения языка в жизни человека. Дальнейшее раскрытие значения языка в жизни человека; работа над пунктуацией как отражением смысла и интонационного рисунка устной речи в письменной; умение строить рассказ от лица его героя. Дальнейшее наблюдение за человеческими недостатками, представленными в басне в образах животных; умение выводить мораль из содержания басни; работа со смысловыми знаками, отображающими на письме интонационный рисунок устной речи. Развитие у детей способности сочинять стихи по опорным рифмующимся словам, придумывать пословицы по антонимам. Соприкосновение детей с Высокой поэзией. Творческая работа над темой «Великодушие», над рассказом по картинкам. Напутствие на зимние каникулы. Упражнение детей в понимании сути проявления мощи сердца. Умение вести авторскую работу над текстом, разумно использовать смысловые знаки. Умение ставить вопросы к тексту и обсуждать характеры героев. Развитие в детях способности заканчивать текст, чувствовать себя соавтором художественных произведений. Развитие умений осознанно расставлять смысловые знаки, пользоваться разными формами речи для обогащения текста, обыгрывать одинаковые по звучанию, но разные по 13 21. Слово в жизни человека. 22. Беседа о древнем городе Вавилоне. 23. Работа с картиной П.М. Третьякова. 24. Мы – учителя. Исправления ошибок. 25. Соревнование на доске. 26. Беседа о Родине. 27. Стихи о весне. 28. «Сорочка счастливого человека». Творческое письмо. Мы - учителя. 29. 30. 31. 32. Звучит детское творчество – стихи, рассказы о весне. Рассказ в картинках «Родительские переживания». Беседа о духовных ценностях. значению слова. Дальнейшее углубление понимания значения Слова в жизни человека. Умение вникать в философский смысл стихотворения И.Бунина «Слово» и слышать его подтекст. Осознание детьми по легенде той истины, что мир, счастье и благополучие на свете зависят от способности людей, народов понимать друг друга. Развитие умения ставить узловые вопросы к тексту. Умение видеть и рисовать словами внешнюю и внутреннюю красоту человека в устной и письменной форме. Развитие умения возвращаться к написанному с целью самоконтроля и самопроверки. Настраивание детей на исправление собственных ошибок в письменных работах. Понимание значения воображения в творческом письме. Упражнения в возникновении воображаемых ситуаций и умение записывать картины, увиденные внутренним взором. Настраивание детей на более глубокое осмысление значения и случаев употребления разделительного твёрдого знака. Развитие в них сосредоточенности и внимания для выработки умения безошибочного написания стихотворного текста. Развитие в детях способности делать объектом наблюдения каждое слово, особенно такие значения как Россия, Русь. Настраивание детей на работу с толковым словарём, на поиск разных значений слов и своё отношение к ним. Эмоциональное восприятие весенних мотивов высокой поэзии. Развитие в детях способности чувствовать себя соавторами и авторами художественных произведений, переносить интонационный рисунок из устного плана в письменный. Дальнейшее углубление на тему «Великодушие», развитие умения домысливать, завершать рассказ, притчу, легенду. Научить детей во время творческого письма чувствовать прекрасное, работать над образами, стройным содержанием, подтекстами, разными формами речи и смысловыми знаками. Работа над развитием способностей стихотворчества детей. Размышления о том, каким должен быть человек, чтобы он излучал добро, свет, улыбку. Осознание детьми простой истины: помогая другим, делая добро, ты обретаешь счастье, смысл жизни. Развитие способности находить оправдание в поступках персонажей сюжетных рассказов, вникать в причины, побуждающие их действовать именно так, а не иначе. Осознание определяющего значения книги в жизни человека. Сосредоточение внимания детей на книгах, которые они сами читают. Развитие их поэтического вкуса, чтобы они умели выбирать из нескольких 14 33. Беседа о слове. 34. Жемчужины мысли народной. стихотворений наиболее понравившиеся. Понимание детьми значения Слова в их жизни, ответственности за свои слова. Расширение возможностей использования образной речи в письменном творчестве, внутренней, прямой речи и авторских комментариев. Попытка детей заглянуть в такое важное понятие как «Счастье». Проявление способностей продолжать и завершать художественный текст в письменной форме. Развитие умения обобщать накопленные знания 1.Литература для педагога 1. Воробьева В.И., Тивикова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах. – М: «Астрель», 2001 2. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 1 класс, 2 класс, 3класс, 4 класс. (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей» 3. Загребельная С.В., Кащаева Г.С., Мамонова Л.А. Обучение написанию сочинений в начальной школе. Практическое пособие. – М.: «Аркти», 2006 4. Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983. 5. Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990. 6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990 7. Чуракова Н.А. Волшебный мир картин. Методический комментарий. – М.:2003 8. Словари, материалы олимпиад «Русский медвежонок», «Эму» и др. 2. Литература для учащихся: Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд. 2. 3 – е, стереотип. М: Сов. Энциклопедия, 1971. 2. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – 3 – е изд., стереотип. М: Рус. яз., 1986. 3. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984. 4. Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1981. 5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского – М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 . 6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980. 1. 15