Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул

14.11.2025

Оптимальная учебная, внеучебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в российских школах регулируются санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН), федеральными образовательными программами (ФООП) и методическими рекомендациями. Эти параметры направлены на профилактику переутомления и сохранение здоровья учащихся. 

 

Учебная нагрузка

Согласно СанПиН 1.2.3685-21, максимально допустимая недельная учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе не должна превышать:

·                     1 класс — 21 час;

·                     2–4 классы — 23 часа;

·                     5 класс — 29 часов;

·                     6 класс — 30 часов;

·                     7 класс — 32 часа;

·                     8–9 классы — 33 часа;

·                     10–11 классы — 34 часа. 

При 6-дневной учебной неделе нагрузка увеличивается на 3 часа для всех классов, кроме первоклассников. 

Дополнительные требования:

·                     Не более одной контрольной или проверочной работы в день. 

·                     Распределение предметов с учётом биологических особенностей умственной работоспособности детей. Наибольшая эффективность усвоения материала приходится на интервал 10–12 часов, поэтому «сложные» предметы рекомендуется планировать на 2–4 уроки. 

·                     Максимальная учебная нагрузка должна приходиться на вторник и четверг, а в понедельник и пятницу она должна быть снижена. 

Продолжительность уроков:

·                     1 класс: 35 минут в первом полугодии, 40 минут во втором. 

·                     2–11 классы: до 45 минут (за исключением классов компенсирующего обучения, где урок не должен превышать 40 минут). 

Количество уроков в день:

·                     1 класс — не более 4 уроков (один раз в неделю — 5 уроков за счёт урока физической культуры);

·                     2–4 классы — не более 5 уроков (один раз в неделю — 6 уроков за счёт урока физической культуры);

·                     5–6 классы — не более 6 уроков;

·                     7–11 классы — не более 7 уроков. Хочу такой сайт

 

Внеучебная нагрузка

Рекомендуемый объём внеурочной деятельности в неделю — до 10 часов для всех классов (1–11). При выборе дополнительных занятий важно учитывать интересы ребёнка, чередование умственной и физической активности, а также необходимость свободного времени для игр и общения. 

 

Режим учебных занятий

·                     Учебные занятия следует начинать не ранее 8:00. Проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается. 

·                     В общеобразовательных организациях, работающих в две смены, обучение 1, 5, 9–11 классов и классов для обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену. Занятия второй смены должны заканчиваться не позднее 19:00. 

·                     Для предупреждения переутомления рекомендуется иметь облегчённый учебный день в четверг или пятницу. 

·                     Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания. 

 

Продолжительность каникул

С целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Продолжительность каникул должна составлять не менее 7 календарных дней. 

Рекомендации Минпросвещения России на 2025/2026 учебный год:

·                     Осенние каникулы: с 25 октября по 2 ноября 2025 г. (с учётом праздничных дней 3 и 4 ноября).

·                     Зимние каникулы: с 31 декабря 2025 г. по 11 января 2026 г.

·                     Весенние каникулы: с 28 марта по 5 апреля 2026 г.

·                     Летние каникулы: с 27 мая по 31 августа 2026 г.

·                     Для первоклассников рекомендуются дополнительные каникулы в период с 16 по 22 февраля 2026 г.. 

Продолжительность учебного года:

·                     1 класс — 33 учебные недели;

·                     2–11 классы — 34 учебные недели. 

При составлении расписания и организации учебного процесса важно учитывать индивидуальные особенности учащихся, динамику их умственной работоспособности и рекомендации специалистов по гигиене и психологии образования.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 14.11.2025

Дата обновления: 14.11.2025

Дата публикации: 14.11.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».