ДООП Я - Человек

Березовское муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа № 32»

Рассмотрена на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от 30.08.2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор БМАОУ СОШ №32
_____________О. В. Лылова
Приказ №90 от 30.08.2023
Лылова Ольга
Валентиновна

Подписан: Лылова Ольга
Валентиновна
DN: C=RU, OU=директор, O=БМАОУ
СОШ №32, CN=Лылова Ольга
Валентиновна, E=bgo_ou32@mail.ru
Дата: 2023-08-30 01:12:39

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
коммуникативной направленности
«Профилактическая игра-тренинг «Я - Человек»
Возраст обучающихся: 12-16
Срок реализации: 1 месяц
Уровень программы: базовый
Разработчик программы:
социальный педагог
Селезнева Ольга Геннадьевна

п.Монетный, 2023 г.

2

Содержание
1.

2.

3.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ ............................................................ 3
1.1.

Пояснительная записка ........................................................................................................... 3

1.2.

Цель и задачи программы ....................................................................................................... 5

1.3.

Планируемые результаты освоения программы.................................................................. 5

1.4.

Учебный план ........................................................................................................................... 6

1.5.

Содержание учебного плана .................................................................................................... 6

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ .................................................. 8
2.1.

Календарный учебный график для 1 группы ....................................................................... 8

2.2.

Календарный учебный график для 2 группы ...........................Error! Bookmark not defined.

2.3.

Календарный учебный график для 3 группы ...........................Error! Bookmark not defined.

2.4.

Календарный учебный график для 4 группы ...........................Error! Bookmark not defined.

2.5.

Формы аттестации/контроля .................................................................................................. 9

2.6.

Методическое обеспечение программы ................................................................................. 9

2.7.

Условия реализации программы ............................................................................................ 9

2.8.

Воспитательный компонент.................................................................................................. 10

Список литературы ..................................................................................................................... 11

3

1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Нормативно-правовое обеспечение программы:
Дополнительная общеобразовательная программа «Профилактическая
игратренинг «Я - Человек» (далее «Я – Человек») разработана в соответствии со
следующими нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);
Концепция развития дополнительного образования до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 года № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30
сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;
СП
2.4.3648-20
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи;
Локальные акты образовательной организации:
Устав образовательной организации БМАОУ СОШ №32;
Положение о разработке, структуре и порядке утверждения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в
БМАОУ СОШ №32.
Уровень освоения программы: базовый
Направленность (профиль): социально-гуманитарная
Актуальность программы:
Профилактика правонарушений несовершеннолетних – прежде всего
проблема педагогическая, ибо она связана с решением определенного круга
воспитательных задач.
Время идет вперед, меняется. Ни для кого не секрет, что вместе с ним
меняются наши дети. Сейчас они совсем другие, чем были пять, десять лет
назад. Недостаточно один раз получить диплом об образовании. Необходимо
совершенствовать свои навыки, быть на одной волне с детьми, уметь понимать
их. Каждый день в мире создаются тысячи методик по работе с детьми и
подростками. Данная программа поможет доступным языком поговорить

4

подростками о взрослении и их будущем. Созданная в формате игры,
программа "Я - Человек" поможет лучше понять учеников, наладить с ними
доверительный контакт. Дети в свою очередь поймут. каково это, быть в мире
взрослых, поймут свое предназначение в этом мире и, возможно, выберут
профессию на всю жизнь.
Отличительные особенности программы:
"Я - Человек" - это социальная программа, направленная на коррекцию
отклоняющегося поведения. Она откроет совершенно новые жизненные
моменты в консультациях и корректировке поведения подростков и их
родителей. В игре участники могут совершать ошибки, чтобы потом не
повторять их в реальной жизни. Для каждой такой ошибки даётся совет
психолога или комментарий юриста. Подростки могут оценить свое окружение
и его влияние на будущее. Понять, как влияют на дальнейшую жизнь советы
"хороших" и "плохих" наставников.
Программа "Я - Человек"
- формирует навык разрешения конфликтов
- дает возможность лучше познать себя, как личность
- показывает причинно-следственную связь между совершенным
поступком и его результатом
- позволяет в игровом формате прожить сложные ситуации, которые
могут возникнуть
-заставляет задуматься о выборе
-учит анализировать ситуации, осознавать из последствия, искать верное
решение.
Новизна программы:
«Я – человек» – это программа в основу которой положена настольная
игра-симулятор. В игру
вошли ситуации, с которыми наиболее часто встречаются подростки в
период взросления и момент перехода в самостоятельную жизнь. Иными
словами, это игровое учебное пособие по предмету, который нигде не
преподают – «Социальная адаптация подростков».
Выбранная форма не случайна. Программа направлена на развитие
эмоциональной памяти подростка и делает процесс познания развлечением. За
основу взято два аспекта – психологический и правовой. Это как раз те области,
о которых меньше всего знают и думают дети и подростки в возрасте от 12 до
16 лет. Но программа будет полезна и тем, кто относится к другим возрастным
категориям.
Адресат программы:
Программа предназначена для обучения детей (подростков) в возрасте 1216 лет.
В этом возрасте у подростков складываются собственные моральные
установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со
старшими и сверстниками. Появляется способность противостоять влиянию
окружающих, отвергать те или иные требования и утверждать то, что они сами
считают несомненным и правильным. Подростки начинают обращать эти

5

требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и
малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия.
Чем насыщеннее, энергичнее, напряженнее их жизнь, тем более она им
нравится. Больше не существует естественный авторитет взрослого. Подростки
в этом возрасте все настойчивее начинают требовать от старших уважения
своих взглядов и мнений и особенно ценят серьезный, искренний тон
взаимоотношений.
Наполняемость группы: 4 человека
Объем программы: 8 часов
Срок освоения программы: 1 месяц
Форма(ы) обучения: Очная
Форма реализации:
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа с одной группой
Особенности организации образовательного процесса:
При реализации программы используются в основном групповая форма
организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных
случаях – индивидуальная в рамках группы.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: Цель программы «Я – человек»: диагностика и
коррекция антисоциального поведения подростка в обществе.
Задачи программы:
Образовательные:
Проиграть (неоднократно) различные социальные и юридические
ситуации для выявления особенностей поведения;
Совершенствовать всестороннее воспитание и развитие подростков и
молодежи.
Развивающие:
Формирование у учащихся определенные знания о правах, обязанностях,
ответственности несовершеннолетних и умение применять полученные знания
в повседневной жизни.
Воспитательные:
Создание эффективной системы профилактики и правонарушений
несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний,
сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений,
совершённых учащимися школы.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- Сформированы осознание основных принципов социального поведения,
умение принимать ответственные решения и объективно оценивать жизненную
ситуацию, а также нести ответственность за свои поступки
Метапредметные результаты:

6

знание статей Уголовно-процессуального Кодекса РФ и Кодекса об
административных правонарушениях РФ;
сформировано понятие нравственности;
осознание личной ответственности.
Личностные результаты:
- Сформированы
определенные знания о правах, обязанностях,
ответственности несовершеннолетних и умение применять полученные знания
в повседневной жизни.
1.4. Учебный план
№
п/п

1.

2.
3.
4.

Количество часов
Название раздела, тема
Тема 1 Введение в
программу, входное
тестирование. Этап:
«Рождение – Школа»
Тема 2 Этап: «Школа ВУЗ»
Тема 3 Этап: «ВУЗ –
Работа»
Тема 4 Этап: «Работа –
окончание игры». Итоговое
тестирование
Итого

1.5.

Формы аттестации
/ контроля

Всего

Теория

Практика

2

1

1

Входное
тестирование

2

1

1

наблюдение, анализ,
деловая игра

2

1

1

2

1

1

8

4

4

наблюдение, анализ,
деловая игра
Итоговое
тестирование

Содержание учебного плана

Тема 1. Введение в программу, входное тестирование.
Теория: Цели и задачи, стоящие перед игроками в процессе обучения,
виды деятельности, предусмотренные игрой, правила поведения на занятиях и
техника безопасности.
Практика: прохождение этапа: «Рождение – Школа».
Форма контроля: Входное тестирование
Оборудование: Настольная игра.
Тема 2. Этап: «Школа - ВУЗ»
Теория: Выработка личностных стратегий уверенного поведения, через
формирование образа современного подростка с активной жизненной позицией
и умением противостоять пагубным влияниям из социума.
Практика: прохождение этапа: «Школа - ВУЗ»
Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра.
Оборудование: Настольная игра.

7

Тема 3. Этап «ВУЗ – Работа»
Теория: Формирование осознанности множественности социальных
ролей, связи социальной роли с поведением.
Практика: прохождение этапа: «ВУЗ – Работа»
Форма контроля: наблюдение, анализ, деловая игра.
Оборудование: Настольная игра.
Тема 4. Этап: «Работа – окончание игры».
Теория: Осознание своих достижений, Формирование понятия, какой
отпечаток накладывают спутники на жизненные достижения.
Практика: прохождение этапа: «Работа – окончание игры»
Форма контроля: итоговое тестирование.
Оборудование: Настольная игра.

8

2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график для группы

Место проведения: БМАОУ СОШ №32
Время проведения занятий: 13.45
Год обучения:2022-2023 учебный год
Количество учебных недель: 4
Количество учебных дней:8
Сроки учебных периодов: 2 полугодие
№
п/п

Тема занятия

Кол-во
часов

1.

прохождение этапа: «Рождение –
Школа».

2

2.

прохождение этапа: «Школа - ВУЗ»

2

3.

прохождение этапа: «ВУЗ – Работа»

4.

прохождение этапа: «Работа –
окончание игры»

2

2

Форма занятия
Теоретическое
занятие
практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое
занятие
Теоретическое
занятие,
практическое
занятие

Форма
контроля

Дата проведения занятия
планируемая фактическая

Тестирование

Февраль 2023

наблюдение,
анализ,
деловая игра

Февраль 2023

наблюдение,
анализ,
деловая игра
наблюдение,
анализ,
деловая игра
Тестирование

Март 2023
Март 2023

Причины
изменения
даты

9

2.2. Формы аттестации/контроля
Формы аттестации/контроля для выявления предметных и
метапредметных результатов:
тестирование, дискуссия,
Формы аттестации/контроля формы для выявления личностных
качеств:
наблюдение, беседа, опросы, тестирование,
Особенности организации аттестации/контроля:
В начале обучения проводится входная диагностика в форме
тестирования, по окончании обучения проводится итоговое тестирование.
2.3. Методическое обеспечение программы
Методики и технологии:
В программе используются методики и технологии социальной игры «Я Человек»
Краткое описание работы с методическими материалами:
Во время занятий обучающиеся проработают сложные жизненные ситуации
предложенные автором игры. Обсудят возможные последствия поступков и в
заключении пройдут заключительное анкетирование.
2.4. Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящей программы необходимы
определённые условия:
наличие помещения для учебных занятий, рассчитанного на 4 учащихся и
отвечающего правилам СанПин;
наличие ученических столов и стульев, соответствующих возрастным
особенностям обучающихся;
наличие учебно-методической базы: качественные иллюстрированные
карточки, игровое поле.
Материально-техническое обеспечение программы:
Наименование
Социальная игра «Я –
Человек»

Количество
1 шт.

Область применения
Используется для проведения всех этапов
игры

Кадровое обеспечение программы:
Для реализации программы требуется педагог дополнительного
образования с уровнем образования и квалификации, соответствующим
профессиональному стандарту «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых», данный педагог должен пройти соответствующие курсы Модератор
игры «Я - Человек» для подростков.

10

2.5. Воспитательный компонент
Цель воспитательной работы
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы ценностей, создание условий для многогранного развития и
социализации каждого учащегося. Повышение правовой о социальной
компетентности подростков, через профилактику правонарушений и активную
форму обучения в виде настольной игры-навигатора.
Задачи воспитательной работы
Формирование у учащихся определенные знания о правах, обязанностях,
ответственности несовершеннолетних и умение применять полученные знания
в повседневной жизни.
Приоритетные направления воспитательной деятельности
гражданско-патриотическое
нравственное и духовное воспитание, воспитание семейных ценностей
здоровьесберегающее воспитание
социокультурное и медиакультурное воспитание
правовое воспитание и культура безопасности учащихся
Формы воспитательной работы
Беседа, дискуссия, сюжетно-ролевая игра, деловая игра.
Методы воспитательной работы
рассказ, беседа, дискуссия, упражнение, игра, поощрение, наблюдение,
анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности,
Планируемые результаты воспитательной работы
- сформирован навык разрешения конфликтов;
- познание себя, как личность;
- умение выявлять причинно-следственную связь между совершенным
поступком и его результатом;
- проживание, в игровом формате, сложных ситуаций, которые могут
возникнуть;
- осознание ответственности за свои действия;
-умение анализировать ситуации, осознавать из последствия, искать
верное решение.
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
1.

2.

Название мероприятия

Задачи

Форма
проведения
Очная

прохождение
этапа:
Входное тестирование
«Рождение – Школа».
Формирование
Очная
осознанности
прохождение этапа:
множественности
«Школа - ВУЗ»
социальных ролей, связи
социальной
роли
с
поведением.

Сроки
проведения
Февраль
Март

11

3.

прохождение этапа:
«ВУЗ – Работа»

4.

прохождение этапа:
«Работа – окончание
игры»

Формирование
Очная
собственной жизненной
позиции.
Выработка
устойчивой
позиции
обучающихся
противостоянию
негативным
влияниям
микросреды.
Заключительное
Очная
тестирование

Март

Май

3. Список литературы
для педагога:
1. Вагнер, И. В. Длительная игра как форма реализации программы
воспитания: методическое пособие / И. В. Вагнер. – Москва: Русское
слово — учебник, 2015. – 145 с. – (ФГОС НОО. Воспитание в начальной
школе).
2. Донцов, Д. А. Возрастная психология и психология развития личности
в макропериоде детства, в отрочестве и юности: учебное пособие: [16+] /
Д. А. Донцов, М. В. Донцова. – 2- е изд., стер. – Москва: ФЛИНТА, 2019.
– 308 с.
3. Коган, М. С. Игровая кладовая: методическое пособие: [6+] / М. С.
Коган. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008. –
240 с.
4. Левкин, В. Е. Социально-психологический тренинг для психолога:
учебное пособие / В. Е. Левкин. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016. –
209 с
5. Мандель, Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие
профессионально значимых качеств обучающихся: учебное пособие:
[16+] / Б. Р. Мандель. – Москва; Берлин: ДиректМедиа, 2017. – 317 с.: ил.,
табл.
6. Обухова, Ю. В. Практическая психология личности: драматические и
игровые техники в работе психолога: учебное пособие / Ю. В. Обухова;
Южный федеральный университет, Академия психологии и педагогики. –

12

Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. –
125 с.: ил.
7. Громова Д. А. Настольные игры как современный инструмент работы
психолога в сопровождении подростков [Текст] // Современная
психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь
2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 16-19.

Информация для карточки в Навигаторе
Полное название: Дополнительная общеобразовательная программа
«Профилактическая игратренинг «Я - Человек»
Публичное название: «Я - Человек»
Краткое описание:
Программа направлена на социальное коммуникативное развитие.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».