Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 32» «Согласовано» Решением педагогического совета БМАОУ СОШ № 32 протокол № 8 от «29» мая 2023 г. «Утверждаю» Директор БМАОУ СОШ № 32 О. В. Лылова приказ № 55 от 29.05.2023 Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника» Срок реализации программы 1 год Возраст: от 9 до 13 лет Направленность: техническая, используется оборудование Центра «Точка роста». Количество часов из расчёта: 3 часа в неделю Составитель программы: Селезнёва Ольга Геннадьевна педагог дополнительного образования г. Березовский, п. Монетный2023 1 КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Робототехника»» (далее – Программа) рассчитана на 1 год обучения (базовый уровень обучения), включает в себя 3 тематических модуля. Программа направлена на овладение навыками практической работы по сборке, программированию и отладке робототехнических систем с возможностью использования высокотехнологичного оборудования. Изучая программу, учащиеся смогут осознать роль человека в развитии научно-технического потенциала страны. Данная программа способствует раскрытию технического и творческого потенциала обучающихся, а также в дальнейшем поможет им в определении сферы своей профессиональной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным законом от 31 июля 2020 г. №304-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»; Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года, утверждённой постановлением Правительства Самарской области от 12.07.2017 г. №441; Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; утверждении Приказом Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и 2 молодежи»; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. №678-р); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (письмо МО и НСО) от 03.09.2015г. №826ТУ. Направленность: техническая, реализуется с использованием оборудования центра «Точка роста» Актуальность. На новом этапе развития общества происходит проникновение современных робототехнических устройств практически во все сферы деятельности человека. Для их создания и использования в жизни необходимы соответствующие знания и опыт, базовую составляющую которых можно получить на занятиях дополнительного образования, интегрирующих в себе науку, технологию, инженерное дело, математику, информатику, физику. Особую роль играет как тренировка активной работы в коллективе (коммуникативные способности, навыки взаимодействия), так и самостоятельность при принятии решений, способствующая раскрытию в полной мере технического творческого потенциала и системности мышления. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира, его анализу и конструктивному синтезу при реализации собственных проектов на базе современного высокотехнологичного оборудования Уникальность работы с образовательными конструкторами (сочетание конструирования и программирования в одном курсе) позволяет учащимся в виде познавательной игры узнать сложный технический материал в простой доступной форме и с максимальной эффективностью развить технические навыки, инженерное мышление 3 со школьного возраста, необходимые в дальнейшей жизни, что способствует профессиональной ориентации школьников. Новизна: использование современных педагогических технологий, методов и приемов на конвергентной основе; использование блочно-модульного принципа; использование метода кейсов; возможность у обучающихся работать с оборудованием (Hard skills) и приобретать навыки, которые важны как для участия в командных проектах, так и для жизни в социуме (Soft skills); возможность реального изготовления спроектированных моделей на уникальном высокотехнологичном оборудовании; возможность участия в конкурсах, выставках и фестивалях различного уровня; создание условий для развития навыков самообразования и исследования, возможности выстраивания индивидуальных образовательных траекторий, позволяющих исследовать и моделировать различные объекты и системы из области робототехники. Отличительные особенности программы. Реализация данной программы осуществляется посредством робототехнических конструкторов, предназначенных для образовательных целей. Эти наборы как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а также предоставляют разнообразие возможностей и позволяют заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений). Программа носит конвергентный характер, базирующийся на взаимодействии самых разных областей естественнонаучного и гуманитарного цикла, требующих знаний практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Межпредметные занятия опираются на естественный интерес к разработке и постройке различных механизмов, как по готовым инструкциям, так и по собственным идеям. Методические особенности реализации программы предполагают сочетание возможности развития индивидуальных творческих способностей умений взаимодействовать в коллективе, работать в группе. 4 и формирование Используются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии использования в обучении игровых методов, информационно-коммуникационные технологии. Педагогическая целесообразность заключается в применяемом на занятиях деятельностном подходе, который позволяет максимально продуктивно усваивать материал путём смены способов организации работы. Тем самым педагог стимулирует познавательные интересы учащихся и развивает их практические навыки. У детей воспитываются ответственность за порученное дело, аккуратность, взаимовыручка. В программу включены коллективные практические занятия, развивающие коммуникативные навыки и способность работать в команде. Практические занятия помогают развивать у детей воображение, внимание, творческое мышление, умение свободно выражать свои чувства и настроения, работать в коллективе. Информационно-коммуникационные технологии позволяют увеличить поток информации по содержанию предмета и методическим вопросам. В процессе реализации программы проводятся лекции, лабораторно-практические работы, мультимедиа-занятия, технические соревнования, игры, защиты проектов, экскурсии. Благодаря возможности наглядной демонстрации явлений и объектов в динамике происходит стимулирование непроизвольного внимания детей. Программа предусматривает «базовый» уровень освоения содержания программы, предполагающий использование общедоступных универсальных форм организации материала, среднюю сложность задач, поставленных перед обучающимися. Цель: формирование у обучающихся компетенций в области передовых технологий, конструирования, программирования, мехатроники, электроники, освоение «hard» и «soft» компетенций в процессе изучения робототехники для применения к задачам реального мира. Задачи: Обучающие: области познакомить с достижениями отечественной и мировой науки и техники в робототехники, электроники, технологий искусственного интеллекта, компьютерных технологий; познакомить со специальными (профессиональными) терминами и понятиями; закрепить базовые общеобразовательные знания в области физики, математики, информатики и формировать целостную научную картину мира; 5 изучить основы электроники, устройство и принцип работы отдельных элементов и узлов, входящих в состав робототехнических устройств и систем, процесс разработки, изготовления и сборки простых роботов; научить самостоятельно находить необходимую информацию, посредством специальной литературы и Интернет-ресурсов; изучать приемы и технологии разработки простейших алгоритмов и систем управления, машинного обучения, технических устройств и объектов управления; дать базовые знания основ конструирования и кибернетики; познакомить с конструкциями современных роботов; осваивать «hard» и «soft» компетенции; формировать умение ориентироваться на идеальный конечный результат; изучить алгоритмы, циклы и основы программирования; изучить теории автоматического управления, управления через Bluetooth; дать основополагающие навыки для дальнейшего освоения IT-профессий; сформировать навыки практической работы по сборке и отладке робототехнических систем; сформировать навыки анализа и разработки сложных механизмов; научить разрабатывать проекты, обосновывать принятые решения и реализовывать их на практике. Развивающие: формировать интерес к техническим знаниям; развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное, пространственное, абстрактное, логическое и критическое мышление; формировать устойчивую учебную мотивацию к дальнейшему изучению робототехники и творческому поиску; развивать волю, терпение, самоконтроль, внимание, память, фантазию и изобретательность (творческий потенциал личности); развивать способность осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения; стимулировать познавательную активность обучающихся посредством включения их в различные виды конструкторской, проектной и конкурсной деятельности; развивать умение работать в команде и индивидуально; развивать способность работать в условиях ограничений; развивать навыки представления своего проекта. 6 Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники; воспитывать дисциплинированность, самоорганизацию, личную ответственность за порученное дело, самостоятельность, уважение к людям, умение работать в коллективе и чувство взаимопомощи; формировать организаторские и лидерские качества; воспитывать трудолюбие, аккуратность и уважение к труду; формировать правильное отношение к успехам и неудачам, развивать уверенность в себе. Возраст обучающихся: программа рассчитана на обучающихся в возрасте 9 – 13 лет. Для подростков 9 – 13 лет характерно самоутверждение, бурный рост самосознания, активное осмысление будущего. Это пора поисков, надежд, мечтаний. Практически все учащиеся в этом возрасте стремятся проникнуть в сущность явлений природы и общественной жизни, объяснить их взаимосвязи и взаимозависимости. Почти всегда этому сопутствует стремление выработать собственную точку зрения, дать свою оценку происходящим событиям. Самостоятельность мышления в этом возрасте приобретает определяющий характер и крайне необходима для самоутверждения личности. При подборе материалов и планировании занятий будут максимально учитываться особенности группы, включаться поисковые и исследовательские методы, необходимо обучать подростков вести диалог, дискуссию. В подростковом и юношеском возрасте наилучшие результаты обнаруживаются при групповой личностно-ориентированной работе. Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год, общий объем – 108 часов (3 модуля): базовый уровень – 108 часов (3 модуля: 49; 47; 12 часов). Режим занятий: для обучающихся младшего возраста (до 14 лет) занятия проводятся 2 раза внеделю по 1 и 2 академических часа с перерывом. Наполняемость учебных групп: набор обучающихся проводится без предварительного отбора. Формирование групп от 10 человек. Формы организации деятельности: занятия носят гибкий характер с учетом предпочтений, способностей и возрастных особенностей обучающихся. Построение занятия включает в себя фронтальную, индивидуальную и групповую работу, а также некоторый соревновательный элемент. 7 Формы обучения: беседа; лекция; лабораторно-практическая работа; техническое соревнование; игра; защита проектов; экскурсия; кейс. Планируемые результаты: Личностные: гражданская идентичность обучающихся; чувство любви к родине, к её природе, культуре, науке; чувство гордости за свою страну, деятелей науки, изобретателей и конструкторов; формирование уважительного отношения к иному мнению, чужим идеям и технологиям; положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения; наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный труд; начальные навыки саморегуляции; сформированность ценностных отношений, обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Метапредметные: Познавательные: использовать и анализировать различные источники информации; преобразовывать познавательную задачу в практическую; выделять главное, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения; прогнозировать результат. Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации в процессе познания; 8 понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; конструктивно действовать даже в ситуациях не успеха; самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом материале; вносить коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей и родителей; готовность оценивать свой труд, принимать оценки одноклассников, педагогов, родителей. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию; приходить к общему решению в совместной работе (сотрудничать с одноклассниками); сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Предметные результаты: Модульный принцип построения программы предполагает описание предметных результатов в каждом конкретном модуле. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ Диагностика эффективности образовательного процесса осуществляется в течение всего срока реализации Программы. Это помогает своевременно выявлять пробелы в знаниях, умениях обучающихся, планировать коррекционную работу, отслеживать динамику развития детей. Для оценки эффективности освоения образовательной Программы в течение года используется входная, промежуточная (каждый модуль) и итоговая диагностики результатов освоения программы. При этом используются следующие методы диагностики: собеседование, наблюдение, тестирование, самостоятельные и практические работы, творческие задания, конкурсы, выставки, соревнования, анкетирование, самооценка и взаимная оценка обучающихся. Применяется 3-х балльная система оценки знаний, умений и навыков обучающихся (выделяется три уровня: высокий, средний, низкий). Итоговая оценка результативности освоения программы проводится путём вычисления среднего показателя, основываясь на суммарной составляющей по итогам входной, промежуточной и итоговой диагностик. 9 Диагностические карты оценки результативности учащихся базового уровня (2-го года обучения) приведены в приложении 1. Протоколы результатов аттестации второго года обучения приведены в приложении 2. Низкий уровень освоения программы: ребёнок овладел менее чем 50% (менее 24 баллов) предусмотренных знаний, умений и навыков, испытывает серьёзные затруднения при работе с учебным материалом; в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Средний уровень освоения программы: объём усвоенных знаний, приобретённых умений и навыков составляет 50 – 69% (24 – 33 балла); работает с учебным материалом с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца; удовлетворительно владеет теоретической информацией по темам курса, умеет пользоваться литературой и электронными источниками информации. Высокий уровень освоения программы: учащийся овладел на 70 – 100% (34 – 48 баллов) предусмотренным программой учебным планом; работает с учебными материалами самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества; свободно владеет теоретической информацией по курсу, умеет анализировать и применять полученную информацию на практике. Формы контроля качества образовательного процесса: собеседование;наблюдение; тестирование; самостоятельные и лабораторно-практические работы; выполнение творческих заданий; участие в конкурсах, выставках, соревнованиях; анкетирование; самооценка и взаимная оценка обучающимися работ друг друга. 10 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № модуля Количество часов Всего Теория Практика Название модуля 2. «Конструирование. Машины и механизмы» «Сборка и программирование роботов» 3. «Работа в Хай-тек цехе» 1. ИТОГО 49 15 34 47 4 43 12 4 8 108 23 85 Оборудование Робототехнический комплект для изучения мехатроники и робототехники, Набор для творческого проектирования и прототипирования механизированных и программируемых моделей, Образовательный робототехнический комплект. 3d принтер, ноутбуки мобильного класса 1. Модуль «Конструирование. Машины и механизмы» Цель: формирование у обучающихся компетенций в области передовых технологий, конструирования, мехатроники, освоение «hard» и «soft» компетенций в процессе изучения и сборки простых механизмов и сложных механизмов передачи движения. Задачи: Обучающие: познакомить с достижениями отечественной и мировой науки и техники в области конструирования; познакомить со специальными (профессиональными) терминами и понятиями; закрепить базовые общеобразовательные знания в области физики, математики и формировать целостную научную картину мира; научить самостоятельно находить необходимую информацию, посредством специальной литературы и Интернет-ресурсов; дать базовые знания основ конструирования и кибернетики; осваивать «hard» и «soft» компетенции; формировать умение ориентироваться на идеальный конечный результат. Развивающие: 11 формировать интерес к техническим знаниям; развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное, пространственное, абстрактное, логическое и критическое мышление; формировать устойчивую учебную мотивацию к дальнейшему изучению машин и механизмов и творческому поиску; развивать волю, терпение, самоконтроль, внимание, память, фантазию и изобретательность (творческий потенциал личности);развивать способность осознанно ставить перед собой конкретные задачи,разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения; развивать умение работать в команде и индивидуально; развивать способность работать в условиях ограничений. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники; воспитывать дисциплинированность, самоорганизацию, личную ответственность за порученное дело, самостоятельность, уважение к людям, умение работать в коллективе и чувство взаимопомощи; формировать организаторские и лидерские качества; воспитывать трудолюбие, аккуратность и уважение к труду; формировать правильное отношение к успехам и неудачам, развивать уверенность в себе. Предметные ожидаемые результаты: Обучающийся должен знать: основы построения и составляющие элементы конструкций; основные свойства конструкций (равновесие, устойчивость, прочность); правила выполнения схем и чертежей; измерительные приборы; основные механизмы и их разновидности; применение различных механизмов в быту и технике; расчёт передаточных чисел в редукторах и мультипликаторах; устройство и принцип работы ШРУСа, кардана, дифференциала и кулачка; процесс сборки и анализа конструкций с различными элементами и видами передач. Обучающийся должен уметь: 12 собирать и анализировать различные простые конструкции и механизмы передачи движения; производить расчёты передаточных чисел; выполнять задания по сборки и анализу различных конструкций. Обучающийся должен приобрести навык: работы с кейсами по сборке и анализу различных конструкций и механизмов передач движения;расчёта передаточных чисел в различных механизмах передач движения; проектирования и сборки различных конструкций для выполнения необходимых действий. Учебно-тематический план № 1. 2. Тема занятия Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Робототехника как наука. Рёбра жёсткости. Лонжероны. Рамы. Арки. Кол-во часов Теория Практика 2 Всего 2 1 1 3. Правило равновесия рычага. 1 1 4. Измерительные приборы. 1 1 5. Весы. 3 3 6. Валы и оси. Подшипниковые опоры. 1 1 7. Ремённые и зубчатые передачи. 1 1 Планетарная зубчатая передача. Винтовая передача. 9. Червячная передача. Зубчато-реечная 10. передача. Червячнореечная передача. 8. 13 1 1 1 1 1 1 Формы контроля/ аттестации Собеседование, анкетирование. Собеседование, практическая работа. Собеседование, самостоятельная работа. Собеседование, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание, самооценка и взаимная оценка. Собеседование, практическая работа. Собеседование, самостоятельная работа, тестирование. Собеседование, практическая работа. Собеседование, практическая работа. Собеседование, практическая работа. Передаточное число в сложных передачах. 11. Редуктор. Мультипликатор. 1 2 12. Измерительная тележка. 3 3 13. Тягач. 3 3 14. Гоночный автомобиль. 3 3 1 5 6 1 1 2 17. Гибкий вал. 1 1 18. Цепная передача. 1 1 19. Фрикционная передача. 1 1 15. Творческий проект «Миксер». Зубчатая передача с 16. периодическим движением. Кулачок. 1 20. Кардан. ШРУС. 1 1 2 21. Дифференциал. 1 1 2 Виды передач. 22. Преимущества и недостатки. 1 Сложный полиспаст. 23. Храповой реверсивный механизм. 1 1 2 24. Ветряк. 25. Наклонная плоскость. Клин. 3 1 3 3 1 14 Собеседование, практическая работа, самооценка и взаимная оценка. Наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание, самооценка и взаимная оценка. Наблюдение, самостоятельная Наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание, самооценка и взаимная оценка. Собеседование, наблюдение, творческое задание, самооценка и взаимная оценка, соревнование. Собеседование, практическая работа. Собеседование, практическая работа. Собеседование, практическая работа. Собеседование, практическая работа. Собеседование, практическая работа. Собеседование, практическая работа, тестирование. Собеседование, тестирование, самооценка и взаимная оценка. Собеседование, практическая работа. Наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание, самооценка и взаимная оценка. Собеседование, практическая работа, тестирование. 26. Машины и механизмы. Двигатели. Итого: 2 2 15 34 15 49 Собеседование. Содержание программы модуля Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Робототехника как наука. Теория: Демонстрация работ, сделанных в кванте «Робототехника». Инструктаж по технике безопасности при работе в кванте «Робототехника». План работы на учебный год. Что такое робототехника. История робототехники. Направление развития робототехники. Науки, используемые в робототехнике. Классификация роботов. Робототехнические системы. Тема 2. Рёбра жёсткости. Лонжероны. Рамы. Арки. Практика: Повторение: «Конструкции и элементы» (Понятие конструкции. Элементы конструкции. Основы построения конструкций. Растяжение, сжатие. Опорные и стягивающие элементы. Треугольные и прямоугольные конструкции. Основные свойства конструкций (равновесие, устойчивость, прочность). Способы описания конструкции (рисунок, схема, чертеж), их достоинства и недостатки.). Изучение нового материала: Сборка конструкции, в состав которой входят рёбра жёсткости, лонжероны, рамы, арки. Анализ собранной конструкции. Тема 3. Правило равновесия рычага. Теория: Повторение: «Рычаг» (Понятие о рычагах. Основные определения (сила, груз, ось вращения, рычаг). Виды рычагов. Использование рычагов.). Изучение нового материала: Физическая суть рычага. Правило равновесия рычага. Плечи рычага. Точка опоры рычага. Решение задач с применением правила равновесия рычага. Тема 4. Измерительные приборы. Теория: Измерительные приборы. Единицы измерения. Виды, параметры и классификация измерительных приборов. Цена деления. Точность. Погрешность. Определение цены деления измерительного прибора. Тема 5. Весы. Практика: Кейс «Весы» (практическая работа по сборке модели с использованием рычага, шкалы для измерения веса груза, а также по изменению конструкции, исследованию и анализу). Тема 6. Валы и оси. Подшипниковые опоры. Практика: Повторение: «Колесо и ось. Шаровое колесо. Гусеницы. Ноги» (Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Примеры применения простых механизмов в быту и технике. Колеса и оси. Где используются колеса и оси. Использование гусениц и ног. Что такое трение.). 16 Изучение нового материала: Сила трения. Отличия валов и осей. Применение валов и осей в различных механизмах. Что такое подшипниковые опоры. Применение подшипниковых опор в технике. Сборка механизмов, в состав которых входят валы, оси,подшипниковые опоры. Анализ полученных механизмов. Целесообразность использования этих элементов в конкретных ситуациях. Тема 7. Ремённые и зубчатые передачи. Теория: Повторение: «Ремённая передача. Зубчатая передача» (Шкивы. Где используются шкивы. Ведущий и ведомый шкив. Применение и построение ременных передач в технике, быту и спорте. Зубчатые колёса. Где используются зубчатые колеса. Назначение зубчатых колес, их виды (цилиндрические, конические, коронные). Зубчатые передачи (цилиндрическая, коническая). Ведущее и ведомое зубчатые колёса. Направление вращения зубчатых колёс. Промежуточное зубчатое колесо.). Изучение нового материала: Виды ременных передач и их применение. Виды шкивов. Исследование и анализ ременных передач. Виды цилиндрических зубчатых колёс: прямозубые, косозубые, шевронные, с круговыми зубьями. Зубчатые колёса с внешним и внутренним зацеплением. Конические зубчатые колёса с прямыми и криволинейными зубьями. Тема 8. Планетарная зубчатая передача. Практика: Что такое планетарная зубчатая передача. Принцип действия и свойства планетарного механизма. Сборка, исследование и анализ планетарного механизма. Тема 9. Винтовая передача. Червячная передача. Практика: Повторение: «Винт. Червячная передача» (Винт (Определение. Шаг. Зависимость между шагом винта и силой трения). Изучение червячной передачи. Принцип действия. Применение червячной передачи в технике. Свойства червячной передачи (червячное колесо только ведущее, передача движения под прямым углом, только понижающая передача). Червячный редуктор.). Изучение нового материала: Принцип действия винтовой передачи. Сборка модели, исследование и анализ винтовой передачи. Применение винтовых передач в технике. Свойства винтовой передачи. Тема 10. Зубчато-реечная передача. Червячно-реечная передача. Практика: Повторение: «Зубчато-реечная передача» (Принцип действия зубчатореечной передачи. Превращение вращательного движения в поступательное. Использование зубчато-реечной передачи в технике и механизмах, рулевое управление на основе рейки. Зубчато-реечная передача с редуктором). Изучение нового материала: Принцип действия и свойства червячно-реечной 17 передачи. Сборка, исследование и анализ механизма с червячно-реечной передачей. Тема 11. Передаточное число в сложных передачах. Редуктор. Мультипликатор. Теория: Повторение: «Передаточное число. Сложные ремённые и зубчатые передачи. Редуктор» (Что такое передаточное число. Скорость вращения зубчатых колес разных размеров при совместной работе. Определение передаточного числа в ремённой и зубчатой передачах. Повышающие и понижающие передачи. Использование нескольких передач (Сложные ремённые и зубчатые передачи). Что такое редуктор. Применение редуктора в технике.). Изучение нового материала: Мультипликатор, его устройство и принцип действия. Виды мультипликаторов. Их применение в технике. Ограничения на использование видов передач при создании мультипликатора. Передаточное число в сложных передачах. Расчётпередаточных чисел, силы, количества оборотов в простых и сложных передачах. Практика: Сборка, испытания и анализ различных видов редукторов и мультипликаторов. Тема 12. Измерительная тележка. Практика: Кейс «Измерительная тележка» (практическая работа по сборке модели с использованием различных видов передач, шкалы для измерения пройденного пути, а также по изменению конструкции, исследованию и анализу). Тема 13. Тягач. Практика: Кейс «Тягач» (практическая работа по сборке модели с использованием различных видов передач, изменению конструкции, тестированию на тягу вверх по наклонным плоскостям с различными углами подъёма и анализу). Тема 14. Гоночный автомобиль. Практика: Кейс «Гоночный автомобиль» (практическая работа по сборке модели с использованием различных видов передач, изменению конструкции, тестированию на скорость и пройденный путь, а также анализу). Тема 15. Творческий проект «Миксер». Теория: Этапы разработки проекта (определение конструкции, технологии изготовления механизма; сборка; испытание и анализ изделия). Практика: Разработка, сборка и испытание собственной конструкции миксера. Презентация своего проекта. Анализ проделанной работы. Подведение итогов. Тема 16. Зубчатая передача с периодическим движением. Кулачок. Теория: Повторение: «Кулачок» (Определение понятия кулачок. Принцип действия кулачкового механизма. Свойства кулачкового механизма. Влияние формы кулачка на работу механизма. Применение кулачковых механизмов в технике). 18 Изучение нового материала: Период. Частота. Поступательное, вращательное, возвратно-поступательное движения. Зубчатая передача с периодическим движением. Её использование в технике и механизмах Практика: Сборка, исследование и анализ механизмов с использованием зубчатой передачи с периодическим движением и кулачка. Тема 17. Гибкий вал. Практика: Принцип действия, устройство и свойства гибкого вала. Использование в технике и механизмах. Преимущества и недостатки по сравнению с другими видами передач. Сборка, исследование и анализ модели с использованием гибкого вала. Тема 18. Цепная передача. Практика: Цепная передача. Ведущая и ведомая звёздочки. Выбор количества зубьев звёздочек цепной передачи для достижения равномерного износа. Преимущества и недостатки цепной передачи. Область применения цепной передачи. Сборка, исследование и анализ модели с использованием цепной передачи. Тема 19. Фрикционная передача. Практика: Фрикционная передача. Виды, свойства, преимущества и недостатки фрикционной передачи. Материалы, используемые для фрикционных передач. Сборка, исследование и анализ модели с использованием фрикционной передачи. Тема 20. Кардан. ШРУС. Теория: Определение понятий кардан и шарнир равных угловых скоростей (ШРУС). Устройство и принцип действия кардана и ШРУСа. Отличия и свойства кардана и ШРУСа. Использование кардана и ШРУСа в технике. Практика: Сборка, исследование и анализ механизма с карданом и ШРУСом. Тема 21. Дифференциал. Теория: Что такое дифференциал. Свойства и область применения дифференциала. Практика: Сборка, исследование и анализ механизма с дифференциалом. Тестирование в прямом и обратном направлениях собранного дифференциала. Тема 22. Виды передач. Преимущества и недостатки. Теория: Сравнение изученных видов передач. Анализ преимуществ и недостатков различных видов передач. Целесообразность использования различных видов передач при проектировании механизмов. Примеры использования различных видов передач в технике. Тема 23. Сложный полиспаст. 19 Храповой реверсивный механизм. Теория: Повторение: «Блоки. Полиспаст. Храповой механизм с собачкой» (Блоки, их виды (подвижный и неподвижный). Применение блоков в технике. Устройство и принцип действия полиспаста.). Изучение нового материала: Применение правила рычага к блокам. Устройство, принцип действия и свойства сложного полиспаста. Применение в жизни сложного полиспаста. Принцип работы храпового реверсивного механизма и его использование в технике. Практика: Сборка и исследование модели с использованием сложного полиспаста и храпового реверсивного механизма. Тема 24. Ветряк. Практика: Кейс «Ветряк» (практическая работа по сборке модели с использованием различных видов передач, храпового механизма с собачкой, изменению конструкции, исследованию и анализу). Тема 25. Наклонная плоскость. Клин. Теория: Повторение: «Наклонная плоскость. Клин» (Определение понятий наклонная плоскость, клин. Угол наклонной плоскости. Сила тяжести. Сила трения. Использование наклонной плоскости и клина в жизни.). Изучение нового материала: Решение задач на наклонную плоскость. Тема 26. Машины и механизмы. Двигатели. Теория: Что такое машины. Отличия машины от механизма. Классификация машин. Конструктивная структура машин. Двигатели, их устройство и виды. Электродвигатели. Шаговые двигатели и сервоприводы. 1. Модуль «Сборка и программирование роботов» Цель: формирование у обучающихся компетенций в области передовых технологий, конструирования, программирования, мехатроники, электроники, освоение «hard» и «soft» компетенций в процессе изучения робототехники для применения к задачам реального мира. Задачи: Обучающие: области познакомить с достижениями отечественной и мировой науки и техники в робототехники, электроники, технологий искусственного интеллекта, компьютерных технологий; познакомить со специальными понятиями; 20 (профессиональными) терминами и закрепить базовые общеобразовательные знания в области физики, математики, информатики и формировать целостную научную картину мира; изучить основы электроники, устройство и принцип работы отдельных элементов и узлов, входящих в состав робототехнических устройств и систем, процесс разработки, изготовления и сборки простых роботов; научить самостоятельно находить необходимую информацию, посредством специальной литературы и Интернет-ресурсов; изучить приемы и технологии разработки простейших алгоритмов и систем управления, машинного обучения, технических устройств и объектов управления; дать базовые знания основ конструирования и кибернетики; познакомить с конструкциями современных роботов; осваивать «hard» и «soft» компетенции; формировать умение ориентироваться на идеальный конечный результат; изучить алгоритмы, циклы и основы программирования; изучить теории автоматического управления, управления через Bluetooth; дать основополагающие навыки для дальнейшего освоения IT-профессий; сформировать навыки практической работы по сборке и отладке робототехнических систем; сформировать навыки анализа и разработки сложных механизмов; научить разрабатывать проекты, обосновывать принятые решения и реализовывать их на практике. Развивающие: формировать интерес к техническим знаниям; развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное, пространственное, абстрактное, логическое и критическое мышление; формировать устойчивую учебную мотивацию к дальнейшему изучению робототехники и творческому поиску; развивать волю, терпение, самоконтроль, внимание, память, фантазию и изобретательность (творческий потенциал личности); развивать способность осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения; стимулировать познавательную активность обучающихся посредством включения их в различные виды конструкторской, проектной и конкурсной деятельности; развивать умение работать в команде и индивидуально; 21 развивать способность работать в условиях ограничений; развивать навыки представления своего проекта. Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники; воспитывать дисциплинированность, самоорганизацию, личную ответственность за порученное дело, самостоятельность, уважение к людям, умение работать в коллективе и чувство взаимопомощи; формировать организаторские и лидерские качества; воспитывать трудолюбие, аккуратность и уважение к труду; формировать правильное отношение к успехам и неудачам, развивать уверенность в себе. Предметные ожидаемые результаты: Обучающийся должен знать: составные части ПК, их устройство, назначение и взаимодействие; правильную технологию установки и удаления программ, драйверов, основной настройки ПК; основы работы в графическом редакторе Paint; способы использования датчиков и сервоприводов в роботе; как настраивать конфигурации блоков и программировать робота средствами программного приложения модуля; содержание учебных блоков LEGO Mindstorms; процесс сборки, программирования и тестирования роботов; процесс проектирования роботов. Обучающийся должен уметь: устанавливать и удалять программы, драйвера, выполнять основные настройки; работать в графическом редакторе Paint; работать с учебными блоками LEGO Mindstorms; выполнять задания учебных кейсов; проектировать, создавать и тестировать определённых задач. Обучающийся должен приобрести навык: 22 роботов для выполнения по установке и удалению программ, драйверов, основным настройкам на работы в графическом редакторе Paint; по сборке, программированию и тестированию роботов; работы с учебными блоками LEGO Mindstorms; проектирования, создания и тестирования роботов для выполнения ПК; определённых задач. Учебно-тематический план № Тема занятия Теория Кол-во часов Практика Всего 1. Работа с ПК. 2. Сборка робота на приводной платформе. 2 2 3. Программирование робота. 2 2 4. Многозадачность. 1 1 5. Цикл. 1 1 6. Переключатель. 1 1 7. Многопозиционный переключатель. 1 1 8. Шины данных. 1 1 9. Случайная величина. 1 1 10. Блоки датчиков. 1 1 11. Текст. 1 1 12. Диапазон. 1 1 1 1 23 Формы контроля/ аттестации Собеседование, самостоятельная работа. Наблюдение, практическая работа. Собеседование, наблюдение, практическая работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, 13. Математика. 2 2 14. Скорость гироскопа. 1 1 15. Сравнение. 1 1 16. Переменные. 1 1 Датчик цвета – калибровка. 1 1 18. Обмен сообщениями. 2 2 1 2 2 2 1 2 22. Гиробой. 3 3 23. Сортировщик цветов. 3 3 24. Щенок. 3 3 25. Рука робота Н25. 3 3 17. 19. Логика. 20. 1 Математика дополнительный блок. 21. Массивы. 1 24 самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Наблюдение, самостоятельная работа. Собеседование, наблюдение, самостоятельная работа, тестирование. Наблюдение, самостоятельная работа. Собеседование, наблюдение, самостоятельная работа, тестирование. Наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание, самооценка и взаимная оценка. Наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание, самооценка и взаимная оценка. Наблюдение, самостоятельная работа, творческое задание, самооценка и взаимная оценка. Наблюдение, самостоятельная работа, творческое 26. Творческий проект «Борец сумо». 1 6 7 Итого: 4 43 47 задание, самооценка и взаимная оценка. Собеседование, наблюдение, творческое задание, самооценка и взаимная оценка, соревнование. Содержание программы модуля Тема 1. Работа с ПК. Теория: Составные части ПК, их устройство, назначение и взаимодействие. Работа с ПК, установка и удаление программ, драйверы, основные настройки. Основы работы в графическом редакторе Paint. Тема 2. Сборка робота на приводной платформе. Практика: Сборка робота на приводной платформе со всеми датчиками и захватывающим устройством. Сборка кубоида. Тема 3. Программирование робота. Практика: Повторение: Движение робота прямо и по кривой. Движение робота с поворотом. Остановка робота у объекта. Перемещение объекта роботом. Остановка робота у линии. Поворот робота с помощью гироскопа. Использование датчика касания на роботе. Настройка конфигурации блоков. Программирование робота средствами программного приложения модуля EV3. Тема 4. Многозадачность. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Многозадачность». Тема 5. Цикл. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Цикл». Тема 6. Переключатель. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: блока LEGO Mindstorms: «Переключатель». Тема 7. Многопозиционный переключатель. Практика: Выполнение заданий «Многопозиционный переключатель». Тема 8. Шины данных. 25 учебного Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Шины данных». Тема 9. Случайная величина. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Случайная величина». Тема 10. Блоки датчиков. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Блоки датчиков». Тема 11. Текст. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Текст». Тема 12. Диапазон. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Диапазон». Тема 13. Математика. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Математика». Тема 14. Скорость гироскопа. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Скорость гироскопа». Тема 15. Сравнение. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Сравнение». Тема 16. Переменные. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Переменные». Тема 17. Датчик цвета – калибровка. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Датчик цвета – калибровка». Тема 18. Обмен сообщениями. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Обмен сообщениями». Тема 19. Логика. Теория: Основы логики. Логические операции «И», «ИЛИ», «Исключающее ИЛИ», «Исключение» и их таблицы истинности. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Логика». Тема 20. Математика дополнительный блок. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Математика дополнительный блок». Тема 21. Массивы. 26 Теория: Что такое массив. Типы массивов. Преимущества, недостатки и применение массивов. Практика: Выполнение заданий учебного блока LEGO Mindstorms: «Массивы». Тема 22. Гиробой. Практика: Сборка и программирование робота LEGO Mindstorms: «Гиробой». Тема 23. Сортировщик цветов. Практика: Сборка и программирование робота LEGO Mindstorms: «Сортировщик цветов». Тема 24. Щенок. Практика: Сборка и программирование робота LEGO Mindstorms: «Щенок». Тема 25. Рука робота Н25. Практика: Сборка и программирование робота LEGO Mindstorms: «Рука робота Н25». Тема 26. Творческий проект «Борец сумо». Теория: Этапы разработки проекта (разработка конструкции робота; сборка; программирование и отладка; испытание и анализ разработанного робота). Практика: Разработка, сборка, программирование, отладка и испытание на тестовом поле робота-сумоиста собственной конструкции. Презентация своего проекта. Анализ проделанной работы. Подведение итогов. 1. Модуль «Работа в Хай-тек цехе» Цель: формирование у обучающихся компетенций в технологий обработки конструкционных материалов, области передовых конструирования, программирования, мехатроники, электроники, освоение «hard» и «soft» компетенций в процессе работы на высокотехнологичном оборудовании. Задачи: Обучающие: познакомить с достижениями отечественной и мировой науки и техники в области обработки конструкционных материалов; познакомить с историей изобретательства и рационализации в России; познакомить с видами инструкций по технике безопасности и правилами выполнения их требований; познакомить с видами 3D принтеров и принципами работы на них; 27 сформировать умения и навыки правильного и бережливого использования материалов и инструментов при создании проектов; сформировать умения и навыки работы с паяльной станцией; познакомить с техническими профессиями; познакомить со специальными (профессиональными) терминами и понятиями; закрепить базовые общеобразовательные знания в области физики, математики, информатики и формировать целостную научную картину мира; изучить основы электроники и схемотехники; сформировать алгоритм выполнения монтажных, сборочных и наладочных научить самостоятельно находить необходимую информацию, посредством работ; специальной литературы и Интернет-ресурсов; осваивать «hard» и «soft» компетенции; сформировать навыки создания чертежей для работы на 3D принтере; изучить настройки и управление 3D принтером. Развивающие: формировать интерес к техническим знаниям; развивать у обучающихся техническое мышление, изобретательность, образное, пространственное, абстрактное, логическое и критическое мышление; формировать устойчивую учебную мотивацию к дальнейшему изучению работы высокотехнологичных станков и оборудования; развивать волю, терпение, самоконтроль, внимание, память, фантазию и изобретательность (творческий потенциал личности); развивать способность осознанно ставить перед собой конкретные задачи, разбивать их на отдельные этапы и добиваться их выполнения; развивать умение работать в команде и индивидуально; развивать способность работать в условиях ограничений; формировать навыки работы по поиску информации, необходимой для выполнения поставленной задачи; формировать умение практически применять полученные знания в ходе учебной и проектной деятельности; формировать умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 28 Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники; воспитывать дисциплинированность, самоорганизацию, личную ответственность за порученное дело, самостоятельность, уважение к людям; формировать организаторские и лидерские качества; воспитывать трудолюбие, аккуратность и уважение к труду; формировать правильное отношение к успехам и неудачам, развивать уверенность в себе; воспитывать бережное отношение к оборудованию и материалам; формировать умение разделять роли и взаимодействовать в команде. Предметные ожидаемые результаты: Обучающийся должен знать: структуру Хай-тек цеха; технику безопасности при работе в Хай-тек цехе; возможности оборудования Хай-тек цеха; основы электроники и схемотехники; способы работы с паяльной станцией и технологию пайки; назначение, устройство и принцип работы 3D принтера; правила создания чертежа изделия на ПК в специализированном ПО 3D принтера. Обучающийся должен уметь: монтировать электронные компоненты на плате; работать с паяльной станцией; производить подготовку, запуск и управление 3D принтером; создавать чертежи изделий на ПК; производить финальную обработку получившегося изделия. Обучающийся должен приобрести навык: безопасной работы с оборудованием Хай-тек цеха; работы с паяльной станцией; по настройке и подготовке 3D принтера к работе; создания чертежей изделий на ПК для 3D принтера. Учебно-тематический план 29 № Кол-во часов Теория Практика Тема занятия Всего 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 1 2. Основы электроники и схемотехники. 1 2 3 3. Работа на 3D принтере. ТБ при работе. 1 1 2 4. Создание 3D модели простого изделия для 3D принтера. 1 3 4 5. Изготовление простого изделия на 3D принтере. 2 2 8 12 Итого: 1 4 Формы контроля/ аттестации Собеседование, анкетирование. Собеседование, наблюдение, практическая работа, самооценка и взаимная оценка. Собеседование, наблюдение, практическая работа. Собеседование, наблюдение, практическая работа, самооценка и взаимная оценка, тестирование. Собеседование, наблюдение, самостоятельная работа, самооценка и взаимная оценка. Содержание программы модуля Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе в Хай-тек цехе. История, темпы и перспективы развития высокотехнологичного оборудования. Демонстрация изделий, изготовленных в Хай-тек цехе. Тема 2. Основы электроники и схемотехники. Теория: Основы электроники. Принципы работы основных электронных компонентов и их назначение. Основы схемотехники. Методы пайки, особенности работы с припоями и флюсами. Инструктаж по технике безопасности с паяльным оборудованием. Практика: Построение принципиальной схемы устройства. Подбор монтажной платы и размещение на ней электронных компонентов. Соединение элементов методом пайки. Проведение пробного пуска, исправление ошибок. Испытания готового изделия. Тема 3. Работа на 3D принтере. ТБ при работе. Теория: Назначение, устройство и принцип работы 3D принтера. Подготовка, запуск и управление 3D принтером. Параметры и возможности 3D принтера. Техника безопасности при работе с 3D принтером. 30 Практика: Подготовка принтера к работе. Установка толщины слоя, температуры сопла, скорости печати и формат заполнения. Калибровка стола. Подготовка стола к печати и адгезия. Тема 4. Создание 3D модели простого изделия для 3D принтера. Теория: Базовые знания по созданию 3D модели изделия на ПК в специализированном ПО 3D принтера. Практика: Разработка и создание собственной 3D модели простого изделия. Тема 5. Изготовление простого изделия на 3D принтере. Практика: Проверка настроек принтера к работе. Запуск 3D модели простого изделия на изготовление. Извлечение полученного изделия, анализ качества печати и правильности установок параметров 3D принтера. Финальная обработка получившегося изделия. Подведение итогов проделанной работы. 31 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Методическое обеспечение программы Основные принципы, положенные в основу программы: принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество педагога и обучающегося; принцип системности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Методы работы: словесные методы: лекция, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации; наглядные методы: презентации, демонстрации готовых моделей, схем, чертежей, инструкций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление моделей, схем, чертежей, проектов. Данные методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умений детей. Сочетание словесного и наглядного методов учебно-воспитательной деятельности, воплощённых в форме лекции, беседы, творческого задания, позволяют психологически адаптировать ребёнка к восприятию материала, направить его потенциал на познание истории науки и техники, расширению политехнического кругозора. Информационно-методическое обеспечение программы специализированная литература по робототехнике, подборка журналов; наборы технической документации к применяемому оборудованию; образцы моделей и систем, выполненные учащимися и педагогом; плакаты, фото и видеоматериалы; учебно-методические пособия для педагога и обучающихся, включающие, информационный и справочный материалы на различных носителях, компьютерное и видео оборудование; 32 электронные учебники, справочные материалы, кейсы, учебные задания, тесты и правила проведения различных соревнований. Организационное обеспечение программы В процессе обучения применяются различные формы организации учебной деятельности: беседы и лекции с фронтальным и индивидуальным устным и письменным опросом; лабораторно-практические и самостоятельные работы; учебные задания; проекты; презентации; кейсы; игры; соревнования; экскурсии. Инновационным методом организации учебной деятельности по программе является метод кейсов. Кейс – описание проблемной ситуации понятной и близкой обучающимся, решение которой требует всестороннего изучения, поиска дополнительной информации и моделирования ситуации или объекта, с выбором наиболее подходящего. Преимущества метода кейсов: практическая направленность. Кейс-метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач; интерактивный формат. Кейс-метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности обучаемых в творческий процесс. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладение готовым знанием, а на его выработку. В ходе работы над кейсом целесообразно использовать следующие методы: объяснительно-иллюстративный; эвристический метод; метод устного изложения, позволяющий в доступной форме донести до обучающихся сложный материал; 33 метод проверки, оценки знаний и навыков, позволяющий оценить переданные педагогом материалы и, по необходимости, вовремя внести необходимые корректировки по усвоению знаний на практических занятиях; исследовательский метод обучения, дающий обучающимся возможность проявить себя, показать свои возможности, добиться определенных результатов; проблемного изложения материала, когда перед обучающимися ставится некая задача, позволяющая решить определенный этап процесса обучения и перейти на новую ступень обучения; закрепления и самостоятельной работы по усвоению знаний и навыков; диалоговый и дискуссионный; игра (на развитие внимания, памяти, воображения); соревнования и конкурсы; создание творческих работ для выставки. Каждый кейс составляется в зависимости от темы и конкретных задач, которые предусмотрены программой, с учетом возрастных особенностей детей, индивидуальной подготовленности, и состоит из теоретической и практической части. Материально-техническое обеспечение программы Кабинет с оборудованием для «Робототехники»: 10 компьютерных столов и ноутбуков; базовые наборы LEGO Education Mindstorms EV3; проектор с экраном. Кабинет с оборудованием: 3D принтер с ПК; рабочий стол на 10 мест; проектор с экраном; паяльная станция с принадлежностями; комплект деталей и проводов для схемотехники. 34 их СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. 2. Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018г. № 196. 3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р. 4. Письмо МО и НСО от 03.09.2015г. №826ТУ. 5. Никулин С.К., Полтавец Г.А., Полтавец Т.Г. Содержание научно- технического творчества учащихся и методы обучения. М.: Изд. МАИ. 2004. 6. Полтавец Г.А., Никулин С.К., Ловецкий Г.И., Полтавец Т.Г. Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (проблемы организации и управления). УМП. М.: Издательство МАИ. 2003. 7. Власова О.С. Образовательная робототехника в учебной деятельности учащихся начальной школы. – Челябинск, 2014г. 8. Мирошина Т. Ф. Образовательная робототехника на уроках информатики и физике в средней школе: учебно-методическое пособие. – Челябинск: Взгляд, 2011г. 9. Перфильева Л. П. Образовательная робототехника во внеурочной учебной деятельности: учебно-методическое. – Челябинск: Взгляд, 2011г. Список литературы для обучающихся 1. Бейктал Дж. Конструируем роботом на Arduino. Первые шаги. – М: Лаборатория Знаний, 2016г. 2. Белиовская Л. Г. / Белиовский Н.А. Использование LEGO-роботов в инженерных проектах школьников. Отраслевой подход – ДМК Пресс, 2016г. 3. Белиовская Л. Г. / Белиовский Н.А. Белиовская Л. Г. Роботизированные лабораторные работы по физике. Пропедевтический курс физики (+ DVD-ROM) – ДМК Пресс, 2016г. 4. Белиовская Л. Г. Узнайте, как программировать на LabVIEW. – ДМК Пресс, 5. Блум Д. Изучаем Arduino. Инструменты и метод технического волшебства. – 2014г. БХВ-Петербург, 2016г. 6. Монк С. ПрограммируемArduino. Основы работы со скетчами. – Питер, 7. Петин В. Проекты с использованием контроллера Arduino (1е и 2е издания). 2016г. – СПб: БХВ-Петербург, 2015г. 35 8. Предко М. 123 Эксперимента по робототехнике. - НТ Пресс, 2007г. 9. Соммер У. Программирование микроконтроллерных плат Arduino/Freeduino. – СПб: БХВ-Петербург, 2012г. 10. Филиппов С. Уроки робототехники. Конструкция. Движение. Управление. – Лаборатория знаний, 2017г. 11. Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей. – СПб.: Наука,. 2013. 319 с. ISBN 978-5-02-038-200-8 36