Особенности психофизической адаптации школьников

13.01.2024

В.В. Давыдов считает, что учебная деятельность «содержит в своем единстве много аспектов, в том числе социальный, логический, педагогический,  психологический, физиологический и многие другие», а значит, и механизмы адаптации ребенка к школе имеют то же многообразие аспектов.

Конечно, мы не можем рассмотреть подробно все из них, а остановимся на характеристике физиологической и психологической адаптации младших школьников.

Специалисты Института физиологии детей и подростков АПН выделяют три основных этапа физиологической адаптации.

Первый этап — ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится довольно долго (2-3 недели). Несоответствие требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому падению учебной активности, т.е. возможно возникновение «школьного стресса», под которым понимают такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой.

Втором этап — неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому нам всем так важно помнить, какую высокую «цену»  платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря»  начинает затихать.

Третями этап — период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будто умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую организм испытывает в вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому, чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует весь организм.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т. е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными  являются первая — четвертая недели.Хочу такой сайт

При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется в основном тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пошел в первый класс. Любое неблагополучие в состоянии здоровья и особенно хронические заболевания, влияя на состояние центральной нервной системы, являются одной из основных причин высокой утомляемости, низкой умственной работоспособности и, как следствие, низкой успеваемости.

Заключительный этап

        Рекомендации родителям:

·        Помогите вашему ребенку преодолеть сложный адаптационный период.

· Оказывайте ему поддержку.

·        Обеспечьте ребенку достойные условия проживания и обучения.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».