Учет психофизических возможностей учащихся
Приложение 9
Методические рекомендации
Данные, полученные экспериментальным путем и
путем наблюдений, позволяют определить содержание
и формы обучения детей на уроках не только языкового цикла, дифференцированно
подходить к обучению детей.
Мы
хотим предложить педагогам - предметникам сводную таблица рекомендаций
по созданию условий для успешной учебной
деятельности учащихся с учетом психофизиологических особенностей
Психофизиологические
характеристики |
Условия,
необходимые для успешной деятельности |
Пол |
|
Юноша |
Настрой на рабочий ритм.
Необходимо выполнение поисковой деятельности, решение принципиально новых
задач. Ориентирован на прогресс. |
Девушка |
Лучше выполняют типовые,
шаблонные задачи. Создание благоприятной эмоциональной обстановки: связь
обучения с радостью и удовольствием. Ориентирована на выживаемость. |
Мозг - сложная и взаимосвязанная
система, самая крупная и функционально важная часть ЦНС. Его функции включают
обработку сенсорной информации, поступающую от органов чувств, планирование,
принятие решений, координацию, управление движениями, положительные и
отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая функция, выполняемая мозгом - мышление.
Сферы специализации левого и
правого полушарий головного мозга
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Основной
сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до
недавнего времени врачи считали это полушарие доминирующим. Однако фактически
оно доминирует только при выполнении следующих функций. Левое
полушарие мозга отвечает за языковые способности. Оно контролирует речь,
способности к чтению и письму, запоминает факты, имена, даты и их написание. Аналитическое
мышление: Именно
оно анализирует все факты. Числа и математические символы также распознаются
левым полушарием. Левое - за абстрактно-логическое
(аналитическое, математическое) мышление. Буквальное
понимание слов: Последовательная
обработка информации: Математические
способности: Числа и символы также распознаются левым полушарием.
Логический аналитический подходы, которые необходимы для решения
математических, проблем, тоже являются продуктом работы левого полушария. Контроль
за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете правую руку,
это означает, что команда ее поднять поступила из левого полушария. Видит детали: символы (буквы, слова). Оценки: четверки и пятерки. Выказывает визуальные и аудиальные НЛП индикаторы Желательны ясные письменные инструкции. Повторяет фактическую информацию. Дискомфорт с незавершенными творческими
инструкциями. Любит проверять работу. Любит информацию в письменной форме. Фокусирован внутренне. Анализирует от части к целому, от деталей к общему. Любит
смотреть фильм после чтения книги |
Основной
сферой специализации правого полушария является интуиция. Как правило, его не
считают доминирующим. Оно отвечает за выполнение следующих функций. Обработка
невербальной информации: Пространственная
ориентация: Правое полушарие отвечает за восприятие месторасположения
и пространственную ориентацию в целом. Именно благодаря правому полушарию
можно ориентироваться на местности и составлять мозаичные
картинки-головоломки, правое - за пространственно-образное
(творческое, интуитивное) Музыкальность:
Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят от
правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает левое
полушарие. Параллельная
обработка информации: Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете левую руку, это означает, что
команда поднять ее поступила из правого полушария. Видит конкретные, а не абстрактные объекты Отстает при обучении чтению. Выказывает визуальные и кинестетические НЛП
индикаторы. Часто отвлекается, способен к саморазвлечению. Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные. Не следует предлагаемому выбору, любит решать,
выбирать самостоятельно. Использует интуицию. Не любит проверять работу. Любит информацию в виде графиков, карт,
демонстраций. Фокусирован на внешнее. Анализирует от целого к части. Любит
смотреть фильм до чтения книги |
Связь полушарности и способа мышления по М. Гриндеру
Левое полушарие |
Правое полушарие |
Логическое |
Интуитивное |
Последовательное |
Хаотическое |
Линейное |
Абстрактное |
Символическое |
Образное |
Основано на реальности |
Ориентировано на фантазии |
Вербальное |
Невербальное |
Временное |
Вневременное |
Дискретное |
Аналоговое |
Схематично это можно представить следующим образом:
Рис. Означаемая
и означающая стороны знака и полушария мозга
Организация учебной деятельности с учетом
психофизиологических особенностей учащихся на трех основных этапах: создания мотивации к обучению,
организации учебной деятельности и результативном
|
|
|
Пространственная организация |
Рабочая полусфера — левая |
Рабочая полусфера — правая |
Цветовая организация |
Светлая доска — темный мел |
Темная доска — светлый мел |
Условия, необходимые для
успешной учебной деятельности |
Гештальт (образы) Эксперименты невербальные,
пространственные задачи |
Технология Неоднократное повторение
учебного материала Тишина на уроке Неоднократное повторение
материала |
Формирование мотивации |
Завоевание авторитета
Престижность положения в коллективе |
Стремление к самостоятельности
|
Операционный этап |
Правополушарные учащиеся |
Левополушарные учащиеся |
Восприятие
материала |
Целостное
Интонационная сторона речи Визуалы(зрительное) Правополушарные
за лесом не видят отдельных деревьев |
Дискретное
(по частям) Смысловая сторона речи Аудиалы (слуховое) |
Переработка
информации |
Быстрая
Мгновенная |
Медленная Последовательная |
Интеллект |
Невербальный
Интуитивный |
Вербальный
|
Деятельность |
Приверженность
к практике |
Приверженность
к теории |
Эмоции |
Экстравертированность
Отрицательные (страх, печаль, гнев, ярость) |
Интровертированность
Положительные (радость, чувство наслаждения, счастья) |
Память |
Непроизвольная
|
Произвольная
|
Мышление |
Наглядно-образное
Оперирование образами Спонтанное |
Абстрактно-логическое
Оперирование цифрами, знаками |
Творчество |
Образы
|
Ноты |
Тип урока |
|
Лекционный
(аудиалам) |
Голоса для восприятия при обучении |
Низкие мужские |
Высокие
женские |
Учащиеся по типу
|
визуалы
(зрительное восприятие - вся
информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и
диаграммах, сами читать текст
учебника) кинестетики (обонятельное, осязательное,
мышечное, вкусовое восприятие воспринимают информацию во время практической
деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная
работа) не контролируют правильность своей
речи, виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, будут
выполняться и плохо. В устной речи могут возникнуть проблемы в
грамматике и подборе слов. Возможны смысловые пропуски, особенно если
ученик импульсивен. |
аудиалы
(слуховое восприятие - должны обучаться при использовании лингафонной
системы и лекционных методов, анализ литературных произведений, анализ слова
и предложения, анализ исторических событий)
|
Особенности
обучения иностранному языку |
Интуитивный
способ изучения. Освоение вокабуляра методом «островков». |
Рационально-логический
способ. Освоение вокабуляра посредством изучения слов. Индивидуальная
работа. Деятельность, требующая отсроченной реакции. |
Словесность |
Сочинения легче диктовать текст, чем
писать |
Анализ рассказа легче писать, чем диктовать |
Результативный |
Правополушарные |
Левополушарные учащиеся |
Самоконтроль |
Не контролируют
правильность речи, смысловые пропуски Свободная конверсация |
Высокий самоконтроль речи |
Характерные ошибки |
Ударные гласные Имена собственные пишут со
строчной буквы |
Безударные гласные в корне |
Методы проверки |
Устный опрос, отвечать на
вопросы |
Решение задач, задавать
вопросы Письменные опросы с неограниченным
сроком выполнения |
Чтобы учесть психофизиологические
особенности каждого ученика, важно определить место за партой в классе каждого ребенка.
Это обеспечит продуктивное восприятие, предупредит
возникновение невроза, стресса и снимет неосознаваемую реакцию защиты от новой
информации.
|
|
|
||
1-й
ряд кинестетики
- удобство (тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на
протекание у них познавательных процессов) |
2-й
ряд аудиалы, кинестетики
- последние |
3-й
ряд (слева доска) аудиалы |
||
Рекомендации педагогам
Необходимо
учитывать проявления ведущей модальности
каждого конкретного ученика:
- нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у
него идет более прочное запоминание материала.
- Визуалу
необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе
запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д.
-
Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного
задания издает звуки, шевелит губами.
Без этого он может не справиться с заданием.
Замечания ученикам необходимо делать
на их языке:
-
визуалу — покачать головой, погрозить пальцем;
-
кинестетику — положить руку на плечо, легко похлопать по нему;
- аудиалу — сказать шепотом: «Ш-ш-ш».
Учителю необходимо помнить:
·
Работая с учеником-визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет,
размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять
цветом
различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать
схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности:
видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина,
ракурс, отчетливо, ярко, туманно т.д.
·
Работая с учеником-кинестетиком, необходимо использовать жесты и
прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти.
Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им
«играть» роль различных частей из вашей информации. Учителю можно отражать
телом ритм
метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать,
ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.
·
Работая с учеником-аудиалом, следует использовать вариации голоса
(громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать,
звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать,
согласовывать, громкий и т.д.
Поведенческие характеристики учителя:
Визуал
}
Смотрит поверх
голов
}
Охватывает
большой объем содержания
}
Придает целостность
форме
}
Не теряет
обратной реальной связи учеников
}
Таблицы часто
меняются, много наглядности на уроке
}
Опрятен
}
Цвет и стиль
одежды подобраны
}
Рабочее место
организовано, упорядоченно
}
Вещи расположены
в вертикальном порядке
Кинестетик
}
Вовлекает
учеников в игры
}
Придает большое
значение содержанию
}
Дает задания в
группах
}
Использует
демонстрации
}
После окончания
урока таблицы долго оставляет на стендах
}
Предпочитает
удобную одежду
}
Предпочитает
комфорт, а не внешний вид, практичен
}
Несколько рабочих
мест, организованных функционально
Аудиал
}
Организация
чтения на уроке
}
Склонен повторять
комментарии учеников
}
Любит поучения с
слов: «Сколько раз …»
}
Отвлекается от
темы урока
}
Использует
лингафонные системы обучения, аудиозаписи
}
Не ориентирован
на внешний вид.
Особенности восприятия учащимися информации (на основе М.Гриндера)
Визуал |
Аудиал |
Кинестетик |
лично
помнит то, что видел. С
трудом запоминает длинные словесные инструкции (переспрашивает) без
демонстрации, но при этом - хороший рассказчик. Организован,
наблюдателен, как правило – спокойный, уравновешенный. При
разговоре подбородок часто держит вверх, голос может быть высоким. |
Легко
повторяет услышанное, даже если кажется, что не слушал. Весьма чувствителен к
интонации, легко выявляет неконгруэнтно сказанные фразы. В
учебной деятельности предпочитает простой счет и письмо. Успешен
в изучении иностранных языков. Задумавшись,
может разговаривать сам с собой. Может
шевелить губами при чтении, проговаривая слова. Говорит
ритмически. Не
может сосредоточиться в условиях шума. В
группе, компании часто бывает самым разговорчивым, нередко любит дискуссии. |
Лучше
обучается, делая. Может
иметь привычку водить при чтении пальцами по строчкам. Хорошо
помнит общее впечатление о событии. Отвечает на физическое поощрение. С
трудом выдерживает болевые ощущения. При
общении стоит близко, касается людей. Обилие движений много жестикулирует,
обычно ниже пояса. Отличается
ранним физическим развитием. Подбородок
держит вниз, голос может быть довольно низким. |
Применение
педагогом слов, описывающих цвет, размер, форму, место расположения.
Выделение цветом (в тетради, схемах, таблицах и др.) различных пунктов или
аспектов содержания. Выполнение письменных упражнений, составление опорных
конспектов, использование письменных инструкций и заданий. Применение схем,
таблиц, наглядных пособий, видео, книг. У
визуалов надо развивать зрительную память, умение мысленно представлять
слова. Есть упражнения, помогающие развивать эти важные умения. -
Попросите ребенка задумать какую-нибудь букву алфавита. Допустим, он задумал
букву "у". Но вы-то этого пока не знаете! Назовите любое слово и
спросите ребенка, есть ли в нем задуманная буква. Например,
"арбуз". Чтобы ответить, ему придется мысленно
"нарисовать" слово. Он отвечает, что в этом слове такая буква есть,
вы предлагаете еще слова, пока не поймете, какая буква имеется в виду. -
Вот способ запоминания слов, регулярно вызывающих ошибки в написании. На
листе бумаги нарисуйте ленту кинопленки с кадрами и запишите в ней трудное
слово: в каждом кадре - одна буква. Попросите ребенка "сфотографировать"
кусок кинопленки глазами. Затем сотрите буквы, оставив только контуры кадров.
Ребенку нужно назвать, глядя на пленку, стертые буквы слова. Сначала в
обычном порядке, потом в обратном, можно и вразнобой. Развитию визуальной памяти левого полушария
головного мозга способствуют следующие упражнения: -
"Прочти слова наоборот"; "Прочти и запиши слова наоборот"; -
"Супер сочинение" (вначале дети устно составляют рассказ по
картинке или по представлению, затем записывают текст в обратном порядке:
последнее предложение становится первым, предпоследнее - вторым и т.д.). |
Использование
вариаций голоса (громкость, паузы, высота), сигнальных слов (говорить,
слушать, другими словами, звук, тон, беседа и т.д.), отражение телом ритма
метронома (головой, руками). Рекомендуются
дискуссии, магнитофонные записи, рассказы, устные задачи, упражнения,
просмотр видеофильмов. Аудиалу надо помочь во взрослении его внутреннего голоса. Например,
сказать: "Ты будешь грамотно писать. Но тогда, когда сам вместе с
внутренним голосом станешь выговаривать слова, а не коверкать их, как
двухлетний ребенок".
Развитию
аудиальной и визуальной памяти способствует игра "Секретарь".
Образуются пары детей с одинаковыми способностями к письму. Роль секретаря -
записывать то, что сочиняет вслух другой. Затем ребята меняются ролями Дети, у которых ведущий канал - слуховой, опираются при
письме только на проговаривание про себя. Для них это основной источник
ошибок. |
Использование
жестов, прикосновения, сигнальных слов (ощущаю, управляю, действую и др.).
Предоставление возможности играть роль различных частей вашей информации.
Передача информации в игре, при выполнении практического эксперимента. Смена
видов деятельности. Ошибки
кинестетиков могут объясняться тем, что у них не выработан внутренний голос и
нет зрительного контроля при написании. С ними сложнее всего. Отсутствие
внутреннего голоса, то есть неумение продиктовать себе трудно произносимое
слово, чтобы правильно его написать, - достаточно серьезное препятствие в
освоении основ грамматики. Например, при написании слова "снег" он
не задумается над тем, как оно пишется. А наоборот, будет представлять себе,
что мчится на тройке лошадей, ему в лицо бьют снежинки. Поэтому слово
"снег" во время диктанта может написать как угодно. |
Связь используемых предикатов и модальностей
Модальность |
Предикаты |
Визуал |
Блестеть,
видеть, смотреть, представлять, иллюстрировать, наблюдать, отражать,
замечать, показывать, появиться, предвидеть, прояснять, рассматривать,
фокусировать, визуализировать. Воображение,
картина, сцена, обзор, обозрение, перспектива, глаз, зрелище, зрение,
иллюзия, точка зрения, взгляд, вид, прозрение, фокус. Ясный,
слепой, темный, яркий, колоритный, цветной |
Аудиал |
Акцентировать,
говорить, слушать, слышать, звучать, замолчать, орать, кричать, заявлять,
звенеть, спрашивать, резонировать, Голос,
звуки, звонок, дискуссия, крик, тишина, диссонанс, разговор, ритм, рифма,
тишина, тон, ударение. Внятный,
вокальный, гармоничный, глухой, громкий, монотонный, немой,
неразговорчивый, неслыханный, пронзительный,
созвучный, тихий, |
Кинестетик |
Взяться,
вручать, держать, задевать, контактировать, напрягаться, ощущать, сдавать,
сжать, сносить, схватывать, обожать, тереть, толкать, трогать, хватать,
чувствовать, зажимать, тянуть. Напряжение,
тяжесть, боль, давление, чувство, ощущение, удар, толчок. Гладкий,
жесткий, легкий, мягкий, нежный, осязаемый, ощутимый, твердый,
теплый, тяжелый, удобный, холодный, шершавый. |
Диагностика ведущего полушария учащихся
по их письменным и устным речевым произведениям
На синтаксическом уровне:
правополушарные |
левополушарные |
n Преобладание
отдельных слов n Низкое число словосочетаний n Предложения синтаксически не организованы |
n Отдельных слов меньше n Много словосочетаний n Предложения сложные, распространенные |
Лексико-грамматическая характеристика текста:
Правополушарные n Преобладают существительные, прилагательные n Мало служебных слов n Мало вводных слов |
Левополушарные n Преобладание местоимений, глаголов n Использование служебных частей речи: (модальные
частицы; временные, уступительные, причинно-следственные союзы. |
Семантическая характеристика:
Правополушарные |
Левополушарные |
n Порождает более простые грамматические высказывания,
связанные с предметным миром через ощущения. |
n В высказываниях деятельность представлена в
концептуальном плане n Философские рассуждения связаны с
рационально-логическим высказыванием. |
Порождение
и восприятие речи происходит с участием обоих полушарий, которые отвечают за
разные стороны речевой деятельности, не дублируя друг друга. Участие в речевой
деятельности обоих полушарий обеспечивает возможность полного комплексного
осознания и создание целостного образа мира.
Упражнения для развития кинестетического
канала восприятия
}
Формулировать
задания с использованием базовых предикатов: чувствовать, двигаться, ощущения,
действовать, напряжение…
}
Придумать, например, название конфет. Описать их вкус,
внешний вид, состав (начинку)…
}
Пантомимы.
}
Игры с
движениями.
}
Создание текста на основе впечатлений, полученных при
экскурсии, посещении театра…
}
Записать слово после того, как его по буквам
«записали» на спине.
}
Упражнения,
предполагающие динамическую разрядку:
работа с доской, хождение по классу в качестве проверяющего…
}
Запомнить слово на каждый шаг. Потом записать в
тетради.
Упражнения для развития визуального
канала восприятия
}
Формулировать
задания с использованием базовых предикатов: смотреть, видеть, ярко, наглядно…
}
Задания с
использованием демонстративного материала.
}
Задания на
наблюдательность. Например:
«Сфотографируй ошибку».
}
Записать
предметы, действия, признаки по памяти.
}
Выделить различным цветом…
}
Описать размер,
форму, цвет, месторасположение.
}
Самостоятельная работа с материалом учебника, пособия.
}
Упражнение: «Впервые
вижу» (показать картину, потом описать по памяти всё, что запомнилось,
привлекло внимание).
}
Рассмотреть
иллюстрацию. Описать позу, мимику, жесты.
Упражнения для развития аудиального
канала восприятия
}
Формулировать
задания с использованием базовых предикатов: громко, тихо, ритмично, мелодия,
слушать, разговор, беседовать, рассказать, обсуждать, тишина, благозвучный…
}
Рассказать вслух,
меняя интонацию, ритм.
}
Проговаривать
слова для запоминания, шевелить губами.
}
Прослушивание
аудиозаписей (чтение вслух, «Радионяня», аудиокниги…)
}
Представить
разговор по телефону. Употребить в этом разговоре, например, синонимы,
однородные члены….
}
Посмотрите на
иллюстрацию. Представьте, что про себя
говорят герои (ориентация на способность к внутренней речи).
}
Групповая работа (ориентация на то, что знания
усваивают не из учебника, а из общения).
}
Упражнения со стихотворными текстами (ориентация на
ритмичную речь).
}
Дискуссии.
Как можно развить способности
полушарий
-
увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для
развития логики необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды,
а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п.
– максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для
развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для
проработки левого полушарий - с правой. Например, можно рисовать, прыгать на
одной ноге, жонглировать одной рукой.
Развить полушарие поможет упражнение, на осознание правого и левого полушария
мозга.
1. Подготовка к упражнению.
Сядьте прямо, закройте глаза. Дыхание должно быть спокойным и равномерным.
Зрительно представьте себе Ваш мозг, состоящий из двух полушарий и разделенный
на две половины с помощью мозолистого тела. (См. рис выше) Сконцентрируйтесь
на своем мозге.
Пробуем (в своем воображении) установить связь со своим мозгом, попеременно
заглядывая левым глазом в левое полушарие мозга, а правым - в правое.
Затем, обоими глазами смотрим внутрь, на середину мозга с мозолистым
телом.