Раннее выявление признаков суицидального поведения у детей и подростков и оказание помощи

01.10.2024

Подростковый возраст является сложным и очень противоречивым возрастным периодом для детей. В чем особенность этого периода? В 11-15 лет происходят основные изменения в психическом развитии несовершеннолетних.  Обычно в этом возрасте родители начинают замечать некоторые эмоциональные изменения:

R частая смена настроения, недовольство, агрессивность вне зависимости от обстоятельств и ситуации. Ребенку в этот период становится сложно справиться не только с эмоциональными, но и другими проявлениями «переходного возраста».

            Поэтому родителям должны знать, какие основные изменения в физическом и психическом развитии адаптивны для данного возраста. Немного расскажем о каждом из них.

R Изменяется рост и вес. Рост скелета в подростковом периоде составляет примерно 4-7 см в год, причем заметно опережает рост мускулатуры. Это влечет за собой изменение пропорций тела. Отсюда и появление «угловатости» фигуры, что вызывает внутреннее чувство неловкости у подростка и может перейти в комплекс.

R Происходит гормональная перестройка организма, мальчики становятся юношами, девочки – девушками. В этот период обостряются хронические заболевания, могут проявиться нарушения функций сердца, легких, кровоснабжения, перепады сосудистого тонуса.

            В этот период многие подростки жалуются на частые головные боли. Поэтому, будьте терпеливы и лояльны к ребенку, обращайте свое внимание на его недомогания и периодически проверяйтесь у специалистов.

Всем родителям необходимо знать про особенность эмоционального реагирования детей и подростков, так как их переживания порой возникают неожиданно, как по «волшебству», перерастая в эмоциональную напряженность, стресс, а также способность бурно выражать эмоции. При этом не стоит забывать, что дети часто не умеют сдерживать радость, гнев, замешательство.

Ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе жизни, могут вызывать у него сильные переживания. И в такие моменты некоторые дети задумываются о причинении себе вреда как способе решения проблемы или возможного выхода из нее. Такие действия носят неожиданный, импульсивный характер, а могут развиваться постепенно.

Наиболее опасным последствием выхода из проблемной ситуации является суицидальная попытка. Подростки, длительное время находящиеся в тревожном, а порой и депрессивном состоянии, чувствуют полную невозможность справиться со своими проблемами. При этом, в большинстве случаев, они не хотят умирать. У них просто утрачивается способность общения с миром другим способом, они даже смотрят в будущее без какой-либо надежды. 

На какие ситуации стоит обращать внимание родителю?

R Любое резкое изменение поведения ребенка, потеря интереса к любимым увлечениям.

R Ваш ребенок проводит в социальных сетях, в Интернет пространстве продолжительное время в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям. Он буквально никогда не расстается с мобильным телефоном и гаджетами, устанавливая пароли на всех девайсах, а история браузера подвергается ежедневной очистке.

R Образ жизни ребенка меняется, домашний ребенок часто уходит из дома, не предупреждая куда направляется, в том числе, вечером и ночью.Хочу такой сайт

R У ребенка на руках, в области запястья есть раны или порезы, объяснить происхождение которых ребенок не может, или просто врет, что упал.

R Обращайте внимание на круг друзей и подписчиков Вашего ребенка, слушайте, что он Вам рассказывает, изучайте оставленные ребенком комментарии в различных группах. В процессе беседы родителей с ребенком вышеперечисленные признаки дети объясняют тем, что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить суицид.

С целью профилактики суицидов родителям необходимо:

R ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

R анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

R учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;

R воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

R не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

R не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

R обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни, записать соответствующие номера телефонов;

R записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют;

R если вы почувствовали, что ребенок не хочет Вам открыться или не может, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи.

Памятка для родителей СУИЦИД часть 1.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка для родителей СУИЦИД часть 2.pdf (скачать) (посмотреть)
Памятка для родителей (законныых представителей) Раннее выявление признаков суицидального поведения у детей и подростков и оказание помощи.pdf (скачать) (посмотреть)
Буклет - Когда ребёнку нужна помощь - рекомендации для педагогов и родителей.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».