01.10.2024
Подростковый возраст является сложным и очень противоречивым возрастным периодом для детей. В чем особенность этого периода? В 11-15 лет происходят основные изменения в психическом развитии несовершеннолетних. Обычно в этом возрасте родители начинают замечать некоторые эмоциональные изменения:
R частая смена настроения, недовольство, агрессивность вне зависимости от обстоятельств и ситуации. Ребенку в этот период становится сложно справиться не только с эмоциональными, но и другими проявлениями «переходного возраста».
Поэтому родителям должны знать, какие основные изменения в физическом и психическом развитии адаптивны для данного возраста. Немного расскажем о каждом из них.
R Изменяется рост и вес. Рост скелета в подростковом периоде составляет примерно 4-7 см в год, причем заметно опережает рост мускулатуры. Это влечет за собой изменение пропорций тела. Отсюда и появление «угловатости» фигуры, что вызывает внутреннее чувство неловкости у подростка и может перейти в комплекс.
R Происходит гормональная перестройка организма, мальчики становятся юношами, девочки – девушками. В этот период обостряются хронические заболевания, могут проявиться нарушения функций сердца, легких, кровоснабжения, перепады сосудистого тонуса.
В этот период многие подростки жалуются на частые головные боли. Поэтому, будьте терпеливы и лояльны к ребенку, обращайте свое внимание на его недомогания и периодически проверяйтесь у специалистов.
Всем родителям необходимо знать про особенность эмоционального реагирования детей и подростков, так как их переживания порой возникают неожиданно, как по «волшебству», перерастая в эмоциональную напряженность, стресс, а также способность бурно выражать эмоции. При этом не стоит забывать, что дети часто не умеют сдерживать радость, гнев, замешательство.
Ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе жизни, могут вызывать у него сильные переживания. И в такие моменты некоторые дети задумываются о причинении себе вреда как способе решения проблемы или возможного выхода из нее. Такие действия носят неожиданный, импульсивный характер, а могут развиваться постепенно.
Наиболее опасным последствием выхода из проблемной ситуации является суицидальная попытка. Подростки, длительное время находящиеся в тревожном, а порой и депрессивном состоянии, чувствуют полную невозможность справиться со своими проблемами. При этом, в большинстве случаев, они не хотят умирать. У них просто утрачивается способность общения с миром другим способом, они даже смотрят в будущее без какой-либо надежды.
На какие ситуации стоит обращать внимание родителю?
R Любое резкое изменение поведения ребенка, потеря интереса к любимым увлечениям.
R Ваш ребенок проводит в социальных сетях, в Интернет пространстве продолжительное время в ущерб учебе, развлекательным мероприятиям. Он буквально никогда не расстается с мобильным телефоном и гаджетами, устанавливая пароли на всех девайсах, а история браузера подвергается ежедневной очистке.
R Образ жизни ребенка меняется, домашний ребенок часто уходит из дома, не предупреждая куда направляется, в том числе, вечером и ночью.
R У ребенка на руках, в области запястья есть раны или порезы, объяснить происхождение которых ребенок не может, или просто врет, что упал.
R Обращайте внимание на круг друзей и подписчиков Вашего ребенка, слушайте, что он Вам рассказывает, изучайте оставленные ребенком комментарии в различных группах. В процессе беседы родителей с ребенком вышеперечисленные признаки дети объясняют тем, что хотели «разыграть» родителей или друзей, отрицая любые подозрения в намерении совершить суицид.
С целью профилактики суицидов родителям необходимо:
R ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
R анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
R учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;
R воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
R не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
R не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;
R обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни, записать соответствующие номера телефонов;
R записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют;
R если вы почувствовали, что ребенок не хочет Вам открыться или не может, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи.