Берёзовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №32» Согласовано Решением педагогического совета БМАОУ СОШ №32 Протокол №8 от 29 мая 2023 г. Утверждаю Директор БМАОУ СОШ №32 ____________О. В. Лылова приказ №55 от 29.05.2023 Лылова Ольга Валентиновна Подписан: Лылова Ольга Валентиновна DN: C=RU, OU=директор, O=БМАОУ СОШ №32, CN=Лылова Ольга Валентиновна, E=bgo_ou32@mail.ru Дата: 2023-07-29 22:22:58 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности Амигуруми» « Срок реализации: 1 год Составитель программы: Воеводкина Ольга Леонидовна педагог дополнительного образования г. Березовский, 2023 г. Содержание № п/п Наименование раздела стр. 1 Титульный лист 1 2 Содержание 2 3 Пояснительная записка 3 4 Актуальность программы 4 5 Отличительные особенности 4 6 Планируемый результат 5 7 Задачи 6 8 Сроки реализации 6 9 Режим 7 10 План 7 11 Планирование 9 12 Этапы реализации(контроль) 10 13 Материально-техническое обеспечение 13 14 Список литературы 14 2 Пояснительная записка Общение обучающихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них здоровые нравственные начала, любви и уважения к труду. Ручное вязание – один из самых старинных видов декоративно – прикладного искусства, возраст которого около пяти тысячелетий. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Рима, Греции. Мастерство многих рукодельных работ переходит от старших к молодым. Декоративно – прикладное рукодельное искусство различных народов веками не теряет своих традиций и является одним из проявлений национальной культуры. Из всех видов рукоделия особенно выделяется вязание крючком. Научившись элементарным приёмам вязания и моделирования, можно создавать уникальные (модные) изделия для детей и взрослых, начиная с самых простых по конструированию узоров. В середине 19-го века вязание крючком стало очень популярным. Причём увлечение вязанием овладело многими слоями общества – от царственных особ обоих полов до беднейших рукодельниц. Тонкими вязаными кружевами отделывали головные уборы, воротники, передники, носовые платочки, а так же богатейшие наряды. Красота и изящество вязаных изделий позволяют причислить их к истинным произведениям искусства. Веками оточенное мастерство вязания актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно – прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: сувениры, игрушки, салфетки, одежду, украшения и т.п. В программе делается акцент на предоставление обучаемым свободы выбора и самостоятельность в большей или меньшей сферы его трудовой деятельности. Осуществляя выбор, обучающиеся реализую позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия. Программа «Амигуруми» художественной направленности вводит ребенка в индивидуальный мир творчества, и с помощью разных видов художественного творчества, у ребёнка появляется возможность поверить в себя, в свои способности. Программа разработана на основе нормативных документов, регламентирующих организацию дополнительного образования: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р); Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 3 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Письмо Министерства образования и науки России №09-3242 от 18.11.2015г); Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.04.2014 г. №09-613 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по примерному содержанию образовательных программ, реализуемых в организациях, осуществляющих отдых и оздоровление детей). Актуальность Актуальность программы обусловлена её практической значимостью, учащиеся могут применить полученные знания и полученный опыт для изготовления подарков к различным праздникам (ко дню рождения, к 8 марта и т.д.) для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка, чехол для телефона, кулон, игрушка и т.д.). То есть дети учатся своими руками создавать работы в технике декоративно – прикладного творчества. Так же занятие вязанием помогают развивать внимательность, усидчивость, мелкие мышцы кистей рук. Кроме того, вязание позволяет снять эмоциональное напряжение после школы, стрессовое состояние от нагрузок, которыми чревата современная жизнь. Отличительные особенности программы Данная программа составлена на основе примерной рабочей программы «Декоративно-прикладное искусство» автор Кожина О.А. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под редакцией В.А. Горского – 3 издание – М., Просвещение, 2012 год.), а так же на основе авторской программы «Вязание крючком» (автор – Объедкова В.В.). В отличие от указанных программ в дополнительную общеразвивающую программу «Амигуруми» включены следующие разделы: «Ажурное вязание», «Декорирование вязаных изделий». Программа предусматривает овладение всеми видами художественного вязания (вязание спицами, вязание крючком, ажурное вязание, филейное вязание, фриформ, вязание на луме и т.д.) и рассматривает художественное вязание как часть материальной и духовной культуры общества, как средство для раскрытия понятия красоты и национального своеобразия, особенностей восприятия и отражения окружающего мира, использования национальных культурных традиций. При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Отличительной особенностью данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности. Программа составлена так, что в её содержание входят занятия не только по традиционным видам рукоделия, но и используются новые приёмы в области 4 декоративно – прикладного искусства, такие как кумихимо, вязание на луме, вязанные крючком игрушки – амигуруми. Амигуруми – это древний вид искусства, относится ко II тысячелетию до н.э. Амигуруми обычно вяжутся крючком из пряжи простым способом вязания – по спирали крючком меньшего размера относительно толщины пряжи, чтобы создать очень плотную ткань без каких либо зазоров, через которые может вылезти набивочный материал. Распространению эстетике амигуруми способствует их миловидность. Типичные зверушки амигуруми имеют большую шарообразную голову на цилиндрическом туловище с маленькими конечностями. Программа состоит из ряда блоков и построена по принципу развития спирали, но каждый раз на новом уровне. При этом она имеет как бы общий стержень. Подобно этому каждый тематический раздел и программа в целом на каждом возрастном этапе в основе себя повторяет, но уже с последующим углублением и усложнением соответственно возрасту детей. Адресат программы Программа будет интересна детям в возрасте 8-16 лет, желающим развивать свои творческие способности и эстетический вкус, осваивать различные техники декоративно – прикладного творчества. Освоившие программу легко смогут создавать индивидуальные шедевры, воплощая в реальность свои самые смелые творческие задумки. Планируемые результаты: Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1-2 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий. На втором - третьем году обучения ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком. Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком; их приобщение к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком. 5 Содержание Данному рукоделию могут обучаться школьники с 1-2 класса. В этом возрасте дети легко осваивают технику вязания, с интересом вяжут небольшие изделия, быстро видя результаты своего труда. При подборе изделий были учтены доступность и посильность работы, возможность формирования у детей специальных знаний, умений, навыков. На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и способы вязания крючком, знакомятся с их условными обозначениями. Знание и понимание условных обозначений помогает школьникам зарисовывать схемы узоров вязки и свободно пользоваться схемами, которые печатаются в журналах по вязанию. Происходит усложнение выполняемых изделий. На втором - третьем году обучения ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки. Изучив основы вязания, дети сами комбинируют узоры, творчески подходят к выполнению изделия. Это способствует оптимизации процесса обучения вязанию крючком. Цель программы: нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком; их приобщение к декоративно-прикладному творчеству посредством освоения техники вязания крючком. Задачи программы: 1. Образовательные – приобретение умения вязать крючком, обучение рациональному использованию материалов и правильной организации труда, формирование основных приемов и навыков вязания с элементами творчества, обучение чтению схем: обучение правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами, чёткому и правильному выполнению основных приёмов вязания; выполнению сборки и оформлению готового изделия, научить применять полученные знания на практике. 2. Развивающие – развитие таких качеств, как самостоятельность, усидчивость, аккуратность; развитие творческих способностей; развитие внимания, памяти, мышления, воображения, моторных навыков; развитие эстетического и художественного вкуса и чувства прекрасного. 3. Воспитательные – формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме, основы культуры труда; интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества – к вязанию. Сроки реализации программы, режим занятий Программа для учащихся первого и второго года обучения рассчитана на 1 год. В группы приходят дети по желанию, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. Программа разработана для учащихся первого и второго года обучения (8 -10 лет) и рассчитана на работу в каждом классе по 1 часу в неделю (35 часа в год). 6 В целом программа рассчитана на 2 года обучения: В группе 1-го года обучения от 8 до 10 человек. В группу 2-го года обучения Год обучения К-во Режим занятий часов Первый 35 1 раза в неделю по 1ч. могут приниматься дети, которые уже владеют навыками вязания на спицах или крючком и имеют опыт и навыки, полученные в школе или в других творческих объединениях. По окончании 3 лет обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие, используя условные обозначения. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать технику вязания крючком. Учебно-тематический план курса «Амигуруми» 3 класса (первого года обучения) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Кол-во часов/ занятий Тема Инструктаж Т.Б. Общие сведения о вязании, о нитках и крючках. Основы вязания крючком. Воздушная цепочка как подготовительный ряд будущего узора. Цепочки из воздушных петель. Условное обозначение. Закладки для книг из цепочки воздушных петель. Цепочки из воздушных петель. Закладка для книг Цепочки из воздушных петель. Цветок. Замкнутое колечко из воздушных петель. Полустолбик (соединительная петля). Закрепление вязания воздушных петель. Столбик без накида. Условное обозначение. Столбик без накида. Закладка для книг/ёлочка - по выбору. Убавление и прибавление петель. Кольцо амигуруми – основа вязания круга Вязание по кругу. Подставка под кружку. Валентинка Игрушка «Мышонок» Шарфик/ Одежда для куклы 7 1 1 1 1 1 1 1 2 8 1 1 1 1 5 2 16 Кукла по выбору 17 Итоговое занятие, выставка (резервный час) Итого: 6 1 35 Учебно-тематический план курса «Вязание кукол» 5, 6 класов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 15 Кол-во часов/ занятий Тема Инструктаж Т.Б. Основы вязания крючком. Воздушная петля Воздушная цепочка. Условное обозначение Цепочки из воздушных петель: закладки, фенечки их воздушных цепочек. Полустолбик (соединительная петля). Технология вязания полустолбиками. Условное обощначение Полустолбик -соединительная петля (закрепление техники вязания. Столбик без накида. Технология вязания столбиками без накида. Условное обозначение Столбик с 1, 2, 3 накидами. Ряд, высота ряда. Кромки, петли для подъема. Схематичесеое изображение узора. Замкнутое колечко из воздушных петель. Полуколечко из воздушных петель. Раппорт и вязание узора по схеме. Зарисовка схем в тетрадь. «Цветы плоские». Убавление и прибавление петель Кольцо амигуруми – основа вязания круга Круглое полотно, вязание по кругу Вязание по схеме Игрушка «Сова»/новогодняя игрушка по описанию по выбору Одежда для куклы Кукла по выбору Украшения куклы Итоговое занятие, выставка (резервный час) Итого: 8 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 3 9 1 1 34 Календарно-тематическое планирование курса «Вязание кукол» для 5, 6 классов № 1 2 3 4 5 6 7 8 9-16 17 18 1920 21 2225 26 2733 34 Кол-во часов/ занятий Тема Инструктаж Т.Б. Общие сведения о вязании, о нитках и крючках. Основы вязания крючком. Воздушная петля. Воздушная цепочка как подготовительный ряд будущего узора. Цепочки из воздушных петель. Условное обозначение. Закладка для книг из цепочки воздушных петель. Цепочки из воздушных петель. Закладка для книг. Цепочки из воздушных петель. Цветок. Замкнутое колечко из воздушных петель. Полустолбик (соединительная петля). Закрепление вязания воздушных петель. Столбик без накида. Условное обозначение. 1 1 1 1 1 1 1 1 Столбик без накида. Закладка для книг/ ёлочка - по выбору. 8 Убавление и прибавление петель Кольцо амигуруми – основа вязания круга 1 1 Вязание по кругу. Подставка под кружку. 1 Валентинка 1 Игрушка «Мышонок» 5 Шарфик/ Одежда для куклы 2 Кукла по выбору 6 Подведение итогов курса, выставка (резервный час) Урок истории с презентациями и проектами 34 обучающихся ИТОГО 1 2 35 Ч. Календарно-тематическое планирование курса «Вязание кукол» 9 Дата план факт для 4, 5, 6-7 класса № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Кол-во часов/ занятий Тема Вводный инструктаж Т.Б. Общие сведения о вязании, о нитках и крючках (история). Основы вязания крючком. Воздушная петля. Воздушная цепочка как подготовительный ряд будущего узора. Условное обозначение. Цепочки из воздушных петель: закладки, фенечки из воздушных цепочек. Полустолбик (соединительная петля). Технология вязания полустолбиками. Условное обозначение. Полустолбик (закрепление техники вязания). Столбик без накида. Технология вязания столбиками без накида. Условное обозначение. Столбик с 1, 2, 3 накидами. Ряд, высота ряда. Кромки, петли для подъема. Схематическое изображение узора. Замкнутое колечко из воздушных петель. Полуколечко из воздушных петель. Раппорт и вязание узора по схеме. Зарисовка схем в тетрадь. «Цветы плоские». Как закрыть петли. Убавление и прибавление петель Кольцо амигуруми - основа вязания круга Круглое полотно, вязание по кругу/подставка под кружку план 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Вязание по схеме Игрушка «Сова»( игрушка по описанию) – по выбору или любая другая 14 15 Одежда для куклы Кукла по выбору 3 9 16 Украшения куклы 2 17 Сборка куклы. Итоговое занятие 1 Итого: 35 12 Дата 8 Этапы реализации программы При изучении программы идет приобретение базовых знаний о простейших приёмах изготовления игрушек, сувениров. Воспитанники знакомятся с основами 10 фак т техники вязания крючком, вывязыванием простейших узоров и орнаментов. Знакомятся с историей развития вязания. Учатся оформлять игрушки, куклы. К концу первого года обучения дети развивают свои способности, используя приобретённые умения и навыки, изготавливают более сложные по технике выполнения изделия, учатся работать самостоятельно. К концу 1 года обучения дети ЗНАЮТ: технику безопасности при вязании с крючком; основные приемы вязания крючком; условные обозначения; основы цветоведения. УМЕЮТ: свободно пользоваться схемами по вязанию; гармонично сочетать цвета при выполнении поделок; различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных и хлопчатобумажных. ПРИОБРЕТАЮТ НАВЫКИ выполнения основных приемов по вязанию; умения выполнять поделки на основе своих полученных знаний; используя творчество и фантазию, красиво оформить поделку. УМЕЮТ: сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ; вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию; создавать своими руками красивые и полезные вещи, последовательно выполнять каждое изделие. Дети научаются изготавливать подарочные изделия; умения вязать изделия для себя, умения коллективно работать и создавать коллективные работы; заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства. Оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках декоративноприкладного творчества. Результаты участия в выставках фиксируются в портфолио каждого учащегося в детском объединении. В конце первого года обучения учащиеся должны: № Знать Правила поведения, 1 ТБ Основные приемы 2 вязания крючком, технику вязания. Уметь Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами. Правильно пользоваться вязальными крючками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток. Четко выполнять основные приемы: начальная петля, Основные способы воздушная петля, петли для подъема, полупетля, столбик без 3 вывязывания петель. накида, полустолбик, столбик с 1,2,3 и более накидами. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли. 4 Сборка и оформление Выполнять заключительную сборку и отделку готовых 11 изделий изделий. Ухаживать за трикотажными изделиями и хранить их согласно правилам. Контроль Сроки проверки На каждом занятии В конце 1 полугодия В конце учебного года Какие знания и умения проверяются Форма подведения итогов Правила пользования инструментами, ТБ. Беседа Техника вязания Умение четко выполнять основные приемы Контрольное занятие, вязания крючком конкурсы, выставка Техника вязания крючком; умение Контрольное занятие, пользоваться описаниями выполнения работ школьная выставка Формы проведения занятий – теоретические, практические, индивидуальные, групповые и коллективные, проектная деятельность. В работе можно использовать практические, наглядные, словесные, эвристические, программированные методы. На занятиях дети делают записи в тетрадях, объясняющие выполнение наиболее сложных приемов, а также последовательность выполнения каждого изделия. Занятия могут быть построены следующим образом: 1. Организационная часть. 2. Проверка домашнего задания. 3. Знакомство с новым материалом. Постановка проблемного вопроса и поиск решения проблемы. 4. Объяснение педагога. 5. Запись или зарисовка изделия и схем для его выполнения. 6. Практическая работа. 7. Рефлексия. 8. Уборка рабочего места. 9. Домашнее задание. Каждое занятие включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Вводное занятие: рассказ, объяснение педагога. Рассказ сопровождается показом, демонстрацией изделий, образцов, таблиц со схемами узоров. В беседе обсуждается образцы вязки, схемы и ошибки, наиболее часто встречающиеся в работе. Обучающиеся высказывают свое мнение, получают представление о степени усвоения ими материала. Беседа оживляет занятия, служит активизации мышления школьников. 12 Выполнение практических работ, упражнений: отрабатываются навыки выполнения технических приемов вязания, правильная постановка рук или навыки в зарисовке схем узоров. В процессе занятий обучающиеся записывают в тетрадях объяснение построения узоров, закрепляют каждый новый прием вязания несколькими упражнениями. Все записи выполняются ручкой, а зарисовки изделий и схем — карандашом (можно цветными). Познакомившись с условными обозначениями, учащиеся могут делать в тетради под диктовку педагога несложные зарисовки узоров. Эти виды работы способствуют развитию мышления творческих способностей учащихся, их фантазии. Интересные образцы и схемы, а также ошибки, часто встречающиеся в процессе работы над образцами, обсуждаются всей группой. Педагог может поручить учащимся оформление наглядных пособий, выставок, проектов. Инструктаж на занятии может быть вводный, текущий, заключительный, групповой, индивидуальный. При индивидуальной работе с детьми во время занятий необходимо следовать психолого-педагогическим рекомендациям, т. к. появляются ситуации, которые затрудняют деятельность детей со слабой нервной системой. В конце каждого занятия педагог знакомит учащихся с темой следующего занятия. Материально-техническое обеспечение: 1. Наличие инструментов: Вязальные крючки различной толщины; Ножницы; Сантиметровая лента; 2.Наличие материалов: Пряжа и нитки разной толщины и цветов; Цветная бумага и картон; Наполнитель игрушки –куклы – синтепон, холофайбер/остатки пряжи. 3. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: таблица «Основные приёмы вязания»; коллекция ниток; образцы вязания; вязаные изделия; инструкционные карты. Помещение проветриваемое и убираемое. Стул да сидения на каждого ученика в количестве 1 шт. Стол для каждого участника в рамках соблюдения дистанции размечен на территории пола красной лентой скоч. 13 Список литературы: 1. Денисова Н.А. Пушистики и мохнатики. - Москва, 2005. 2. Домашняя школа вязания. Сост.Л.Я.Янина. - Смоленск: Русич, 2000. 3. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – Москва, 1984. 4. Жадько Е.Г. Приятные пустячки. – Ростов - на- Дону, 2014. 5. Журналы «Валентина», «Вязание», «Anna», «Diana», «Verena», «Sandra», «Коллекция идей» (разные выпуски). 6. Журнал «Школа и производство». 7. Кипп А. День рождения: темы и идеи праздников. - Челябинск, 2014. 8. Ковпак Н. Цветы, связанные крючком. - Москва, 2015. 9. Мак-ТагФиона. Вязаные игрушки. - Москва, 2004. 10. Максимова М.В. Азбука вязания. – Москва, 1990. 11. Максимова М., Кузьмина М. Вязание крючком. – Москва, 2020. 12.Петелька за петелькой. З. С. Гай-Гулина, - М.: 1987г. 13. Подружки – рукодельницы. Ханашевич, Выпуск 1-й, 2-й, 3-й, - М.: 1980г. 14. Программа образовательной области «Технология». – Москва, 1994. 15. Стародуб К. Мягкая игрушка для начинающих. - Ростов-на-Дону, 2015. 16. Столярова А.М. Вязаная игрушка. – Москва, 2020. 17. Спичли Г. Чудеса своими руками. - Москва, 2015. 18.Учись вязать. И. де Негри. - М.: 1981. 19. Ханашевич Д.Р. Подружки-рукодельницы. – Москва, 2021г. 20 . Схемы их приложений в интернете(авторские разработки) 14