ДООП Физический практикум

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»

«Согласовано»
Решением педагогического
совета БМАОУ СОШ № 32
протокол № 8
от «29» мая 2023 г.

«Утверждаю»
Директор
БМАОУ СОШ № 32
О. В. Лылова
приказ № 55 от 29.05.2023

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
естественнонаучной направленности
«Физический практикум»
с использованием оборудования центра «Точка роста»
Возраст: с 12 лет

Составитель программы:
Сюзева Елена Андреевна
учитель физики БМАОУ СОШ №32

г. Березовский, п. Монетный2023
1

Пояснительная записка
- направленность (профиль) программы
Программа
кружка
«Физический
практикум»
образовательная,
модифицированная, естественно-научного направления, ориентированная на активное
приобщение детей к познанию окружающего мира,выполнение работ исследовательского
характера, решение разных типов задач, постановку эксперимента, работу с
дополнительными источниками информации, в том числе электронными.
- актуальность программы
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики
является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной
школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся
являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи
характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения
учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных
экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого
интереса к физике. В процессе обучения решаются проблемы дополнительного
образования детей:

увеличение занятости детей в свободное время;

организация полноценного досуга;

развитие личности в школьном возрасте.
- отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной образовательной программы является
направленность на формирование учебно-исследовательских навыков, различных
способов деятельности учащихся для участия в интерактивных играх.
- адресат программы
обучающиеся 6-8 классов
- объем программы
1 ч в неделю, 35 часа в год
- формы обучения и виды занятий по программе
Формы обучения - очная, очно-заочная («допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 4), некоторые
темы учащиеся могут изучать самостоятельно (заочно, в случае отмены занятий по
карантину или низких температур); виды занятий - беседа, семинар, лекция, лабораторный
практикум и практикум решения задач, практическая работа, экскурсия, игра, защита
проекта.
- срок освоения программы
1 год (с 01.09 по 25 мая 2023года)
- режим занятий
Занятия проводятся каждый четверг: 14.50-15.35 .
Цель и задачи программы
Цель:формирование научного мировоззрения и опыта научно-исследовательской
деятельности.
Задачи:
1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении
конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению
физики как науки, знакомить обучающихся с последними достижениями науки и техники,
научить решать задачи нестандартными методами, развивать познавательный интерес

2

при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных
технологий.
2. Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов
природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники,
воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу
общечеловеческой культуры.
3. Развивающие: развивать умения и навыки обучающихсясамостоятельно
работать с научно-популярной литературой, умения практически применять физические
знания в жизни, использовать измерительные приборы для решения исследовательской и
опытнической работы, формировать у обучающихся активность и самостоятельность,
инициативность, повышать культуру общения и поведения.
1.2. Содержание программы
Содержание курса (35 ч)
Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений. (1 ч).
Понятие о физических величинах. Система единиц, измерение физических величин,
эталон. Роль эксперимента при введении физических величин. Понятие о прямых и
косвенных измерениях.
Измерительные приборы, цена деления шкалы прибора, инструментальная погрешность.
Правила пользования измерительными приборами, соблюдение техники безопасности.
Экспериментальные задачи
1). Определение цены деления шкалы и инструментальной погрешности приборов
(линейки, мензурки, часов).
2). Определение длины линии и площади плоской фигуры.
Первоначальные сведения о строении вещества (2ч).
Строение вещества. Молекулы. Диффузия. Взаимное притяжение и отталкивание
молекул. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.
Взаимодействие тел (11 ч)
Расчет пути, времени, скорости равномерного прямолинейного движения.
Графическое представление равномерного прямолинейного движения. Инерция.
Взаимодействие тел. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его
плотности. Сила тяжести. Вес тела. Равнодействующая сил. Сложение сил. Сила
трения.
Экспериментальные задачи
1) Рассчитать среднюю скорость перемещения игрушечного заводного автомобиля.
2) Определить конечную скорость, приобретаемую шариком, скатывающимся с
наклонной плоскости.
3). Определить плотность картофеля т.д.
2.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (12 ч)
Давление. Расчет давления. Закон Паскаля. Передача давления жидкостями и газами.
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха.
Атмосферное давление. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.
Архимедова сила. Определение выталкивающей силы.
3

Экспериментальные задачи
1) Определите давление воды на дно стакана с помощью линейки. Растворите в этом
стакане 50 г поваренной соли. Как изменится при этом давление? Почему? Попробуйте
определить давление раствора в этом случае.
2) Придумайте опыты, с помощью которых можно: а) выяснить от каких величин зависит
архимедова сила;
Работа и мощность. Энергия (8 ч)
Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая
энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Методы измерения работы, мощности и энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с
закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики.
Коэффициент полезного действия.
Календарно – тематический план
№п.п Тема урока

1

Количество
часов

Природа-источник задач. Измерение физических величин.
Что можно измерить
1
1

4

Представление древних учѐных о природе вещества. Молекулы.
Диффузия Проведение эксперимента.
Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Различие в
строении твѐрдых тел, жидкостей и газов.
Решение задач на движение.

5

По течению и против течения. Определение скорости течения.

1

6

Инерция и инертность. Определение массы тела.

1

7

Определение плотности вещества.

1

8

Определение плотности картофеля.

1

9

1

10

Сила тяжести и вес тела. Решение задач на определение силы
тяжести.
Определение плотности жидкости и газа.

11

Сколько весит тело, когда падает. Невесомость.

1

12

Определение силы трения скольжения бруска по столу, по
бумаге, по ткани.
Равнодействующая сил. Сложение и вычитание сил.

1

Физические задачи в литературных произведениях. Решение
кроссвордов.
Определение давления учебника физики на стол. Решение задач
на расчѐт давления.

1

2
3

13
14
15

1
1

1

1

1

4

16

Определение давления ученика на пол.

1

17

Передача давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

18

1

19

Решение задач на расчѐт давления жидкости на дно и стенки
сосуда
Вес воздуха. Расчѐт массы воздуха в классе.

20

Расчѐт давления на стол, на тело человека.

1

21

Первый воздушный шар. Воздухоплавание.

1

22

Выталкивающая сила. Решение задач на расчѐт силы Архимеда.

1

23

Условие плавания тел. Решение задач на условие плавания тел.

1

24

1

25

Решение задач по теме: «Давление твѐрдых тел, жидкостей и
газов»
Подъѐмная сила. Изучение конструкции воздушного змея.

26

Механическая работа. Решение задач.

1

27

Мощность. Решение задач.

1

28

1

29

Простые механизмы. Изучение применения наклонной
плоскости, рычага.
Рычаг. Решение задач.

30

Блок. Применение блока.

1

31

Простые механизмы в природе и технике. Решение задач.

1

32

Коэффициент полезного действия. Решение задач.

1

33

Измеряем энергию.

1

34

Решение задач на расчѐт кинетической и потенциальной энергии.

1

35

Итоговое занятие. Викторина. Игра «Поле чудес»

1

1

1

1

Итого
35

Литература для учащихся.
5

1. В. И. Лукашик, Е. И. Иванова Сборник задач по физике для 7–9 классов

общеобразовательных учреждений. - М.:. Просвещение, 2000г
2. Ланге В. Н. Экспериментальные физические задачи на смекалку. - М.: Наука, 1985.
3. Я. И.Перельман «Занимательная физика»
4. И. Г.Кириллова «Книга для чтения по физике 7-8кл»
3.
Литература для учителя.
4.
1. Л. А. Кирик. Физика – 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. –
М.: Илекса, 2002.
2. А. Е. Марон, Е. А. Марон. Физика. 7 класс: Дидактические материалы. – М.: Дрофа,
2002.
3. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972.
4.В. И. Лукашик Физическая олимпиада.– М.: Просвещение, 1987
5.А.Л. Камин Физика. Развивающее обучение. Изд – во: Феникс, 2003 г. Ростов – на –
Дону.
5.
Электронные учебные пособия
1.Электронное приложение к учебнику физики 7 класс.2014

1.4.Планируемые результаты
Ожидается, что к концу обучения воспитанники кружка «Физический практикум» усвоят
учебную программу в полном объѐме. Воспитанники приобретут:
 Навыки к выполнению работ исследовательского характера;
 Навыки решения разных типов задач;
 Навыки постановки эксперимента;
 Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе
электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет;
 Профессиональное самоопределение
Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами
для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
 использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных
методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
 формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия,
доказательства, законы, теории;
 овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных
задач;
 приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и
экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:

владение монологической и диалогической речью, развитие способности
понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
6

 владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть
возможные результаты своих действий;
 организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение
оптимального соотношения цели и средств.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».