ВЫПИСКА ИЗ ДООП художественной направленности Школьный театр БМАОУ СОШ №32 Приказ №20, от02.03.2023 г. Учебный план № п/п 1 Количество часов Название раздела, тема Первый год обучения Всего Теория Практика 144 24 120 Входной контроль. Опрос-игра 1.1. Вводное занятие 2 2 1.2. Основы театральной культуры 32 12 20 1.3. Техника и культура речи 22 4 18 1.4. Ритмопластика 14 2 12 1.5. Актерское мастерство 34 2 32 1.6. Работа над пьесой и спектаклем 38 2 36 1.7. Итоговое занятие 2 2 2 год обучения Вводное занятие 2 144 2 18 2 Основы театральной культуры 16 8 Техника и культура речи 22 2 Ритмопластика 10 Актерское мастерство 42 8 20 2.3. 10 2.4. 2.5. 4 наблюдение, анализ, деловая игра Промежуточная аттестация. Тестирование Практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Промежуточная аттестация. Практическое занятие наблюдение, анализ Итоговая аттестация Творческийпоказ 126 2.1. 2.2. Формы аттестации / контроля 38 Входнойконтроль. Тестирование Практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Промежуточная аттестация. Творческийпоказ наблюдение, анализ, деловая игра Промежуточная аттестация. 2.6. Работа над пьесой и спектаклем Итоговое занятие 50 3 год обучения 144 12 Вводное 2 2 Основы театральной культуры 28 2 26 Техника и культура речи 18 4 14 Ритмопластика 16 Актерское мастерство 38 Работа над пьесой и спектаклем Итоговое занятие 40 2 2 48 2 2.7. 3 132 3.1. 3.2. 3.3. 16 3.4. 4 34 3.5. 3.6. 40 2 2 3.7. Итого 432 54 Викторина Практическое занятие наблюдение, анализ Итоговая аттестация Творческийпоказ Входнойконтроль. Практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра Промежуточная аттестация. Практическое занятие наблюдение, анализ, деловая игра наблюдение, анализ, деловая игра наблюдение, анализ Итоговая аттестация Творческийпоказ 378 Содержание учебного плана 1 год обучения 1. Вводное занятие Теория: Знакомство с коллективом. Обсуждение плана работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Игра «Разрешите познакомиться». 2. Основы театральной культуры 2.1. Зарождение искусства. Теория: Знакомство с театральными терминами (сцена, авансцена, реквизит, кулисы, мизансцена), с театральными профессиями. Практика: Игры на развитие ловкости («Передай мяч», «Путешествие на машине времени»). Фольклорные игры («А мы просто сеяли», «Плетень»). 2.2. Театр как вид искусства. Теория: Виды и жанры театрального искусства. Практика: Театральные игры («Мы идем в театр», «Сочиняем сказку с заданными героями»). Конкурс творческих работ «Приходи сказка». 2.3. Эти разные игры: театральные игры Теория: Предлагаемые обстоятельства. Ассоциации. Практика: Упражнения на предлагаемые обстоятельства («Скажи, что пропало», «Что изменилось», «Какой предмет упал».) Инсенировка стихов. Цирковые этюды. 2.4. Школа кукольных наук. Теория: «Первый кукольный театр на Руси». Диалог, импровизация, интонация. Практика: Освоение кукловождения. Развитие речи пластики рук. Инсценировка «Ярмарка с Петрушкой» с элементами ряженья. 2.5.Театр и зритель. Теория: Этикет в театре. Культура восприятия театральной постановки. Театр-здание. Устройство сцены и зрительного зала. Практика: Творческая мастерская «Мы - художники». 3. Техника и культура речи. 3.1. Речевой тренинг. Теория: Строение речевого аппарата. Дыхание и голос. Тон. Тембр. Интонация. Практика. Дыхательная гимнастика. Артикуляционная гимнастика. Дикционные упражнения. Упражнения на развитие речевых характеристик голоса. Чистоговорки, скороговорки, потешки, небылицы, стихи. 3.2. Работа над литературно-художественным произведением. Практика. Работа над литературным текстом (стихотворение, произведения фольклора). Индивидуальная и подгрупповая работа над выбранным материалом. Самоанализ творческой работы. Конкурс чтецов. 4. Ритмопластика. 4.1. Пластический тренинг. Теория. Пластическая выразительность. Практика. Ритмопластический тренинг. Разминка. 4.2. Пластический образ персонажа. Практика. Музыка и движение. Темп и ритм. Эмоциональное восприятие музыки через пластику тела. Пластический образ живой и неживой природы. Пластические импровизации на передачу образа животных. 5. Актерское мастерство. 5.1. Организация внимания, воображения, памяти. Теория. Развитие фантазии и воображения. Практика. Актерский тренинг. Коллективные театральные игры и упражнения. 5.2. Сценическое действие. Практика: Этюд. Виды этюдов. Элементы бессловесного действия. Выбор драматического отрывка (миниатюры). Этюдные пробы. Показ и обсуждение. 5.3. Творческая мастерская Практика. Работа над созданием образа сказочных персонажей. Характер, речь персонажа, походка. Грим. Изготовление реквизита, костюмов. Репетиции. Творческий показ. Анализ работы и обсуждение. 6. Работа над пьесой и спектаклем. 6.1. Мы – режиссеры. Выбор пьесы. Чтение и обсуждение пьесы. Практика: Упражнения и творческие задания на сочинение мизансцен. Работа над эпизодами, сценами. Разучивание музыкальных и пластических номеров. 6.2. Изготовление реквизита, декораций. Практика: Обсуждение и создание костюмов, декораций. 6.7. Прогонные и генеральные репетиции. Практика: Репетиции, прогоны. 7. Итоговое занятие. Практика: Подведение итогов за 1-й год обучения. Оформление альбома «Наш Театр». 2 год обучения 1. Вводное занятие. Практика: Обсуждение плана работы на 2 год. Инструктаж по технике безопасности. Организационные вопросы. 2. Основы театральной культуры. 2.1. Театральное закулисье. Теория: Театральные декорации и бутафория. Расширение театральное терминологии. Звукорежиссура. Практика: Творческая мастерская: «Грим сказочных персонажей». Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена. 2.2. История театров. Теория: Русский Театр 18 века – начала 19 века. Крепостные театры. Профессиональные театры. Провинциальные театры - «Театральные перекрестки Коми». 2.4. Партнеры. Практика: Особенности работы с партнерами по спектаклю. Упражнения на развитие чувства партнера: («Зеркало», «Тень», «Барыня») Этюды: («Встреча») Проектная работа «Волшебный мир театра»» (групповая работа). Оформление буклета («Театральные перекрестки».) 3. Техника и культура речи. 3.1. Речевой тренинг. Теория: Свойства голоса. Звукопроизношение. Практика: Речевые тренинги: Постановка дыхания. Речевая гимнастика. Дикция. Интонация. Диапазон голоса. Дикционные упражнения. Интонационная выразительность речи. Упражнения на развитие диапазона голоса. 3.2. Работа над литературно-художественным произведением. Практика: Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Самостоятельный выбор произведения: (басня, стихотворение, отрывок из прозаического художественного произведения.) Тема. Сверхзадача. Индивидуальная работа. Театральная постановка. 4. Ритмопластика. 4.1.Пластический тренинг. Практик: Развитие пластической выразительности. Упражнения на внимание, воображение, ритм, пластику. 4.2.Пластический образ персонажа. Практика: Приемы пластической выразительности в работе над сказочным персонажем. Этюдные пластические зарисовки («Заколдованный лес», «Гадкий утенок», «Зимнее королевство»). 4.3.Элементы танцевальных движений. Практика. Основные танцевальные элементы и этюды. Сценическое движение. 5. Актерское мастерство. 5.1. Организация внимания, воображения, памяти. Практика: Актерский тренинг. Упражнения на раскрепощение и развитие актерских навыков. Коллективные коммуникативные игры. Бессловесные элементы действия. 5.2.Сценическое действие. Теория: Элементы сценического действия. Словесные действия. Практика: Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения и этюды. Работа над индивидуальностью. Актерские игры, этюды. 5.3. Творческая мастерская. Практика: Конкурсно - игровая программа. Распределение ролей и обязанностей. Музыкальное и сценическое оформление, костюмы, реквизит. Общеразвивающие и театральные игры, упражнения. Упражнения на коллективность творчества. Упражнения на эмоции. Упражнения на выразительность жестов, движений, мимики. Выполнение творческих заданий к спектаклям. Творческая мастерская. 6. Работа над пьесой и спектаклем. 6.1.Выбор пьесы. Анализ пьесы по событиям. Теория: Выбор пьесы. Анализ пьесы по событиям. Распределение ролей. 6.2.Работа над отдельными эпизодами. Практика: Творческие пробы. Показ и обсуждение. Образ, характер персонажа. Репетиции отдельных сцен, картин. 6.3.Выразительность речи, мимики, жестов. Практика: Работа над выразительностью персонажей. Поиск выразительных средств и приемов. Театральные термины: («образ», «темпоритм», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий») 6.4.Закрепление мизансцен. Практика: Закрепление мизансцен отдельных эпизодов. Репетиции. 6.5.Изготовление реквизита, декораций. Практика: Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Выбор музыкального оформления. 6.6.Прогонные и генеральные репетиции. Практика: Репетиции (творческий процесс и коллективная работа на результат с использованием всех знаний, навыков, технических средств и таланта.) 6.7.Показ спектакля. Практика: Премьера. Анализ показа спектакля. 7. Итоговое занятие. Практика: Анализ работы коллектива. 3 год обучения 1. Вводное занятие. Практика: План работы на год. Требования к знаниям и умениям 3 года обучения. Инструктаж по технике безопасности. 2. Основы театральной культуры. 2.1.Театральные жанры. Теория: Трагедия. Комедия. Драма. Театр и зритель. Практика: Театр-экспромт «Сказка в разных жанрах». Этюды на оценку фактов, событий, перемен отношения к партнеру, к предмету. 2.2.Театр и зритель. Практика: Просмотр отрывков из спектаклей. Конкурс чтецов. Чтение отрывков драматургических текстов. Упражнения «Рассказ о нас» - сценарий на ходу. Составление рассказа «Случай из жизни моего героя». Артикуляционная гимнастика: «Распевки». Сцены народного гуляния. Театральная викторина «Кто такие актеры». «Кроссворд «Театральные профессии». Игры, обряды народов Коми. Этюды на пословицы и поговорки. 3. Техника и культура речи. 3.1.Речевой тренинг. Теория: Логика речи. Практика: Упражнения на тренировку силы голоса. Развитие диапазона голоса. Речевой тренинг. Дикционные упражнения. 3.2.Работа над литературно-художественным произведением. Теория: Логика строения текста. Практика: Выбор произведения (отрывок из драматургического произведения). Работа над драматургическим отрывком. Самостоятельная творческая работа. 4. Ритмопластика. 4.1.Пластический тренинг. Практика: Универсальная разминка. Упражнения на развитие гибкости и силы. Упражнения на координацию движений. Элементы акробатики. 4.2.Пластический образ персонажа. Практика: Пластический этюд. 4.3.Сценическое движение. Практика: Отработка упражнений на сценическое падение. 4.4.Элементы танцевальных движений. Практика: Танцевальные этюды. Искусство танцевальной импровизации. 5. Актерское мастерство. 5.1.Организация внимания, воображения, памяти. Практика. Актерский тренинг. Внимание и воображение. Психологический жест. Импровизация. Тренинговые упражнения. Актерские игры, этюды. 5.2.Сценическое действие. Теория: Общение. Логика межличностного общения. Параметры общения. Практика: Характер персонажа. Работа над ролью в спектакле. Характер и характерность. Рисунок роли. Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен. 5.3.Творческая мастерская. Практика: Создании характера сценического образа. Выбор отрывка. Этюдные пробы. Средства органичности и выразительности. Музыкальное и световое оформление отрывка. Показ и анализ работы. 6. Работа над пьесой и спектаклем. 6.1.Выбор пьесы. Практика: Чтение пьесы по ролям. Обсуждение пьесы, определение темы. 6.2.Углубленный анализ по событиям. Практика: Анализ пьесы по событиям. 6.3.Работа над отдельными эпизодами. Практика: Распределение ролей. Творческие пробы. Показ и обсуждение. Работа над созданием образа, характера персонажа. 6.4.Изготовление декораций, костюмов, музыкального оформления. Практика: Изготовление костюмов, реквизита, декораций. Музыкальное оформления. 6.5.Репетиции отдельных картин с элементами костюмов, декораций. Практика: Репетиции как творческий процесс. Видеозапись репетиций. Просмотр. Обсуждение. 6.6.Прогонные и генеральные репетиции. Практика: Прогонные и генеральные репетиции (в костюмах, с музыкальным и сценическим оформлением.) Доработка отдельных сцен. 7. Итоговое занятие. Практика: Показ спектакля. Анализ показа спектакля.