Программа физкультурно-танцевальной направленности Танцевальный спорт

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»

СОГЛАСОВАНО на ШМО Рассмотрено
УТВЕРЖДАЮ:
Протокол №5
На Педагогическом совете Директор БМАОУ СОШ № №32
От «19» августа 2021г.
Протокол №10
______________ О.В.Лылова
от «20» августа
Приказ №59
от «21» августа 2021 г.

Лылова
Ольга
Валентин
овна

Подписан: Лылова
Ольга Валентиновна
DN: CN=Лылова Ольга
Валентиновна,
O=БМАОУ СОШ №32,
OU="",
E=bgo_ou32@mail.ru,
C=RU
Дата: 2021.09.14 14:56:
09+05'00'

Дополнительная общеобразовательная программа –
дополнительная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Танцевальный спорт»
Срок реализации: 3 года

Преснякова Маргарита Сергеевна,
педагог дополнительного образования

г. Березовский, п. Монетный
1

2021
Содержание
№ п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Наименование раздела
Основные характеристики программы
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Содержание программы
Планируемые результаты
Организационно-педагогические
условия
Требования к помещению
Средства обучения и воспитания
Кадровые условия
Календарный учебный график
Учебный план
Рабочая программа
Оценочные материалы
Методические материалы
Приложения к программе

Страницы
3
3
6
8
15
16
16
17
18
20
21
24
55
56
57

2

1. Основные характеристики программы
1.1. Пояснительная записка
программа
имеет
физкультурно-спортивную

Данная
направленность.
Программа ориентирована на создание условий для формирования
здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития
обучающихся, формирование и развитие творческих способностей,
воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям.
Образовательная программа разработана с учетом выполнения задач
поставленных Правительством РФ, прописанных в распоряжении
Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р: «…реализация дополнительных
общеобразовательных программ должна строиться на … соответствии
образовательных программ и форм дополнительного образования
возрастным и индивидуальным особенностям детей и … ориентации на
метапредметные и личностные результаты образования».
Актуальность программы в том, что система дополнительного
образования детей, в силу своей уникальности, способна не только раскрыть
личностный потенциал любого ребёнка, но и подготовить его к условиям
жизни в высоко конкурентной среде, развить умения бороться за себя и
реализовывать свои идеи. Поэтому ребенку очень важно движение, именно с
детства формируется потребность к занятиям физкультурой и спортом,
привычка здорового образа жизни. Выбор методов и средств воздействия на
привития обучающимся потребности к двигательной активности, которая
определяется заинтересованностью и сознательным участием его в
физкультурно-спортивном процессе.
Танцевальный спорт – относительно молодой вид спорта, так как
официально был признан лишь в 90-ых годах 20 века. В силу выше
названных обстоятельств, танцевальный спорт развивается эмпирически и в
научно-методической литературе не представлено в полном объеме
структура, содержание и методика подготовки спортсменов. Однако в
современных условиях необходимо определить программно-нормативное
содержание учебно-тренировочного процесса подготовки спортсменов в
танцевальном спорте. Так как этого требует развитие спорта высших
достижений не только в России, но и за рубежом.
Нормативно-правовая база
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об
утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
• Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам"

3

•

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации
режима
работы
образовательных
организаций
дополнительного образования детей"
•
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н г. Москва «Об
утверждении Единого квалификационного справочника должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования»;
•
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября
2015 г. № 613н «Профессиональный стандарт. Педагог дополнительного
образования детей и взрослых»
Новизна данной образовательной программы заключается в
распределении учебного материала в ходе занятий таким образом, чтобы на
начальных этапах обучения сложный материал непосредственно спортивных
танцев был органично связан с более легким и интересным материалом
диско-танцев, тем самым облегчая его восприятие и повышая степень
интереса обучающихся к занятиям спортивными танцами.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей
программы «Танцевальный спорт» определена тем, что ориентирует
учащихся на приобщение каждого к физической культуре и спорту,
применение полученных знаний, умений и навыков в повседневной
деятельности, улучшение своего образовательного результата, на создание
индивидуального творческого продукта. Благодаря систематическим
занятиям физической культурой и спортом обучающиеся приобретают
общую и специальную физическую подготовку, а развитие специальных
физических качеств помогает развить морфофункциональные системы
растущего организма – в этом и заключается педагогическая
целесообразность разработанной образовательной программы по обучению
танцевальному спорту. Кроме того, педагогическую целесообразность
образовательной программы мы видим в формирование у учащегося чувства
ответственности в исполнении своей индивидуальной функции в
коллективном процессе (команда), с одной стороны, и формировании
самодостаточного проявления всего спортивного потенциала при
выполнении индивидуальных выступлений ребенка в соревновательной
деятельности формирования тактического мышления.
Отличительные особенности дополнительной общеразвивающей
программы:
- позволяет в условиях общеобразовательной школы через
дополнительное образование расширить возможности образовательной
области «Физическая культура»;
4

- программа ориентирована на развитие творческого потенциала и
физических способностей обучающихся разных возрастных групп;
- содержание программы является основой для развития двигательных
умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых
обучающихся;
- программа дополнительного образования имеет четкую
содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному)
многолетней подготовки реализации задач.
Обучение
осуществляется
на
основе
общих методических
принципов:
принцип сознательности и активности, который предусматривает,
прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца;
заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных
задач;
принцип наглядности, который предусматривает использование при
обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов,
использование ИКТ (видео- и фотоматериалы, интернет ресурсы), словесное
описание нового приема со ссылкой на ранее изученные, использование
тренажеров и имитаторов и т.д.);
принцип доступности, который требует, чтобы перед ребенком
ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся
снижается интерес к занятиям, при этом, однако необходимо приучать детей
к преодолению трудностей. От педагога требуется постоянное и тщательное
изучение способностей ребят, их возможностей в освоении конкретных
элементов;
принцип систематичности, который предусматривает разучивание
элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение
новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование
работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения
работоспособности и активности детей.
Основные методы обучения:
- словесный метод (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный метод (качественный показ, демонстрация отдельных
частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями
выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов,
посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития
обучающегося);
- практический метод (воспроизводящие и творческие упражнения,
деление целого произведения на более мелкие части для подробной
проработки и последующей организации целого);
5

- аналитический метод (сравнения и обобщения, развитие
логического мышления);
- эмоциональный метод (подбор ассоциаций, образов, создание
художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных
способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня
подготовки.
Форма занятий: групповая, индивидуальная
Режим занятий – 2 часа (1 час-45 минут) в неделю (74 часа в год)
Адресат программы
Программа адресована детям в возрасте 7- 12 лет.
Объем и срок реализации программы
Срок реализации программы – 3 года. Курс составляет 222 часа.
1й год – 74 часа;
2й год – 74 часа;
3й год – 74 часа;
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования гармонично
развитой личности ребенка, успешно адаптирующейся в условиях
современной жизни, посредством танцевального спорта и тесного
сотрудничества педагога и родителей.
Задачи
обучающие:
- ознакомить с историей спортивных танцев;
- ознакомить с правилами проведения соревнований;
- обучить технике исполнения спортивных танцев.
развивающие:
- развить хореографические способности – гибкость тела, шага,
легкости прыжка и др.;
- развить навыки координации движений, формирование музыкальноритмической координации движений;
- развить художественно-творческие способности – артистизма,
эмоциональности.
воспитывающие:
- воспитать потребность в здоровом образе жизни;
- воспитать трудолюбие, дисциплинированность, сознательную
активность;
6

-воспитать уважение к окружающим;
-формировать коммуникативные навыки;
- воспитать стойкость характера в стремлении к победе;
- воспитать умение спокойно воспринимать неудачу в соревнованиях.

7

1.3. Содержание программы
Названия разделов

Количество часов

п/п
Всего

Теория Практика

1 год обучения
1

Школа бального танца.

16

2

14

29

4

25

29

4

25

74

10

64

19

2

17

18

1

17

19

2

17

18

1

17

74

6

68

2

11

1
2
Бальные танцы.
2 Европейская программа.
Медленный вальс
3
Бальные танцы.
3 Латиноамериканская
программа. Ча-ча-ча.

2 год обучения
1

2

3

4

1
Бальные танцы.
Европейская программа.
Квикстеп.
2
Бальные танцы.
Европейская программа.
Медленный вальс.
3
Бальные танцы.
Латиноамериканская
программа. Самба.
4
Бальные танцы.
Латиноамериканская
программа. Ча-ча-ча

3 год обучения
1
Бальные танцы.
1 Европейская программа.

13

8

2

3

4

5

6

Венский вальс.
2
Бальные танцы.
Европейская программа.
Квикстеп.
3
Бальные танцы.
Европейская программа.
Медленный вальс.
4
Бальные танцы.
Латиноамериканская
программа. Джайв.
5
Бальные танцы.
Латиноамериканская
программа. Самба.
6
Бальные танцы.
Латиноамериканская
программа. Ча-ча-ча.
ИТОГО:

12

1

11

12

1

11

13

2

11

12

1

11

12

1

11

74

8

66

222

24

198

1 год обучения
Раздел 1. Школа бального танца (16 часов).
Тема 1.1 Детские массовые танцы.
Задачи: Обогатить танцевальный опыт детей. Научить исполнять
простые танцевальные композиции. Научит ориентироваться в пространстве
класса и сцены. Исполнять танцы по окружности: по линии танца (против
часовой стрелки), против линии танца (по часовой стрелке); линейные.
Знать положения в паре: лицом друг к другу (закрытое), спиной друг к
другу (противоположное), лицом в противоположных направлениях
(боковое), друг за другом (теневое).
Примерный репертуар: «Вару-вару», «Полька», «Веселые ковбои».
Раздел 2. Бальные танцы. Европейская программа (29 часов).
Тема 2.1. Медленный вальс».
9

2.1.1.
Возникновение танца. Развитие танца. Характерные
национальные особенности, стиль и манера исполнения. Пластические
особенности танца.
2.1.2 Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности
работы стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение
корпуса, рук ног и головы в паре.
2.1.3. Изучение основных элементов и фигур танца:
• «Перемены вперед и назад».
• «Малый и большой квадраты».
• «Правый поворот».
2.1.4. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.
Раздел 3. Бальные танцы. Латиноамериканская программа (29 часов).
Тема 3.1. «Ча-ча-ча».
3.1.1. История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики.
Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения.
Пластические особенности танца.
3.1.2. Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы
стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук,
ног, корпуса, головы в паре. Работа стопы. Подъем и снижение корпуса.
3.1.3. Изучение основных элементов и фигур танца:
•
•
•
•
•
•
3.1.4.

«Тайм степ».
«Закрытое основное движение».
«Нью-Йорк».
«Рука к руке».
«Спот поворот влево, вправо».
«Поворот под рукой вправо, влево».
Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.

10

2 год обучения
Раздел 1. Бальные танцы. Европейская программа (37 часов).
Тема 1.1. «Квикстеп».
1.1.1 История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики.
Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения.
Пластические особенности танца.
1.1.2. Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы
стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук,
ног, корпуса, головы в паре. Работа стопы. Подъем и снижение корпуса.
1.1.3. Изучение основных элементов, и фигур танца:
• «Четвертной поворот направо».
• «Правый поворот».
• «Прогрессивное шассе».
• «Лок вперед».
1.1.4. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.
Тема 1.2. «Медленный вальс»
1.2.1. Изучение основных элементов, и фигур танца:
• «Правый спин поворот».
• «Виск».
• «Шассе из ПП».
1.2.2. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.

Раздел 2. Бальные танцы. Латиноамериканская программа (37 часов).
Раздел 2.1. «Самба».
2.1.1. История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики.
Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения.
Пластические особенности танца.
2.1.2. Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы
стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук,
ног, корпуса, головы в паре. Работа стопы. Подъем и снижение корпуса.
11

2.1.3. Изучение основных элементов, и фигур танца:
•
•
•
•
•
2.1.4.

Основное движение».
«Поступательное основное движение».
«Виски влево и вправо».
«Самба ход на месте».
«Самба ход в ПП».
Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.

Тема 2.2. «Ча-ча-ча».
2.2.1.Изучение основных элементов, и фигур танца:
• «Веер»
• «Хоккейная клюшка»
• «Алемана»
2.2.2. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.

3 год обучения
Раздел 1. Бальные танцы. Европейская программа (37 часов).
Раздел 1.1. «Венский вальс».
1.1.1. История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики.
Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения.
Пластические особенности танца.
1.1.2. Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы
стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение корпуса,
рук ног и головы в паре.
1.1.3. Изучение основных элементов, и фигур танца:
•
•
•
•
1.1.4

«Правый поворот».
«Левый поворот».
«Перемена с правого на левый поворот».
«Перемена с левого на правый поворот».
Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.

Тема 1.2. «Квиксеп»
12

1.2.1. Изучение основных элементов, и фигур танца:
•
•

«Правый поворот с хезитейшн».
«Правый спин-поворот»

1.2.2Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.
Тема 1.3. «Медленный вальс»
1.3.1. Изучение основных элементов, и фигур танца:
• «Левое кортэ»
• «Задний виск»
• «Плетение»
1.3.2Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.
Раздел 2. Бальные танцы. Латиноамериканская программа (37 часов).
Тема 2.1. «Джайв».
2.1.1. История возникновения танца. Развитие танцевальной лексики.
Характерные национальные особенности, стиль и манера исполнения.
Пластические особенности танца.
2.1.2. Основной ритм, счёт, музыкальный размер. Особенности работы
стопы. Подъем и снижение корпуса. Степень поворота. Положение рук,
ног, корпуса, головы в паре. Работа стопы. Подъем и снижение корпуса.
2.1.3. Изучение основных элементов, и фигур танца:
• «Основное движение на месте».
• «Основное фоллэвей движение».
• «Фоллэвей раскрытие».
• «Линкрок».
2.1.4. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.
Тема 2.2. «Самба»
2.2.1. Изучение основных элементов, и фигур танца:
•
•
•

«Ботафого с продвижением».
«Вольта с продвижением влево и вправо».
«Вольтовый поворот на месте влево и вправо».
13

• «Ботафого в теневой позиции».
• «Крисс кросс».
•
2.2.2. Разучивание и отработка комбинации из выученных
элементов.
Тема 2.3. «Ча-ча-ча»
2.3.1. Изучение основных элементов, и фигур танца:
• «Закрытый хип-твист»
• «Турецкое полотенце»
2.3.2. Разучивание и отработка комбинации из выученных элементов.

14

1.4. Планируемые результаты
К концу 1-го года обучения обучающиеся должны
знать:
• историю развития танцевального спорта;
• правила постановки корпуса, рук, ног, головы;
• основы техники и тактики танцевального спорта;
• названия всех изученных видов движений;
• правила поведения в хореографическом зале, на сцене во время
выступлений;
уметь:
• выполнять упражнения для разминки;
• выполнять предусмотренные программой движения спортивных
танцев;
• выполнять все виды изученных движений в 1-й год обучения;
• запоминать и исполнять танцевальные комбинации самостоятельно и в
группе.
К концу 2-го года обучения обучающиеся должны
знать:
• терминологию и правила исполнения изученных движений
спортивного танца;
• позиции в паре в танцевальном спорте;
• характер и стилистические особенности исполнения изучаемых
движений;
• понятия «натяжение» и «давление»;
уметь:
• исполнять все виды изученных движений во 2-й год обучения;
• выполнять предусмотренные программой упражнения спортивного
танца;
• исполнять танцевальные движения соответственно характеру и
стилистическим особенностям, соединения фигур.
• выражать эмоции и чувства через танец,
• занимать нужные положения в пространстве и выполнять
перестроения.
К концу 3-го года обучения обучающиеся должны
знать:
• названия и правила исполнения пройденных движений;
15

• характер и стилистические особенности исполнения танцевальных
композиций.
• правила соревнования по танцевальному спорту;
уметь:
• выполнять предусмотренные программой движения спортивных танцев
в более сложной координации;
• эмоционально исполнять танцевальные композиции;
• правильно вести партнершу в движениях, предусмотренных
программой.
2. Организационно-педагогические условия
2.1. Требования к помещению
Минимально необходимый для реализации программы «Танцевальный
спорт» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и
материально-технического обеспечения включает в себя:
Танцевальный (спортивный) зал площадью не менее 60 кв.м (на 1520 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие
(деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное)
покрытие), с вентиляцией, хорошим освещением и необходимым
температурным режимом (18 градусов С).
Кабинет для теоретических занятий. В учебном помещении
используется следующий вид ученической мебели: школьная парта, стул.
Ученическая мебель изготовлена из материалов, безвредных для здоровья
детей, и соответствует росто-возрастным особенностям детей и требованиям
эргономики.
Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны
соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов СанПиН 2.4.4.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»

16

2.2. Средства обучения и воспитания
Материально-техническое обеспечение включает в себя: организацию
условий для проведения практических занятий, наличие необходимого
натурного фонда, учебно-методический материал.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
1.

2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Наименование объектов и средств учебнометодического и материально-технического
обучения
Стулья
Парты
Стол педагога
Стул педагога
Учебно-методический материал
Лерд У. «Техника Латиноамериканского
бального танца 1 часть», «Артис», М. 2003 г.
(электронный вариант)
Лерд У. «Техника Латиноамериканского
бального танца 2 часть», «Артис», М. 2003 г.
(электронный вариант)
Г.Говард «Техника Европейского бального
танца», «Артис», М. 2003 г. (электронный
вариант).

Количество

Музыка Медленного вальса
Музыка Венского вальса
Музыка Квикстепа
Музыка Ча-ча-ча
Музыка Самба
Музыка Джайва
Музыка Польки
Музыка Вару-вару
Музыка Ковбоя
Технические средства обучения
Ноутбук
Проектор
Экран
Колонки (маленькие)
Музыкальная колонка (большая)
Наличие подключения к сети Internet

10
10
10
10
10
10
2
1
2

20
10
1
1
1

1

1

1
1
1
1
1
имеется

17

2.3. Кадровые условия
Требования к педагогу дополнительного образования,
осуществляемому реализацию Программы
Должностные
обязанности.
Осуществляет
дополнительное
образование обучающихся, воспитанников в соответствии со своей
образовательной программой, развивает их разнообразную творческую
деятельность. Комплектует состав воспитанников кружка и принимает меры
по сохранению контингента воспитанников в течение всего срока обучения.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов
обучения
исходя
из
психофизиологической
и
педагогической
целесообразности, используя современные образовательные технологии,
включая информационные. Проводит занятия, опираясь на достижения в
области методической, педагогической и психологической наук, возрастной
психологии и школьной гигиены, а также современных информационных
технологий. Обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся,
воспитанников. Участвует в разработке и реализации образовательной
программы. Составляет планы и программы занятий, обеспечивает их
выполнение. Выявляет творческие способности воспитанников, способствует
их развитию, формированию. Организует различные виды деятельности
воспитанников, ориентируясь на их личности, осуществляет развитие
мотивации их познавательных интересов, способностей. Организует
самостоятельную деятельность обучающихся, воспитанников, включает в
учебный процесс проблемное обучение, осуществляет связь обучения с
практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные
события современности. Обеспечивает и анализирует достижения
воспитанников. Оценивает эффективность обучения, учитывая овладение
умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного
интереса. Оказывает особую поддержку одаренным и талантливым
воспитанникам, а также воспитанникам, имеющим отклонения в развитии.
Организует участие воспитанников в массовых мероприятиях. Участвует в
работе педагогических советов, в работе по проведению родительских
собраний, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных
образовательной программой, в организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям или лицам, их заменяющим, а также
педагогическим работникам в пределах своей компетенции. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного
процесса. Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил охраны
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной
системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию,
гигиену; специфику развития интересов и потребностей обучающихся,
18

воспитанников, основы их творческой деятельности; методику поиска и
поддержки молодых талантов; содержание учебной программы. Методы
развития
мастерства;
современные
педагогические
технологии
продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода; методы убеждения, аргументации своей
позиции, установления контакта с воспитанниками, детьми разного возраста,
их родителями, лицами, их заменяющими, коллегами по работе; технологии
диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
технологии педагогической диагностики; основы работы с персональным
компьютером (текстовыми редакторами, электронными таблицами),
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к
Среднее профессиональное образование – программы
образованию и
подготовки специалистов среднего звена или высшее
обучению
образование – бакалавриат, направленность (профиль)
которого, как правило, соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному
курсу, дисциплине (модулю)
Дополнительное профессиональное образование –
профессиональная переподготовка, направленность
(профиль) которой соответствует направленности
дополнительной общеобразовательной программы,
осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному
курсу, дисциплине (модулю)
При отсутствии педагогического образования –
дополнительное профессиональное педагогическое
образование; дополнительная профессиональная
программа может быть освоена после трудоустройства
Рекомендуется обучение по дополнительным
профессиональным программам по профилю
педагогической деятельности не реже чем один раз в три
года

19

3. Календарный учебный график
Месяц

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1 год

У

У

У

У

У

У

У

П

У

У

У

О

У

У

У

П

2 год

У

У

У

У

У

У

У

П

У

У

У

О

У

У

У

3 год

У

У

У

У

У

У

У

П

У

У

У

О

У

У

У

1

6 месяц

7 месяц

8 месяц

9 месяц

2

3

4

5

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

5

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

НГ

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

П

У

У

У

КУ

У

У

У

У

П

П

НГ

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

П

У

У

У

КУ

У

У

У

У

П

П

НГ

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

У

П

У

У

У

КУ

У

У

У

У

П

У – учебная неделя КУ- контрольный урок
П- педагогический мониторинг
О- открытый урок НГ- новогодние каникулы
1 год обучения
2 год обучения
Начало учебного года: 1 сентября
Начало учебного года: 1 сентября
Окончание учебного года: 31 мая
Окончание учебного года: 31 мая
Продолжительность учебного года: 37 недель
Продолжительность учебного года: 37 недель
3 год обучения
Начало учебного года: 1 сентября
Окончание учебного года: 31 мая
Продолжительность учебного года: 37 недель
Праздничные дни: 4 ноября, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 2 мая, 9 мая. Каникулы не предусмотрены.
20

4. Учебный план
4.1. Пояснительная записка
Формы занятий: групповые
Режим занятий – 2 часа в неделю (74 в год)
Объем и срок реализации программы
Срок реализации программы: 3 года. Курс составляет 222 часа.

п/п Период обучения
1
2
3

1 год
2 год
3 год
Всего

Количество часов в
неделю
2
2
2

Количество часов в год
74
74
74
222

21

5. Рабочая программа
1 год обучения
1.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Танцевальный
спорт»
В результате освоения программы «Танцевальный спорт»
обучающиеся должны
знать:
• историю развития танцевального спорта;
• правила постановки корпуса, рук, ног, головы;
• основы техники и тактики танцевального спорта;
• названия всех изученных видов движений;
• правила поведения в хореографическом зале, на сцене во время
выступлений;
уметь:
• выполнять упражнения для разминки;
• выполнять предусмотренные программой движения спортивных
танцев;
• выполнять все виды изученных движений в 1-й год обучения;
• запоминать и исполнять танцевальные комбинации самостоятельно и в
группе.
2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Танцевальный спорт»
№
п/п
1
2
3

Названия разделов

Школа бального танца.
Бальные танцы. Европейская
программа. Медленный вальс
Бальные танцы.
Латиноамериканская программа. Чача-ча.

Количество часов
Всего
16
29

Теория
2
4

Практика
14
25

29

4

25

74

10

64
22

3. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Танцевальный спорт»

№
урока

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности.

1. Школа бального танцы.
1.

Вводное занятие (теория).

2.

Основные понятия
хореографии (теория).

3.

Основы хореографии.

Ознакомление обучающихся с программой,
правилами поведения с требованиями к
внешнему виду, форме одежды (обувь,
костюм, прически).
Музыка и ее характер – варианты
музыкального сопровождения, характер
музыки (веселый, печальный, плавный,
обрывистый, медленный, быстрый и т.д.),
музыкальный размер: 2/4, 4/4, 3/4. Сильные
доли такта, слабые. Рисунок танца,
комбинация, вариация, закрытая лицевая
позиция. доли, акцент.
Позиции ног и рук.

Знакомство с коллективом.
Беседа с детьми об основах
хореографии. Обучение поклону
(приветствие- прощание).
Поклон, точки зала, разметка
зала (линии, диагонали).

Изучение позиций ног (I, II, III,
VI), рук (подготовительное
23

4.

Изучение положений в паре.

Положения в паре.

5.

Танцевальная разминка.

Ритмические упражнения.

6.

Танец «Веселые ковбои»

Изучение танцевальных элементов танца.

7.

положение, I, II, III).
Изучение положений в паре:
лицом друг к другу (закрытое),
спиной друг к другу
(противоположное), лицом в
противоположных направлениях
(боковое), друг за другом
(теневое).
Ритмические упражнения под
музыку: разминка (спортивнотанцевальная, танцевальнообразная) – упражнения по
кругу, на середине зала.
Подготовительные упражнения
к танцу «Веселые ковбои».
Работа ног. Сгибаниеразгибание колен.
Изучение танцевальных
движений руками танца
«Веселые ковбои». Основное
движение руками, ножницы,
мах, вращение, хлопок.
24

8.
Отработка танца
9.
10.

Танец «Полька»

Изучение танцевальных элементов танца.

11.
12.
13.

Отработка танца.

14.
15.
16.

Исполнение танца под музыку в
паре в пол темпа.
Исполнение танца под музыку в
паре в полный темп.
Изучение движений ногами.
Шаги в сторону и в диагональ.
Изучение движений руками.
Соединение движений рук и ног.
Исполнение танца под музыку.
Изучение движений ногами.
Каблук-носок, галоп, подскок.
Изучение движений рук.
Соединение рук и ног.
Исполнение танца в пол темпа, в
паре и в полный темп.

Педагогический мониторинг
2.Бальные танцы. Европейская программа. «Медленный вальс».

17.

История происхождения
Возникновение танца. Развитие танца.
«Медленного вальса» (теория). Характерные национальные особенности,
стиль и манера исполнения. Пластические
25

особенности танца.
Понятие
спусков
баланса.

18.

19.

Основные понятия (теория).

20.

21.

Медленный вальс.

и

подъемов,

Понятие опорной и рабочей ног, выноса
рабочей ноги, приставки.
Понятие учебной рамки рук, учебное
положение рук при исполнении движений
по одному и в паре, растяжения
позвоночника.
Музыкальный размер.

22.

Счет.

23.

Подводящие упражнения к танцу.

24.
25.

Открытый урок
Изучение танцевальных элементов. Малый
квадрат.

26.

«Малый квадрат»

Музыкальный размер 3/4.
Прослушивание музыки
Медленного вальса.
Попадание в счет руками и
ногами.
Спуски и подъемы, вынос ноги
вперед, назад, вправо и влево.
Изучение малого квадрата с
правой ноги.
Изучение малого квадрата с
26

правой ноги под счет.
Исполнение малого квадрата с
правой ноги под счет и под
музыку.
Отработка танцевальных движений. Малый Исполнение малого квадрата с
квадрат.
правой ноги под музыку.
Исполнение малого квадрата с
правой ноги под музыку в паре.
Изучение танцевальных элементов. Малый Изучение малого квадрата с
квадрат.
левой ноги.
Изучение малого квадрата с
левой ноги под счет и музыку.
Педагогический мониторинг

27.

28.
29.
30.
31.
32.
33.

«Перемена вперед»

Изучение танцевальных фигур. Перемена
вперед.
Отработка фигуры перемена вперед.

34.
35.
36.

«Перемена назад»

Изучение танцевальных фигур. Перемена

Изучение движений перемены
вперед на длинную линию зала
под счет.
Исполнение перемены вперед
под музыку.
Исполнение перемены вперед по
кругу, по линии танца.
Изучение движений перемены
27

назад.
Отработка фигуры перемена назад.

37.
38.
39.

«Перемена» в паре

Контрольный урок

40.
41.
42.
43.
44.
45.

46.

Отработка фигуры перемена в паре.

назад на длинную линию зала
под счет.
Исполнение перемены назад под
музыку.
Исполнение перемены назад по
кругу, по линии танца.
Изучение фигуры перемены в
паре под счет.

«Большой квадрат»

Изучение фигуры «Большой квадрат».

Изучение движений фигуры
«большой квадрат» под счет.
Отработка фигуры «Большой квадрат».
Исполнение фигуры «большой
квадрат» под музыку.
Исполнение фигуры в паре под
музыку.
Вариация (соло).
Отработка вариации.
Исполнение- три перемены,
большой квадрат по кругу.
Вариация в паре.
Отработка вариации.
Исполнение- три перемены,
большой квадрат по кругу.
3.Бальные танцы. Латиноамериканская программа. «Ча-ча-ча».
История происхождения танца Возникновение танца. Развитие танца.
28

«Ча-ча-ча» (теория).

47.

Основные понятия (теория).

48.
49.
50.

Ча-ча-ча

Характерные национальные особенности,
стиль и манера исполнения. Пластические
особенности танца.
Понятие учебной рамки рук, учебное
положение рук при исполнении движений
по одному и в паре.
Понятие опорной и рабочей ног, выноса
рабочей ноги, работы коленей.
Особенности работы стопы. Степень
поворота.
Музыкальный размер.

51.

Счет.

52.

Подводящие упражнения к танцу.

53.

«Тайм степ»

Изучение фигуры «тайм степ».

54.
Отработка фигуры «тайм степ»

Музыкальный размер 4/4.
Прослушивание музыки ча-чача.
Попадание в счет руками и
ногами.
Шаги в сторону и элементы
«тайм степа».
Изучение фигуры «тайм степ»
под счет.
Исполнение фигуры «тайм степ»
в пол темпа.

29

Исполнение фигуры «тайм степ»
в полный темп.

55.
Педагогический мониторинг

56.
57.

«Закрытое основное
движение».

Изучение фигуры «закрытое основное
движение».

58.

Отработка фигуры «закрытое основное
движение».

59.

60.
61.

«Нью-Йорк».

Изучение фигуры «нью-йорк».

62.
63.

Отработка фигуры «Нью-йорк».

Изучение фигуры «закрытое
основное движение» под счет.
Исполнение фигуры «закрытое
основное движение» в пол
темпа.
Исполнение фигуры «закрытое
основное движение» в полный
темп.
Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.
Изучение фигуры «нью-йорк»
под счет.
Исполнение фигуры «нью-йорк»
в пол темпа.
Исполнение фигуры «нью-йорк»
в полный темп.

64.
Контрольный урок
30

65.

«Рука к руке»

Изучение фигуры «рука к руке».

66.
Отработка фигуры «рука к руке».

67.
68.
69.

«Спот поворот влево, вправо»

Изучение фигуры «Спот поворот влево,
вправо».
Отработка фигуры «Спот поворот влево,
вправо».

70.

71.

72.

«Поворот под рукой вправо,
влево».

Изучение фигуры «Поворот под рукой
вправо, влево».

73.

Вариация.

Выполнение вариации под музыку.

Изучение фигуры «рука к руке»
под счет.
Исполнение фигуры «рука к
руке» в пол темпа.
Исполнение фигуры «рука к
руке» в полный темп.
Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.
Изучение фигуры «Спот поворот
влево, вправо» под счет и в пол
темпа.
Исполнение фигуры «Спот
поворот влево, вправо» в
полный темп.
Исполнение фигуры «Спот
поворот влево, вправо» в
полный темп в паре.
Изучение фигуры под счет и в
полный темп. Исполнение в
паре.
Вариация: основное движение,
поворот под рукой, тайм степ,
31

рука к руке, спот поворот.
74.

Педагогический мониторинг

32

2 год обучения
1.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Танцевальный
спорт»
В результате освоения программы «Танцевальный спорт»
обучающиеся должны
знать:
• терминологию и правила исполнения изученных движений
спортивного танца;
• позиции в паре в танцевальном спорте;
• характер и стилистические особенности исполнения изучаемых
движений;
• понятия «натяжение» и «давление»;
уметь:
• исполнять все виды изученных движений во 1-й год обучения;
• выполнять предусмотренные программой упражнения спортивного
танца;
• исполнять танцевальные движения соответственно характеру и
стилистическим особенностям, соединения фигур.
• выражать эмоции и чувства через танец,
• занимать нужные положения в пространстве и выполнять
перестроения.
2. Содержание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной
направленности «Танцевальный спорт»
№
п/п

1
2
3
4

Названия разделов
Бальные танцы. Европейская
программа. Квикстеп.
Бальные танцы. Европейская
программа. Медленный вальс.
Бальные танцы. Латиноамериканская
программа. Самба.
Бальные танцы. Латиноамериканские
танцы. Ча-ча-ча.

Количество часов
Всего

Теория

Практика

19

2

17

18

1

17

19

2

17

18

1

17

74

6

68
33

2. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Танцевальный спорт»
№
урока
1.

2.

3.
4.

5.

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности.

1. Бальные танцы. Европейская программа. Квикстеп.
История происхождения
История возникновения танца. Развитие
«Квикстепа» (теория).
танцевальной лексики. Характерные
национальные особенности, стиль и манера
исполнения. Пластические особенности
танца.
Основные понятия (теория).
Музыкальный размер. Счет. Особенности
работы стопы. Подъемы и снижения.
Положение рук, ног, головы в паре.
«Четвертной поворот направо» Изучение фигуры «Четвертной поворот
Изучение фигуры «Четвертной
направо».
поворот направо» под счет.
Исполнение фигуры
«Четвертной поворот направо» в
пол темпа.
Отработка фигуры «Четвертной поворот
Исполнение фигуры
направо».
«Четвертной поворот направо» в
полный темп.
34

6.
7.

«Правый поворот».

Изучение фигуры «Правый поворот».

8.
Отработка фигуры «правый поворот».

9.
10.
11.

«Прогрессивное шассе».

Изучение фигуры «Прогрессивное шассе».

12.

13.

14.

Отработка фигуры «Прогрессивное шассе».

Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.
Изучение фигуры «Правый
поворот» под счет.
Исполнение фигуры «Правый
поворот» в пол темпа.
Исполнение фигуры «Правый
поворот» в полный темп.
Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.
Изучение фигуры
«Прогрессивное шассе» под
счет.
Исполнение фигуры
«Прогрессивное шассе» в пол
темпа.
Исполнение фигуры
«Прогрессивное шассе» в
полный темп.
Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.

35

15.

«Лок вперед»

Изучение фигуры «Лок вперед».

Изучение фигуры «Лок вперед»
под счет и в пол темпа.

16.

Педагогический мониторинг

17.

Исполнение фигуры «Лок
вперед» в полный темп в паре.
Вариация (соло)
Отработка вариации.
Вариация: правый поворот,
четвертной поворот, лок вперед,
прогрессивное шассе.
Вариация в паре.
Вариация: правый поворот,
четвертной поворот, лок вперед,
прогрессивное шассе.
2. Бальные танцы. Европейская программа. «Медленный вальс».

18.

19.

Отработка фигуры «Лок вперед».

20.

Искусство танцевального
мастерства (теория).

21.

«Правый спин поворот».

Искусство танцевального поклона в паре.
Эмоциональность исполнения танца.
Мимика и жесты в танце. Создание
определенного художественного образа в
танце.
Изучение фигуры «Правый спин поворот».

Просмотр видео с танцевальных
чемпионатов.

Изучение фигуры «Правый спин
поворот» под счет.

36

Отработка фигуры «Правый спин поворот». Исполнение фигуры «Правый
спин поворот» в пол темпа.
Исполнение фигуры «Правый
спин поворот» в полный темп.
Открытый урок

22.
23.
24.
25.

«Виск».

Изучение фигуры «Виск».

26.
Отработка фигуры «Виск».

27.
28.
29.

«Шассе из ПП».

Изучение фигуры «Шассе из ПП».

30.
31.
32.

Отработка фигуры «Шассе из ПП».

Изучение фигуры «Виск» под
счет.
Исполнение фигуры «Виск» в
пол темпа.
Исполнение фигуры «Виск» в
полный темп.
Исполнение фигуры «Виск» в
паре в полный темп.
Изучение фигуры «Шассе из
ПП» под счет.
Исполнение фигуры «Шассе из
ПП» в пол темпа.
Исполнение фигуры «Шассе из
ПП» в полный темп.

Педагогический мониторинг
37

33.
34.
35.
36.
37.

Вариации (соло).

Отработка вариаций из ранее изученных
фигур.

Вариации в паре.

Исполнение вариации (соло).
Исполнение вариации в паре.

3. Бальные танцы. Латиноамериканская программа. «Самба».
38.

История происхождения
«Самба» (теория).

39.

Основные понятия (теория).

40.

«Основное движение».

41.
42.

История возникновения танца. Развитие
танцевальной лексики. Характерные
национальные особенности, стиль и манера
исполнения. Пластические особенности
танца.
Музыкальный размер. Счет. Особенности
работы стопы. Подъемы и снижения.
Положение рук, ног, головы в паре.
Понятия натяжение и давление.
Изучение фигуры «Основное движение».

Отработка фигуры «Основное движение».

Изучение фигуры «Основное
движение» под счет и в пол
темпа.
Исполнение фигуры «Основное
движение» в полный темп.
Исполнение фигуры в паре под
38

счет и под музыку.
43.

«Поступательное основное
движение».

Изучение фигуры «Поступательное
основное движение».

Отработка фигуры «Поступательное
основное движение».

44.

45.

46.

«Виски вправо и влево».

47.
48.
49.
50.

«Самба ход на месте».

Изучение фигуры
«Поступательное основное
движение» под счет и в пол
темпа.
Исполнение фигуры
«Поступательное основное
движение» в полный темп.
Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.

Изучение фигуры «Виски вправо и влево».

Изучение фигуры «Виски вправо
и влево» под счет и в пол темпа.
Отработка фигуры «Виски вправо и влево». Исполнение фигуры «Виски
вправо и влево» в полный темп.
Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.
Изучение фигуры «Самба ход на месте».
Изучение фигуры «Самба ход на
месте» под счет и в пол темпа.
Отработка фигуры «Самба ход на месте».
Исполнение фигуры «Самба ход
на месте» в полный темп.
39

51.
52.

«Самба ход в ПП».

Изучение фигуры «Самба ход в ПП».

Отработка фигуры «Самба ход в ПП».

53.
54.
55.

Вариации соло и в паре

Исполнение фигуры «Самба ход
в ПП» в полный темп.
Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.
Исполнение вариаций соло и в
паре.

Педагогический мониторинг
4. Бальные танцы. Латиноамериканские танцы. «Ча-ча-ча».

56.

57.

Искусство танцевального
мастерства (теория).

58.

«Веер»

59.

Отработка вариаций из ранее изученных
фигур.

Исполнение фигуры в паре под
счет и под музыку.
Изучение фигуры «Самба ход в
ПП» под счет и в пол темпа.

Искусство танцевального поклона в паре.
Эмоциональность исполнения танца.
Мимика и жесты в танце. Создание
определенного художественного образа в
танце.
Изучение фигуры «Веер».

Просмотр видео с танцевальных
чемпионатов.

Изучение фигуры «Веер» под
счет.
Исполнение фигуры «Веер» в
40

Отработка фигуры «Веер».

60.
61.
62.

«Хоккейная клюшка».

Изучение фигуры «Хоккейная клюшка».

63.
64.

.
Контрольный урок
Отработка фигуры «Хоккейная клюшка»

65.
66.

«Алемана»

Изучение фигуры «Алемана».

67.
Отработка фигуры «Алемана».

68.
69.
70.

пол темпа.
Исполнение фигуры «Веер» в
полный темп.
Исполнение фигуры «Веер» в
паре в полный темп.
Изучение фигуры «Хоккейная
клюшка» под счет.
Исполнение фигуры «Хоккейная
клюшка» в пол темпа.

Вариации (соло).

Отработка вариаций из ранее изученных

Исполнение фигуры «Хоккейная
клюшка» в паре в полный темп.
Изучение фигуры «Алемана»
под счет.
Исполнение фигуры «Алемана»
в пол темпа.
Исполнение фигуры «Алемана»
в полный темп.
Исполнение фигуры «Алемана»
в паре в полный темп.
Исполнение вариации (соло).
41

71.
72.
73.
74.

фигур.
Вариации в паре.

Исполнение вариации в паре.
Педагогический мониторинг

42

3 год обучения
1.Планируемые
результаты
освоения
дополнительной
общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей
программы физкультурно-спортивной направленности «Танцевальный
спорт»
В результате освоения программы «Танцевальный спорт»
обучающиеся должны
знать:
• названия и правила исполнения пройденных движений;
• характер и стилистические особенности исполнения танцевальных
композиций.
• правила соревнования по танцевальному спорту;
уметь:
• выполнять предусмотренные программой движения спортивных танцев
в более сложной координации;
• эмоционально исполнять танцевальные композиции;
• правильно вести партнершу в движениях, предусмотренных
программой.

№
п/п
1
2
3
4
5
6

Содержание дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной
общеразвивающей
программы
физкультурноспортивной направленности «Танцевальный спорт»
Названия разделов
Количество часов

Бальные танцы. Европейская
программа. Венский вальс.
Бальные танцы. Европейская
программа. Квикстеп
Бальные танцы. Европейская
программа. Медленный вальс.
Бальные танцы. Латиноамериканская
программа. Джайв.
Бальные танцы. Латиноамериканские
танцы. Самба.
Бальные танцы. Латиноамериканские
танцы. Ча-ча-ча.

Всего
13

Теория
2

Практика
11

12

1

11

12

1

11

13

2

11

12

1

11

12

1

11

74

8

66
43

4. Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной
общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Танцевальный спорт»
№
урока
1.

2.

3.
4.
5.
6.

Тема занятия

Содержание

Виды деятельности.

1. Бальные танцы. Европейская программа. Венский вальс.
История происхождения
История возникновения танца. Развитие
«Венского вальса» (теория).
танцевальной лексики. Характерные
национальные особенности, стиль и манера
исполнения. Пластические особенности
танца.
Основные понятия (теория).
Музыкальный размер. Счет. Особенности
работы стопы. Подъемы и снижения.
Положение рук, ног, головы в паре.
«Правый поворот»
Изучение фигуры «Правый поворот».
Изучение фигуры «Правый
поворот» под счет.
Исполнение фигуры «Правый
поворот» в пол темпа.
Отработка фигуры «Правый поворот».
Исполнение фигуры «Правый
поворот» в полный темп.
Исполнение фигуры «Правый
поворот» в паре под музыку.
44

7.

«Левый поворот»

Изучение фигуры «Левый поворот».

8.
Отработка фигуры «Левый поворот».

9.
10
11.

12.
13.

Изучение фигуры «Левый
поворот» под счет.
Исполнение фигуры «Левый
поворот» в пол темпа.
Исполнение фигуры «Левый
поворот» в полный темп.
Исполнение фигуры «Левый
поворот» в паре под музыку.
Изучение фигур под счет и под
музыку.

«Перемена с правого на левый Изучение фигур «Перемена с правого на
поворот», «Перемена с левого левый поворот», «Перемена с левого на
на правый поворот».
правый поворот».
Вариации (соло).
Отработка вариаций из ранее изученных
Исполнение вариаций соло.
фигур.
Вариации в паре.
Исполнение вариаций в паре.
2. Бальные танцы. Европейская программа. «Квикстеп».

14.

Искусство танцевального
мастерства (теория).

15.

«Правый поворот хезитейшн».

Искусство танцевального поклона в паре.
Эмоциональность исполнения танца.
Мимика и жесты в танце. Создание
определенного художественного образа в
танце.
Изучение фигуры «Правый поворот
хезитейшн».

Просмотр видео с танцевальных
чемпионатов.

Изучение фигуры «Правый
поворот хезитейшн» под счет.
45

16.

Педагогический мониторинг

17.

Отработка фигуры «Правый поворот
хезитейшн».

18.

19.

«Правый спин поворот».

Изучение фигуры «Правый спин поворот».

20.
Отработка фигуры «Левый поворот».

21.
22.

23.
24.
25.

Вариации (соло).

Вариации в паре.

Отработка вариаций из ранее изученных
фигур.
Открытый урок
Отработка вариаций из ранее изученных

Исполнение фигуры «Правый
поворот хезитейшн» в полный
темп.
Исполнение фигуры «Правый
поворот хезитейшн» в паре под
музыку.
Изучение фигуры «Правый спин
поворот» под счет.
Исполнение фигуры «Правый
спин поворот» в пол темпа.
Исполнение фигуры «Правый
спин поворот» в полный темп.
Исполнение фигуры «Правый
спин поворот» в паре под
музыку.
Исполнение вариаций соло.

Исполнение вариаций в паре.
46

фигур.
3. Бальные танцы. Европейская программа. «Медленный вальс»
26.

Искусство танцевального
мастерства (теория).

27.

«Левое кортэ».

Искусство танцевального поклона в паре.
Эмоциональность исполнения танца.
Мимика и жесты в танце. Создание
определенного художественного образа в
танце.
Изучение фигуры «Левое кортэ».
Отработка фигуры «Левое кортэ».

28.
29.
30.

«Задний виск».

Отработка фигуры «Задний виск».

31.

Изучение фигуры «Левое кортэ»
под счет и в пол темпа.
Исполнение фигуры «Левое
кортэ» в полный темп.
Исполнение фигуры «Левое
кортэ» в паре под музыку.
Изучение фигуры «Задний виск»
под счет и в пол темпа.
Исполнение фигуры «Задний
виск» в полный темп.

Педагогический мониторинг

32.
33.

Изучение фигуры «Задний виск».

Просмотр видео с танцевальных
чемпионатов.

«Плетение».

Изучение фигуры «Плетение».

Изучение фигуры «Плетение»
под счет и в пол темпа.
47

Отработка фигуры «Плетение».

34.
35.
36.
37.
38.

39.

40.
41.

Вариации (соло).
Вариации в паре.

Отработка вариаций из ранее изученных
фигур.

Исполнение фигуры «Плетение»
в полный темп.
Исполнение фигуры «Плетение»
в паре под музыку.
Исполнение вариаций соло.
Исполнение вариаций в паре.

4. Бальные танцы. Латиноамериканская программа. «Джайв».
История происхождения
История возникновения танца. Развитие
«Джайва» (теория).
танцевальной лексики. Характерные
национальные особенности, стиль и манера
исполнения. Пластические особенности
танца.
Основные понятия (теория).
Музыкальный размер. Счет. Особенности
работы стопы. Подъемы и снижения.
Положение рук, ног, головы в паре.
«Основное движение на
Изучение фигуры «Основное движение на
Изучение фигуры «Основное
месте».
месте».
движение на месте» под счет.
Исполнение фигуры «Основное
движение на месте» в пол темпа.

48

42.

43.

«Основное фоллэвей
движение».

«Фоллэвей раскрытие».

«Линкрок».

Изучение фигуры «Основное
фоллэвей движение» под счет и
в пол темпа.
Исполнение фигуры «Основное
фоллэвей движение» в полный
темп в паре.
Изучение фигуры «Фоллэвей
раскрытие» под счет и в пол
темпа.
Исполнение фигуры «Фоллэвей
раскрытие» в полный темп в
паре.
Изучение фигуры «Линкрок»
под счет и в пол темпа.
Исполнение «Линкрок» в
полный темп в паре.
Исполнение вариаций соло.

Изучение фигуры «Фоллэвей раскрытие».

Изучение фигуры «Линкрок».
Отработка фигуры «Линкрок».

48.
49.

Изучение фигуры «Основное фоллэвей
движение».

Отработка фигуры «Фоллэвей раскрытие».

46.

47.

Исполнение «Основное
движение на месте» в полный
темп в паре.

Отработка фигуры «Основное фоллэвей
движение».

44.

45.

Отработка фигуры «Основное движение на
месте».

Вариации (соло).

Отработка вариаций из ранее изученных

49

50.

Вариации в паре.

фигур.
Исполнение вариаций в паре.
5. Бальные танцы. Латиноамериканская программа. «Самба».

51.

Искусство танцевального
мастерства (теория).

52.

«Ботафого с продвижением».

Отработка фигуры «Ботафого с
продвижением».

53.

54.

55.

56.

Искусство танцевального поклона в паре.
Эмоциональность исполнения танца.
Мимика и жесты в танце. Создание
определенного художественного образа в
танце.
Изучение фигуры «Ботафого с
продвижением».

«Вольта с продвижением
влево и вправо».

Изучение фигуры «Вольта с продвижением
влево и вправо».
Отработка фигуры «Вольта с
продвижением влево и вправо».

Просмотр видео с танцевальных
чемпионатов.

Изучение фигуры «Ботафого с
продвижением» под счет и в пол
темпа.
Исполнение фигуры «Ботафого с
продвижением» в полный темп в
паре.
Изучение фигуры «Вольта с
продвижением влево и вправо»
под счет и в пол темпа.
Исполнение фигуры «Вольта с
продвижением влево и вправо» в
полный темп в паре.

Педагогический мониторинг

50

57.

«Вольтовый поворот на месте
влево и вправо».

Изучение фигуры «Вольтовый поворот на
месте влево и вправо».

Изучение фигуры «Вольтовый
поворот на месте влево и
вправо» под счет и в пол темпа.

58.

«Ботафого в теневой
позиции».

Изучение фигуры «Ботафого в теневой
позиции».

59.

«Крисс кросс».

Изучение фигуры «Крисс кросс».

60.
61.
62.

Вариации (соло).
Вариации в паре.

Отработка вариаций из ранее изученных
фигур.

Изучение фигуры «Ботафого в
теневой позиции» под счет и в
пол темпа. В паре под музыку.
Изучение фигуры «Крисс кросс»
под счет и в пол темпа. В паре
под музыку.
Исполнение вариаций соло.
Исполнение вариаций в паре.

6. Бальные танцы. Латиноамериканская программа. «Ча-ча-ча».
63.

64.
65.

Искусство танцевального
мастерства (теория).

«Закрытий хип-твист».

Искусство танцевального поклона в паре.
Эмоциональность исполнения танца.
Мимика и жесты в танце. Создание
определенного художественного образа в
танце.
Контрольный урок
Изучение фигуры «Закрытий хип-твист».

Просмотр видео с танцевальных
чемпионатов.

Изучение фигуры «Закрытий
хип-твист» под счет.
51

Отработка фигуры «Закрытий хип-твист».

66.
67.
68.

«Турецкое полотенце».

Изучение фигуры «Турецкое полотенце».

69.
Отработка фигуры «Турецкое полотенце».

70.
71.
72.
73.
74.

Вариации (соло).
Вариации в паре.

Отработка вариаций из ранее изученных
фигур.
Педагогический мониторинг

Исполнение фигуры «Закрытий
хип-твист» в полный темп.
Исполнение фигуры «Закрытий
хип-твист» в паре под музыку.
Изучение фигуры «Турецкое
полотенце» под счет.
Исполнение фигуры «Турецкое
полотенце» в пол темпа.
Исполнение фигуры «Турецкое
полотенце» в полный темп.
Исполнение фигуры «Турецкое
полотенце» в паре под музыку.
Исполнение вариаций соло.
Исполнение вариаций в паре.

52

53

6. Оценочные материалы
Для определения эффективности программы и успешной ее реализации
предполагается систематическое и непрерывное отслеживание результатов
деятельности ребенка – педагогический мониторинг. Он включает в себя отслеживание образовательных и социально-педагогических результатов, а
так же эффективность воспитательных воздействий.
Педагогический мониторинг позволяет выявить пробелы и недочеты в
обучении, дает толчок к поиску новых, более эффективных форм и методов
работы с детьми. Система отслеживания результатов включает в себя
разнообразные способы и методики:
1. Педагогические наблюдения, использование методов специальной
диагностики умений и навыков, уровня взаимоотношений в паре
(Приложение 1).
2. Анализ и самоанализ выступлений на конкурсах, на отчетных
концертах, открытых занятиях.
3. Внутриколлективные конкурсы с вручением грамот и подарков.
Критериями оценки уровней освоения программы являются требования,
предъявляемые к выпускникам каждого года обучения и в соответствии с
ними разработанные формы контроля, результаты участия в концертной
деятельности, в различных творческих конкурсах. Применяются такие
формы контроля как концертные выступления, соревнования, конкурсы,
открытые и контрольные уроки (по пройденным темам). Каждую четверть
проводится промежуточный контроль – педагогический мониторинг.
В конце года педагог объединения подводит итог всей учебновоспитательной работы, делает анализ творческих достижений детей.
Определяется степень достижения результатов обучения, закрепления
знаний, творческих умений детей. Завершающий этап освоения программы –
выступление на концерте, фестивале, конкурсе перед зрителями и подробный
анализ его выступления с педагогом.

54

7. Методические материалы

1. Уолтер Лерд Техника латиноамериканских танцев. Часть 1. / Пер.с англ.
А. Белогородского, 2003 (электронный вариант).
2. Уолтер Лерд Техника латиноамериканских танцев. Часть 2. / Пер.с англ.
А. Белогородского, 2003 (электронный вариант).
3. Говард Гай Техника европейских танцев. / Пер.с англ. А.
Белогородского, 2003 (электронный вариант).
4. Алекс Мур Пересмотренная техника европейских танцев. Пер. с англ. Ю.
Пина, 1993 (электронный вариант).
5. Положение СТСР о допустимых танцах и фигурах.
6. Правила спортивного костюма ФТСР, 2012.
7. Правила СТСР «О танцах, допустимых фигурах и музыкальном
сопровождении», 2015.
8. А.В. Машков, А.М. Машкова, О.П. Кудинов, С.В. Кунин, Б.И.
Федорченко, О.А. Шлимак, О.В. Галова, К. Е. Пыльнов, Н.В. Клюшин
Спортивные танцы справочник, 2003 (электронный вариант).

55

Приложение 1

№ Критерии Темп и основной
оценок
ритм
Ф.И.
ребенка
Нач.
контр.

Пром.
Контр.

Итог.
Контр.

Линии корпуса
(линия рук, спины,
плеч, бедер, ног,
головы, шеи)

Правильность
исполнения
движений

Нач.
контр.

Нач.
контр.

Пром.
Контр.

Итог.
Контр.

Пром.
Контр.

Техника
исполнения

Итог.
Контр.

Нач.
контр.

Пром.
Контр.

Артистизм
(эмоциональность,
характер)
Итог.
Контр.

Нач.
контр.

Пром.
Контр.

Итог.
Контр.

1
2

56

Карта учета основных хореографических критериев

Используется 3 -х бальная система оценивания:

№

Критерии,
параметры

Степень выраженности

Количество
баллов

1

Темп и основной
ритм музыкальность

Самостоятельное, точное
исполнение движений
соответственно музыки,
точное начало и окончание
движений согласно
музыкальной фразе. Четкое
следование ритмическому
рисунку танца.

3

Самостоятельное, но
иногда неточное попадание в
музыку.
Слабое или отсутствие
музыкального слуха,
смещение темпа и ритма
исполняемого танца. «Не
дружит с музыкой»
2

Линии корпуса
Правильная постановка
(линии рук, спины, корпуса и положение в паре
плеч, бедер, ног,
на протяжении всей
головы, шеи)
танцевальной композиции.

2

1

3

Допущение неточностей и
ошибок при постановке
корпуса и положении в паре.

2

Отсутствие правильной
постановки корпуса и

1

57

положения в паре
3

Правильность
исполнения
движений

Точное выполнение
последовательности
движений в комбинации или
заданных фигур.

3

Выполняет действия
2
самостоятельно, но допускает
ошибки и неточности.
Слабо ориентируется,
действует по показу педагога
или, глядя на товарищей.
4

Техника
Высокое качество
исполнения (свинг, исполнения движений,
равновесие,
согласно характеру танца,
подъемы,
темпа и ритма.
опускания)
Недостаточно точное и
правильное исполнение
танцевальных движений.
Отсутствие заданных
правил при исполнении
движений.

5

Артистизм
(эмоциональность,
характер)

1

3

2

1

Точная передача характера 3
танца с помощью мимики,
жестов, поз.
Недостаточно яркое и
выразительное исполнение
движений и постановок.

2

Исполнение танцевальных
движений и постановок без
эмоциональной окраски.

1

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».