Финансовая грамотность 5 - 7 класс

2

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования БМАОУ СОШ № 32

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3764310)

учебного предмета «Финансоваяграмотность»
для обучающихся 5 – 7 классов

3

Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................................................ 5
Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность» 5—7 классы.................... 7
Общая характеристика учебного курса «Финансовая грамотность» 5—7 классы ..................... 8
Место учебного курса «Финансовая грамотность» 5—7 классы в учебном плане .................... 10
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса ................................. 10
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Финансовая грамотность» 5—6 классы ..................... 18
Введение в курс «Финансовая грамотность» ........................................................................................ 18
Модуль 1. Доходы и расходы семьи......................................................................................................... 18
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. ............ 19
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Финансовая грамотность» 7 класс ............................... 20
Модуль 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они взаимодействуют....................................................... 20
Модуль 4. услуги финансовых организаций и собственный бизнес ................................................. 21
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «Финансовая грамотность» 5—7 классы ............ 23
Формы и методы организации учебно-познавательной деятельности ............................................ 26
Методика оценивания образовательных достижений ..................................................................... 28
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса ........................................ 29
Основная литература ................................................................................................................................. 29
Дополнительная литература ..................................................................................................................... 31
Интернет-источники................................................................................................................................... 32

4

Одной из основных задач развития образования Российской Федерации на
современном этапе является формирование финансовой грамотности и
финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской
системе
образования
сегодня
уделяется
существенное
внимание
формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и
финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время
приобретает в системе образования решение задачи формирования
надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе
уделяется особое внимание не только содержательным — предметным
аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и
регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач и
формированию критического мышления у обучающихся 5—7 классов.

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержание программы способствует расширению знаний учащихся по
основным общественно-научным предметам. Для её успешной реализации
рекомендуется использование знаний по таким учебным предметам, как
математика и литература. Это позволит сформировать базовые компетенции в
сфере финансовой грамотности и финансовой культуры у обучающихся 5—7
классов.
Нормативно-правовую основу настоящей примерной программы по
учебному курсу «Финансовая грамотность» составляют следующие
документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об образовании).
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017
года №2039-р об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности
в Российской Федерации на период 2017-2023 годы.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования / утв. приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года №287.
Примерная рабочая программа основного общего образования
«Обществознание» (для 6—9 классов образовательных организаций) /
Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г.
Примерная программа воспитания, одобренная решением федерального
учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2
июня 2020 г. № 2/20).
Примерная рабочая программа (далее — программа) разработана на
основе требований федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования к результатам освоения основной

6

образовательной программы основного общего образования предметной
области «Общественно-научные предметы».
Программа разработана в соответствии со Стратегией повышения
финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 годы.
При этом в ней учтены, те положения единой рамки компетенций по
финансовой
грамотности,
которые
соответствуют
возрастным
и
познавательным возможностям обучающихся 5—7 классов на уровне
основного общего образования.
Программа включает пояснительную записку, цель изучения финансовой
грамотности, даётся общая характеристика курса, определяется место учебного
курса «Финансовая грамотность» 5—7 классы в учебном плане, раскрываются
основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные
содержательные линии.
Программа устанавливает требования к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования по финансовой
грамотности на личностном, метапредметном и предметном уровнях,
примерное содержание учебного курса «Общественно-научные предметы.
Финансовая грамотность» 5—7 классы.
Программа определяет содержание учебного курса, основные
методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся.

7

Цели и задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность» 5—7
классы
Целью курса является формирование у обучающихся 5—7 классов
финансовой
культуры,
рационального
финансового
поведения
и
ответственного потребления финансовых услуг, с учётом их возрастных
особенностей и способностей.
Задачи изучения учебного курса «Финансовая грамотность» 5—7 классы:
 формирование понимания значимости для себя лично финансовых проблем,
которые решаются на индивидуальном и семейном уровнях и сказываются на
личном и семейном благополучии;
 формирование понимания необходимости давать личную оценку действиям
субъектов финансовых отношений, так как человек вступает с ними во
взаимодействие для решения своих задач;
 формирование понимания необходимости выявления причинно- следственных
связей между семейными и личными финансовыми возможностями, и
потребностями членов семьи;
 формирование собственного понимания изучаемых финансовых вопросов на
основе анализа и оценки финансовых ситуаций, с которыми человек может
столкнуться лично;
 формирование способности инициировать сотрудничество в команде при
работе с творческими заданиями;
 формирование понимания наличия альтернативных решений финансовых задач
на личном и семейном уровне, их оценки с позиции имеющихся финансовых
возможностей, ограничений, потребностей, необходимости выбора из
имеющихся выявленных альтернатив;
 формирование понимания необходимости вносить изменения в план и способ
действий субъектов финансовых отношений, так как появляются новые
возможности, ограничения и потребности;
 формирование понимания содержания различных видов семейных доходов
и расходов, их изменения, сравнения, анализа, количественной оценки и
выбора варианта балансирования при разработке бюджета.

8

Общая характеристика учебного курса «Финансовая грамотность» 5—7
классы
Курс по финансовой грамотности отражает современные тенденции
общего и дополнительного образования и интегрирует возможности
следующих учебных предметов: обществознание, история, математика,
литература.
Курс по финансовой грамотности изучается в рамках предметной
области «Общественно-научные предметы». Содержание направлено на
расширение знаний обучающихся по обществознанию, за счет изучаемых
вопросов финансовой грамотности.
По ряду финансовых вопросов учебный курс «Финансовая грамотность»
5—7 классы имеет пропедевтический характер, т. к. позволяет подготовить
обучающихся к изучению раздела
«Человек в экономических отношениях», предусмотренного рабочей
программой основного общего образования «Обществознание» (для 6—9
классов образовательных организаций) в 8 классе. Это в частности вопросы
доходов и расходов семьи, сбережений, личного финансового планирования и
др.
Обучение финансовой грамотности происходит с использованием
математических инструментов и финансовых ситуаций, описанных в
литературных произведениях. Таким образом, знания положений математики
и литературы имеют вспомогательный характер для лучшего понимания и
усвоения учащимися финансовых знаний и формирования соответствующих
умений и навыков.
Финансовая сфера современного общества восприимчива к изменениям,
происходящим в обществе, что особенно актуально в условиях
цифровизации
экономики.
Соответственно
субъектам финансовых
отношений приходится учитывать такие изменения. Это обстоятельство
требует соответствующей подготовки школьников к принятию решений и
корректировке уже принятых решений. В этой связи актуально обучение
учащихся 5—7 классов вопросам, касающимся семейных финансов.
Принимая финансовые решения в современном мире, субъектам следует
иметь в виду необходимость учёта различных аспектов финансовой
безопасности. В финансовом мире существует множество угроз и рисков,
негативно влияющих на финансовое благополучие семьи. В условиях
цифровой экономики участились случаи финансового мошенничества, которые
проявляются в виде незаконных способов обогащения за счёт денежных
средств населения. Кроме того, постоянно появляются новые способы
финансового мошенничества. В создавшейся ситуации учитель должен
акцентировать внимание обучающихся на проблему противостояния
финансовым мошенникам и значимости безопасного использования
финансовых инструментов. В процессе решения такой задачи требуется

9

использование дополнительных источников информации, в том числе
Интернет-ресурсов, СМИ, где приводятся примеры новых видов финансового
мошенничества.
Современное общество нуждается в профессионалах, умеющих работать в
команде, поэтому предложены творческие задания, которые рекомендуется
выполнять группой учащихся. Командная работа ориентирована на
формирование умения вырабатывать коллективное решение, идти на
компромисс, учитывать мнения каждого члена команды. Знакомство учащихся
с основными финансовыми терминами, закономерностями, вопросами,
проблемами, альтернативными способами их решения, практической
значимостью для себя лично и семьи в целом позволит принимать грамотные
финансовые решения в условияхдинамично меняющегося мира финансов.
Процесс обучения финансовой грамотности направлен на формирование у
учащихся компетенций, соответствующих условиям современной
действительности.

10

Место учебного курса «Финансовая грамотность» 5—7 классы в учебном
плане
Программа учебного курса по финансовой грамотности является
общеобразовательной, предназначена для реализации на уровне основного
общего образования. Её реализация рассчитана на три года обучения (5—7
классы).
Учебный курс «Финансовая грамотность» 5—7 классы разработан на
основе требований к предметным результатам освоения основной
общеобразовательной
программы,
представленной
в
федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего образования, и
может реализовываться в разных вариантах, включая работу в урочное время,
во внеурочное время (второй половине дня), а также в системе
дополнительного образования:
 102 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение трёх лет обучения).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Результаты изучения учебного курса «Финансовая грамотность» 5—7 классы
на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на
применение знаний,умений и навыков в реальных финансовых ситуациях.
Личностные результаты обучения отражаются в готовности обучающихся к
целенаправленной социально значимой деятельности; отражают их готовность
руководствоваться системой позитивныхценностных ориентаций; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитие

11

необходимых умений для этого; уважение к труду и результатам трудовой
деятельности; осознанность выбора и построения и построения жизненных
планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей
посредством:
формирования готовности обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению на основе осознанного отношения к выбору и
построению индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых
познавательных интересов и значимости для себя лично взаимосвязи между
образованием и финансовым благополучием;
осознания ценности самостоятельности и инициативы с учетом действующих
правил поведения субъектов в финансовой сфере, изучения положений
нормативно-правовых документов, формирования ответственного отношения к
процессу обучения посредством понимания для себя лично содержания
финансовых отношений между различными субъектами, финансовых решений,
альтернативных возможностей их реализации, последствий выполнения или
невыполнения принятых решений;
сформированности внутренней позиции личности как особогоценностного
отношения к себе, осознания значения семьи в жизни человека и общества,
уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи, проявляющегося
в учёте личных интересовкаждого члена семьи и семьи в целом при решении
вопросов ополучении и распределении средств семейного бюджета;
наличия мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности, в
частности мотивации к обучению, познанию за счётпонимания значимости для
себя лично взаимосвязи между профессиональной подготовкой человека и
финансовыми результатами его деятельности.
Метапредметные результаты.

12

Регулятивные универсальные учебные действия:
Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности в
процессе изучения финансовых вопросов через понимание необходимости
давать оценку существующих финансовых ситуаций и их изменения.
Обучающийся сможет:
оценивать собственное понимание изученных финансовыхтерминов;
составлять личный маршрут движения к финансовомублагополучию;
оценивать вероятность мошенничества в финансовыхотношениях;
ставить финансовые цели собственной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбиратьнаиболее эффективные способы
решения учебных и практических финансовых задач. Обучающийся сможет:
разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;
оценивать структуру доходов и расходов семьи;
определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической
финансовой задачей и составлять этапы их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор альтернативных способов решения
финансовых задач;
составлять план решения финансовой проблемы (написание эссе, решение
кейсов, выполнение квеста).
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся
сможет:

13

вносить необходимые изменения в план и способ действий с учётом
изменившихся обстоятельств;
оценивать состояние личных финансов до и после уплаты налогов;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;
вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений
ситуации для получения запланированного результата;
оценивать варианты открытия депозита на различные сроки; результаты выбора
условий кредитования; результаты выбора условий депозита; требования к
недвижимому имуществу, служащему для банка залогом;
оценивать подходы субъектов к покупке дорогостоящих товаров, исходя из
финансовых возможностей их семей.
Познавательные универсальные учебные действия:
Умение определять содержание понятий, создавать обобщения,
классифицировать, устанавливать аналогии, проводить анализ, устанавливать
причинно-следственные связи и делать выводы.Обучающийся сможет:
сравнивать способы получения доходов, альтернативные варианты достижения
финансовых целей, направления инвестирования, условия кредитования и
условия размещения денежных средств;
устанавливать причинно - следственные связи между различными финансовыми
явлениями: доходами семьи и правом собственности на имущество; индексацией
и размерами денежных доходов населения; размером доходов и риском; бизнеспланом и действительностью; креативностью инвестиционного проекта и
доходами авторов;

14

объяснять выгоды наличия прав собственности; признаки финансовой
пирамиды; особенности каждого слоя атмосферы инвестирования; причины
появления сверхновых источников доходов;
анализировать статистические данные о доходах населения; положения статей
ГК РФ по вопросу получения доходов от интеллектуальной собственности;
положения статей ТК РФ по вопросу получения заработной платы; положения
статей НК РФ по вопросам налогообложения;
классифицировать виды доходов, расходов, имущества, налогов, шкал
налогообложения, банковских вкладов, кредитныхорганизаций;
выявлять преимущества и недостатки деятельности микрофинансовых
организаций, покупки товаров в рассрочку,активных и пассивных источников
дохода, обладаниясобственностью, банковской картой;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждая его собственной аргументацией, в том числе математическими
расчётами.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
ориентироваться в содержании текста, понимать смысл текста, структурировать
текст, идентифицируя финансовые ситуации в литературных произведениях;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте финансовых событий в
конкретной ситуации;
критически оценивать финансовую ситуацию, описанную в тексте;
аргументировать собственную позицию по приведённой в тексте финансовой
ситуации.

15

Развитие мотивации к овладению культурой поиска источниковинформации.
Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковымисистемами,
словарями;
соотносить полученные результаты поиска информации сусловиями
поставленных финансовых задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность. Обучающийся сможет:
 инициировать сотрудничество в группе при обсуждении ситуаций, при
работе с творческими заданиями, при обсуждении правил планирования
семейного бюджета, формирования резервов и сбережений, постановки
финансовых целей;
 выстраивать логическую цепь рассуждений при анализе финансовых
ситуаций;
 задавать вопросы при обсуждении финансовых проблем.






2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии
с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и
письменной речью. Обучающийся сможет:
соблюдать правила публичной речи и проведения дискуссии по финансовой
тематике;
принимать решение в групповой работе, учитывая мнения собеседников;
создавать письменные тексты при выполнении творческих заданий на
финансовые темы;
анализировать результаты коммуникации после её завершения в ходе
выполнения группового задания и представления его решения.

16

Предметные результаты обучения.
освоение и применение системы финансовых знаний, и их необходимости для
решения современных практических задач;
умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) финансовые объекты, явления,
процессы, выявляя их существенные признаки, элементы и основные функции;
умение использовать полученные знания для объяснения (устного и
письменного) сущности, взаимосвязей финансовых явлений и процессов;
необходимости правомерного налогового поведения; осмысления личного опыта
принятия финансовых решений;
умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические
задачи, отражающие процессы постановки финансовых целей, управления
доходами и расходами, формирования резервов и сбережений, принятия
инвестиционных решений;
овладение смысловым чтением текстов финансовой тематики,позволяющим
воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов,
жанров, назначений в целях решения различных учебных задач, в том числе
извлечений из нормативных правовых актов; умение преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать
предложенные модели в текст;
умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и
критически оценивать статистическуюфинансовую информацию, соотносить ее с
собственными знаниями и опытом; формулировать выводы, подкрепляя их
аргументами;
умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки
зрения финансово-экономических и правовых норм,

17

включая вопросы, связанные с личными финансами, финансовыми рисками и
угрозами финансового мошенничества; осознание неприемлемости всех форм
антиобщественного поведения;
приобретение опыта использования полученных знаний по финансовой
грамотности в практической (индивидуальной и/илигрупповой) деятельности:
для составления личного финансового плана; для принятия решений о
приобретении финансовых услуг и имущества; для приобретения опыта
публичного представления результатов своей деятельности в соответствии с
темой и ситуациейобщения, особенностями аудитории и регламентом.
В результате обучения данному курсу, обучающиеся 5—7 смогут сформировать
следующие компетенции по финансовой грамотности:
способность планировать свои доходы и расходы на основе оценки
имеющихся финансовых возможностей и ограничений, избегая несоразмерных
доходам долгов и неплатежей по ним;
способность формировать резервы и сбережения денежных средств;
способность следить за состоянием личных финансов посредством
планирования личного бюджета;
способность рационально выбирать финансовые услуги, распознавая признаки
финансового мошенничества, учитываяинформацию об имеющихся на рынке
финансовых рисках;
способность искать и использовать необходимую финансовуюинформацию.

18

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Финансовая грамотность» 5—6
классы

Введение в курс «Финансовая грамотность»
Базовые знание и понимание: финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.
Личностные характеристики и установки — осознание необходимости развития собственной
финансовой грамотности для участия в повседневном принятии финансовых решений в своей семье.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
определять цели развития собственной финансовой грамотности и планировать способы их
достижения;
осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность со взрослыми (учителем, членами
своей семьи) и сверстниками для достижения целей развития собственной финансовой грамотности;
выдвигать версии решения проблем экономики семьи, экономических отношений семьи и общества,
формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
находить актуальную финансовую информацию в сети Интернет;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
приводить примеры неграмотного финансового поведения и моделировать иные варианты поведения в
аналогичных ситуациях;
актуализировать имеющиеся знания и практические навыки по финансовой грамотности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять, от чего зависит финансовое благосостояние человека;
понимать зависимость финансового благосостояния семьи от многих факторов, в том числе от уровня
образования, профессии, грамотного применения имеющихся финансовых знаний и навыков;
обосновывать свою оценку финансового поведения людей в конкретных ситуациях;
описывать обязательные знания и умения, необходимые для приобретения финансовой грамотности.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать устойчивый интерес к развитию собственной финансовой грамотности;
• самостоятельно определять цели и способы развития собственной финансовой грамотности в
конкретных жизненных ситуациях;
• оценивать (с участием взрослых) финансовое благосостояние своей семьи;
• оценивать как своё финансовое поведение, так и финансовое поведение других людей в решении
повседневных финансовых задач;
• самостоятельно планировать дальнейшее развитие своей финансовой грамотности.
Темы занятий
1. Почему важно развивать свою финансовую грамотность. 2. От чего зависит благосостояние семьи.
3. Учимся оценивать финансовое поведение людей.
4. Учимся оценивать своё финансовое поведение. Финансовая грамотность, благосостояние,
финансовое поведение.

Модуль 1. Доходы и расходы семьи
Базовые понятия: потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и
безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы,
источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по
вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего
потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные
расходы, сбережения, денежный долг. Личностные характеристики и установки — понимание
зависимости благосостояния семьи, благополучия семейного бюджета от грамотности принимаемых в
семье финансовых решений.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
называть основные источники доходов семьи;
составлять задачи, требующие денежных расчётов;
считать доходы и расходы семейного бюджета и делать выводы о его сбалансированности;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена;

19
описывать свойства предмета, играющего роль денег;
объяснять назначение денег, в том числе историю их возникновения;
называть функции Центрального банка РФ в управлении денежной системой страны;
называть регулярные и нерегулярные источники дохода, направления расходов семьи, указывать их
примерную величину с учётом региона проживания;
объяснять, как формируется семейный бюджет;
подсчитывать доли расходов на разные товары и услуги (товары и услуги первой необходимости,
товары длительного пользования, товары текущего потребления);
подсчитывать в общих расходах семьи долю расходов на обязательные платежи;
объяснять, из чего могут складываться планируемые и непредвиденные расходы семейного бюджета.
Повышенный уровень Обучающийся получит возможность научиться:
• анализировать и оценивать финансовые последствия для семьи принятых финансовых решений о
расходах;
• понимать, при каких условиях можно одалживать деньги.
Темы занятий
5. Деньги: что это такое.
6. Учебные мини-проекты «Деньги».
7. Из чего складываются доходы семьи.
8. Учимся считать семейные доходы.
9. Исследуем доходы семьи.
10. Учебные мини-проекты «Доходы семьи».
11. Как появляются расходы семьи.
12. Учимся считать семейные расходы.
13. Исследуем расходы семьи.
14. Учебные мини-проекты «Расходы семьи».
15. Как сформировать семейный бюджет.
16. Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».
17. Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».
18. Обобщение результатов изучения модуля 1.
19. Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек
может от этого защититься.
Базовые понятия: страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис,
страховая компания, больничный лист. Личностные характеристики и установки:
• осознание возможности возникновения особых жизненных ситуаций (рождение ребенка, потеря
работы, болезнь, несчастные случаи, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению
личного благосостояния;
• понимание роли страхования и сбережений для решения финансовых проблем семьи в особых
жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
анализировать финансовые последствия особых жизненных ситуаций для семьи;
соотносить вид страхования и его цель;
рассчитывать стоимость страховки жилья, имущества, автомобиля, жизни, здоровья с помощью
калькулятора на сайте страховой компании;
находить актуальную информацию о страховых компаниях и их услугах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
описывать особые жизненные ситуации, которые могут приводить к снижению благосостояния семьи;
объяснять, как сбережение и страхование могут смягчить последствия особых жизненных ситуаций;
объяснять, что такое страхование и для чего оно необходимо; ¸ описывать виды страхования;
приводить примеры добровольного страхования и указывать примерную стоимость страховки;
высчитывать долю годовых страховочных выплат в семейном бюджете.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• устанавливать и понимать причинно-следственные связи между особыми жизненными ситуациями и
изменением благосостояния семьи;
• оценивать финансовые преимущества использования страхования для сокращения финансовых
потерь.
Темы занятий

20
20. Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.
21. Что такое страхование и для чего оно необходимо.
22. Что и как можно страховать.
23. Ролевая игра «Страхование».
24. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.
25. Как определить надёжность страховых компаний.
26. Как работает страховая компания.
27. Учебные мини-проекты «Страхование».
28. Обобщение результатов изучения модуля 2.
29. Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься».
Резервные часы – 5 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «Финансовая грамотность» 7 класс

Модуль 3. ЧЕЛОВЕК и государство: как они
взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на
прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
• понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
• осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и
государства;
• оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных
ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
различать прямые и косвенные налоги;
считать сумму налога;
проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
находить нужную информацию на социальных порталах;
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные
налоги);
приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;
перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;
называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и
созданием общественных благ;
• рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
• оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определённых жизненных
ситуациях.
Темы занятий
1. Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.
2. Что такое налоги и почему их надо платить.
3. Какие бывают налоги.
4. Учимся считать налоги.
5. Ролевая игра «Считаем налоги семьи».
6. Сравниваем налоги граждан разных стран.
7. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.
8. Как работает налоговая служба.
9. Учебные мини-проекты «Налоги».
10. Что такое социальные пособия и какие они бывают.
11. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

21
12. Ролевая игра «Оформляем социальное пособие». 13. Исследуем, какие социальные пособия
получают люди.
14. Учебные мини-проекты «Социальные пособия». 15. Обобщение результатов изучения модуля 3.
16. Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют».

Модуль 4. услуги финансовых организаций и собственный
бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по
страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта,
валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
• понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения
последствий сложных жизненных ситуаций;
• осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несёт потребитель этих
услуг;
• осознание факта: ответственность за все финансовые риски несёт владелец бизнеса;
• понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
• понимание, что всё в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может
отразиться на экономике страны и бюджете семьи. Базовый уровень
Обучающийся научится:
• в сфере достижения метапредметных результатов (освоения метапредметных УУД):
отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
знать свои основные права и обязанности как потребителя;
находить актуальную информацию об услугах банков;
пользоваться пластиковой картой в банкомате;
считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
планировать (4—5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
находить и анализировать информацию о курсе валют;
проводить простые расчёты с использованием валютного курса.
• в сфере достижения предметных результатов (освоения предметных УУД):
перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения)
доходов семьи;
объяснять, чем труд наёмного работника отличается от труда бизнесмена;
называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
объяснять причины существования различных валют;
называть основные мировые валюты и страны их использования;
объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
• соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
• сравнивать различные финансовые предложения;
• оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения
семейных доходов;
• брать на себя ответственность;
• оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса.
• оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или
сохранения семейных доходов.
Темы занятий
17. Для чего нужны банки.
18. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.
19. Какие бывают вклады.
20. Что такое кредиты и надо ли их брать.
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ.
22. Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.
24. Как работает банк.
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».
26. Что мы знаем о бизнесе.
27. Как открыть фирму.

22
28.Для чего нужны бизнес-инкубаторы. 29. Ролевая игра «Открываем фирму».
30. Что такое валюта и для чего она нужна.
31. Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.
32. Обобщение результатов изучения модуля 4.
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».
34. Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность». Итоговая проверочная работа
по курсу.

23

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН курса «Финансовая грамотность» 5—
7 классы
Тематическое планирование предполагает вариативный принцип
преподавания учебного курса в зависимости от запланированной учебной
нагрузки и может реализовываться в разных вариантах, включая работу в
урочное время, во внеурочное время (второй половине дня), а также в системе
дополнительного образования:
 102 ч (из расчёта 1 ч в неделю в течение трёх лет обучения).

Номер
темы

Тема занятия

5–6 классы
Введение в курс «Финансовая грамотность»
1.
Почему важно развивать свою финансовую
грамотность
2.
От чего зависит благосостояние семьи
3.

Учимся оценивать финансовое поведение людей

4.

Учимся оценивать своё финансовое поведение

Модуль 1. Доходы и расходы семьи
5.
Деньги: что это такое
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Учебные мини-проекты «Деньги»
Из чего складываются доходы семьи
Учимся считать семейные доходы
Исследуем доходы семьи
Учебные мини-проекты «Доходы семьи»
Как появляются расходы семьи
Учимся считать семейные расходы
Исследуем расходы семьи
Учебные мини-проекты «Расходы семьи»
Как сформировать семейный бюджет
Ролевая игра «Семейный совет по
составлению бюджета»
Учебные мини-проекты «Семейный бюджет»
Обобщение результатов изучения модуля 1
Презентация портфолио «Доходы и расходы
семьи»

Вид занятия

Мастерская
портфолио
Постановка
учебной задачи
Постановка
учебной задачи
Постановка
учебной задачи

Практикум
Защита проектов
Практикум
Практикум
Миниисследование
Защита проектов
Практикум
Практикум
Миниисследование
Защита проектов
Практикум
Занятие-игра

Кол-во
часов
4
1
1
1
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Защита проектов 1
Контроль заний 1
1
Выставка
портфолио

24

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого
защититься
20. Почему возникают риски потери денег и
Практикум
имущества и как от этого защититься
21. Что такое страхование и для чего оно
Практикум
необходимо
22. Что и как можно страховать
Практикум
23. Ролевая игра «Страхование»
Занятие-игра
24. Исследуем, что застраховано в семье и
Минисколько это стоит
исследование
25. Как определить надёжность страховых
Практикум
компаний
26. Как работает страховая компания
Учебная
экскурсия
27. Учебные мини-проекты «Страхование»
Защита проектов
28. Обобщение результатов изучения модуля 2
Контроль знаний
29. Презентация портфолио «Риски потери денег Выставка
и имущества и как человек может от этого
портфолио
защититься»
30. 30–34 Резервные часы
Всего
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
1.
Могут ли люди быть финансово
Постановка
независимыми от государства
учебной задачи
2.
Что такое налоги и почему их надо платить
Практикум
3.
Какие бывают налоги
Практикум
4.
Учимся считать налоги
Практикум
5.
Ролевая игра «Считаем налоги семьи»
Занятие-игра
6.
Сравниваем налоги граждан разных стран
Практикум
7.
Исследуем, какие налоги платит семья и что Миниполучает от государства
исследование
8.
Как работает налоговая служба
Учебная
экскурсия
9.
Учебные мини-проекты «Налоги»
Защита проектов
10. Что такое социальные пособия и какие они
Практикум
бывают
11. Учимся находить информацию на сайте
Практикум
Фонда социального страхования РФ
12. Ролевая игра «Оформляем социальное
Занятие-игра

10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

5

34
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

25

13.
14.
15.
16.

пособие»
Исследуем, какие социальные пособия
получают люди
Учебные мини-проекты «Социальные
пособия»
Обобщение результатов изучения модуля 3
Презентация портфолио «Человек и
государство: как они взаимодействуют»

1
Миниисследование
Защита проектов 1

Контроль знаний 1

Выставка
портфолио
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
17. Для чего нужны банки
Практикум
18. Почему хранить сбережения в банке
Практикум
выгоднее, чем дома
19. Какие бывают вклады
Практикум
20. Что такое кредиты и надо ли их брать
Практикум
21. Изучаем сайт Центрального банка РФ
Практикум
22. Исследуем, какими банковскими услугами
Минипользуется семья
исследование
23. Как избежать финансовых потерь и увеличить Практикум
доходы
24. Как работает банк
Учебная
экскурсия
25. Учебные мини-проекты «Банковские услуги
Защита проектов
для семьи»
26. Что мы знаем о бизнесе
Практикум
27. Как открыть фирму
Практикум
28. Для чего нужны бизнес-инкубаторы
Учебная
экскурсия
29. Ролевая игра «Открываем фирму»
Занятие-игра
30. Что такое валюта и для чего она нужна
Практикум
31. Учимся находить информацию о курсах
Практикум
валют и их изменениях
32. Обобщение результатов изучения модуля 4
Контроль знаний
33. Презентация портфолио «Услуги финансовых Выставка
организаций и собственный бизнес»
портфолио
Заключение
34. 34 Обобщение результатов изучения курса
Итоговый
«Финансовая грамотность»
контроль
Итого
Всего

1

17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

34
68

26

Формы и методы организации учебно-познавательной
деятельности
При организации курса «Финансовая грамотность» целесообразно использовать следующие формы
занятий.
Портфолио — это оформленное собрание фотографий, документов, образцов работ, проектов, т. е.
самопрезентация образовательных достижений.
Цель проведения мастерской и выставок портфолио — осознание школьниками своих образовательных
достижений, расширение опыта в области управления личными финансами, определение
образовательных продуктов, которые могут быть созданы и размещены в портфолио по финансовой
грамотности.
На занятиях школьники выдвигают свои версии (почему следует создать раздел «Моя финансовая
грамотность», в какие существующие разделы портфолио поместить материалы, свидетельствующие о
различных достижениях в курсе), указывают разделы портфолио, в которые будут размещены
творческие, исследовательские работы, награды и отзывы.
Можно выделить следующие основные этапы мастерской и выставок портфолио.
1. Создание положительной мотивации к пополнению портфолио как способу представления своих
достижений. Работа с материалом по темам (с таблицами по возможным доходам и расходам семьи, со
справочниками заработных плат, стоимостей товаров в регионе и т. д.) и оформление аналитического
текста, таблицы, диаграммы, сметы, решения, проекта и т. д.
2. Презентация портфолио перед всеми участниками мастерской с целью сравнения своей работы с
работами других учеников, а также улучшения и дополнения её (при необходимости).
3. Участие в презентации разделов портфолио по финансовой грамотности (текстов, рисунков, схем и т.
д.) в формате выставки.
4. Рефлексия, самоанализ. Анализ способа достижения результата, испытанных чувств.
5. Итоговый анализ (в 7 классе) динамики своих достижений в области финансовой грамотности с
помощью материалов портфолио. Это позволит школьнику наглядно и образно осмыслить свои
достижения, понять свой способ изучения курса, провести самооценку и определить задачи
дальнейшего изучения вопросов финансовой грамотности.
Практикум — это форма организации учебного занятия, направленная на практическое усвоение
какого-либо вопроса курса; используется для формирования определённых умений и компетенций.
Цель практикума заключается в выполнении практических заданий тренировочного характера, в
освоении умения применять знания из области финансов для решения реальных финансовых задач, в
овладении приёмами и способами работы с понятиями, таблицами, справочниками, в освоении умения
устанавливать связи между различными экономическими понятиями, иллюстрировать теоретические
положения самостоятельно подобранными примерами.
Практикум может быть организован как в индивидуальной, так и в групповой форме в зависимости от
этапа, целей и уровня освоения темы школьниками. В ходе практикума могут быть организованы
следующие ситуации:
• индивидуальное решение учениками конкретных финансовых задач с поиском информации
(статистических данных, нормативных документов и т. д.) на сайтах финансовых организаций,
пенсионного фонда, налоговой службы и др.;
• коллективное обсуждение процедуры решения этих задач, выявление типичных «ошибок мышления»
при их решении, нахождение способов недопущения ошибок;
• взаимопроверка правильности полученных результатов, правильности и точности выполнения
процедуры решения частных финансовых задач.
Учебные кейсы, которые используются в данном курсе, предполагают ситуации из реальной жизни с
разработанными к ней вопросами. Для детей 5—6 класса ситуация максимально приближена к
реальной, но является упрощённой.
Мини-исследование — это форма организации учебного занятия, реализуемая на основе технологии
исследовательской деятельности. Проводится как индивидуально, так и с подгруппой учеников.
Любое исследование предполагает определение цели, постановку проблемного вопроса, выдвижение
гипотезы и её проверку, сбор, обработку и анализ информации и оценку полученных результатов.
Естественно, что учащиеся 5—7 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для
проведения мини-исследования используется один-два источника, результаты представляются в
простой форме, например в виде таблицы, графика или короткого доклада, основных выводов.
Подобные работы доступны и для учащихся 5 класса.
В 6—7 классах возможна организация более полного исследования, которое предполагает работу с
разными источниками информации, анализ статистических данных, проведение опросов, интервью,
оформление списка источников и представление результатов в виде развёрнутого текста, устного
сообщения с презентацией или в виде доклада.

27
Занятие-игра — это форма организации учебной деятельности, направленной на освоение
школьниками практического опыта взаимодействия в области семейных (личных) финансов в
имитационной игровой ситуации. Каждое подобное занятие имеет как игровую, так и образовательную
цель и проходит по определённым правилам, которые сообщаются участникам.
Правила определяют действия каждого участника игры и их взаимодействие. В рамках игры учащиеся
выполняют следующие действия:
1) выбирают игровые роли — например, членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь),
продумывают «свои» желания, поступки в соответствии с ролью;
2) совершают игровые действия (например, обсудить с членами семьи: а) доходы «семьи» в ситуации,
когда кто-то заболел, вышел на пенсию, начал учебу в вузе на платной основе и т. д., возможности
получения новых источников доходов; б) расходы «семьи» в разных ситуациях: предстоящий
совместный отдых, необходимость совершения крупной покупки и т. д.; в) налоги «семьи»: подсчитать
общую сумму, выплачиваемую семьей, способы контроля за уплатой налогов, что и каким образом
семья получает за счёт выплачиваемых налогов и т. д.);
3) участвуют в групповой работе по игровому заданию (например: а) изучают источники информации
по средним заработным платам, ценам на различные товары и нормам их потребления, по различным
видам и объёмам налоговых выплат, размерам оплат коммунальных услуг и т. д.; б) проводят мозговой
штурм: какие доходы, расходы, налоги могут быть в условной семье, уточняют заданную семейную
ситуацию; в) участвуют в межгрупповой дискуссии: выступления от имени «семей» с представлением
результатов групповой работы и ответов на вопросы, оценка работы «экспертами»);
4) по-настоящему взаимодействуют с играющими, которые исполняют свои роли: «родители» ведут
себя как взрослые, ограничивают желания «детей», аргументируют свои решения; «дети»
руководствуются своими желаниями, эмоциями;
5) воспроизводят область семейных и личных отношений по вопросам бюджета.
Учитель перед началом игры проводит инструктаж: как должны вести себя родители в роли детей, как
должны вести себя дети в роли родителей, какова общая цель, какие ситуации предстоит проиграть.
В конце игры подводится итог: чему в этой игре научились? что стало личным образовательным
достижением участия в игре? как можно представить результаты игры в своём портфолио?
Производится самооценка и взаимооценка участия в игре.
Учебная экскурсия — цель её заключается в обеспечении условий для непосредственного
ознакомления с финансовыми организациями, пенсионным фондом, страховыми компаниями и
банками.
Примерная структура занятия в форме учебной экскурсии такова.
1. Мотивация. Учитель заинтересовывает школьников экскурсией, определяет задания: выяснить
ответы на вопросы и подготовить краткий, понятный и наглядный отчёт по своему вопросу.
2. Формулировка целей и задач. Учитель вместе с учащимися определяет, какой результат должен быть
получен в ходе экскурсии — например, понаблюдать, как работает финансовая организация, узнать
отдельные аспекты её деятельности, найти ответ на свой вопрос (тему), проанализировать результаты
экскурсии и оформить отчёт.
3. Проведение экскурсии. Участие в экскурсии, набор материалов, информации по своему вопросу или
заданию.
4. Оформление результатов. По материалам экскурсии может быть организована выставка, проведено
специальное занятие. Собранные на экскурсии материалы можно включить в портфолио или
представить их в формате отчёта, сочинения, схем, таблиц и т. д.
5. Анализ. На данном этапе учащиеся определяют, что удалось узнать, понять во время экскурсии, чем
она оказалась интересна и полезна. Благодаря анализу полученные на экскурсии сведения включаются
в общую систему знаний школьников.
Учебное проектирование — одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе
проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и поисковые методы
Цель использования учебного проектирования заключается в вовлечении школьников в процесс
изучения реальных жизненных ситуаций в области финансов, в формировании активной жизненной
позиции и ответственности. Учебное проектирование в курсе — это совместная учебнопознавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющих общую цель и
согласованные способы деятельности, которая направлена на достижение общего результата по
решению какой-либо практической проблемы, значимой для участников проекта.
Учебный мини-проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель и чёткий план
действий. Реализация плана работы над проектом обычно включает: выбор темы проекта, которая
имеет реальную практическую значимость и интересна участникам проектной группы; обсуждение,
каким будет проектный продукт (например, газета, справочник, полезные советы, инфографика и др.),
как его подготовить; подготовка проектного продукта в группе; публичное представление (защита)

28
подготовленного проектного продукта.
В ходе презентации школьники не только раскрывают ход работы и показывают её результаты, но и
демонстрируют собственные знания и опыт в решении проблемы, приобретённую компетентность.
Элемент самопрезентации — важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает
рефлексивную оценку школьниками всей проделанной работы и приобретённого опыта.

Методика оценивания образовательных достижений
Основным объектом оценки при освоении курса «Финансовая грамотность» являются
образовательные достижения учащихся — качество сформированных образовательных результатов,
которые в соответствии с ФГОС ООО включают личностные, метапредметные и предметные
достижения.
Особенность оценивания результатов освоения дополнительной образовательной программы
заключается в оценке образовательных достижений обучающихся в области их финансовой
грамотности, что не должно быть связано с оценкой успеваемости.
Специфика дополнительного образования определяет две принципиальные характеристики оценивания
образовательных достижений учащихся, осваивающих курс «Финансовая грамотность»:
• личностные достижения обучающихся как позитивно значимые изменения качества личности,
которые возникают в ходе становления финансовой грамотности школьников;
• способы оценивания, которые ориентированы на создание ситуаций, приближенных к реальной
жизни, где учащиеся могут продемонстрировать применение своих знаний и умений, опыт грамотного
финансового поведения.
Данные особенности оценивания в системе дополнительного образования, а также требования ФГОС
ООО, которые, в частности, исключают персонифицированную оценку личностных достижений,
обусловливают приоритетное использование при оценивании результатов освоения программы
«Финансовая грамотность» самооценки и портфолио. Оценка педагогом образовательных достижений
учащихся становится инструментом определения направлений корректировки и развития компетенций,
в том числе самооценки и оценки на основе портфолио.
Самооценка предполагает рефлексивную оценку учащимся (сначала с помощью учителя) своего
продвижения в достижении планируемых результатов и корректировку своей образовательной
деятельности. Организация самооценки включает ряд этапов.
1. Совместно с педагогом и классом вырабатываются критерии оценки того или иного задания. Важно,
чтобы критерии отражали процесс и результаты деятельности по выполнению задания, т. е.
образовательные результаты.
2. На основании разработанных критериев учащиеся оценивают процесс и результаты деятельности,
обосновывают свою оценку.
3. Педагог оценивает процесс и результаты деятельности учащегося по тем же критериям,
обосновывает свою оценку.
4. Осуществляется согласование оценок. Особое значение в оценивании имеет портфолио, которое
представляет собой форму накопительной системы оценки и позволяет продемонстрировать целостную
картину объективного продвижения учащегося в области становления его финансовой грамотности. В
то же время портфолио является и средством формированияу учащихся объективной самооценки,
помогает учиться анализировать собственную работу. Использование портфолио как средства
оценивания образовательных достижений по курсу осуществляется на основе разработанных
критериев. Оценка проектов портфолио может быть дуальной — «зачёт/незачёт» — или выражена в
баллах по специально разработанной шкале.
Рефлексия и оценка достижений с помощью материалов портфолио позволяют не только
зафиксировать и осмыслить значимые изменения личности учащегося, которые происходят в ходе
развития его финансовой грамотности, но и скорректировать процесс освоения курса. Рефлексию,
оценку и презентацию портфолио целесообразно осуществлять не на каждом занятии, а в конце
крупного раздела или после появления значимого продукта и проводить как в малой группе, так и
индивидуально.
Оценивание достижений школьников при изучении курса предусматривает текущую, промежуточную
и итоговую оценку.
Текущее оценивание предназначено для контроля планируемых результатов на каждом занятии.
Текущая оценка носит формирующий характер, т. е. помогает учащимся выявлять и осознавать
собственные затруднения в освоении содержания программы и на этой основе стимулирует учащегося
к развитию собственной финансовой грамотности. Объектом текущей оценки являются результаты
выполнения учащимися практических заданий (решения задач и кейсовых ситуаций), их участия в
дискуссиях, устных выступлениях, играх, тренингах, а также выполнения заданий, помещенных в
рабочую тетрадь.
Промежуточное оценивание предназначено для комплексной оценки достижения планируемых

29
результатов в конце крупных тем. В ходе презентации и защиты учебных проектов объектом
промежуточного оценивания являются аналитические материалы, отчёты о проведённых миниисследованиях, стендовые доклады, учебные проекты, а также сама их защита (устная презентация,
умение отвечать на вопросы и пр.). На занятиях в ходе обобщения результатов изучения разделов курса
учащиеся выполняют контрольную работу.
Итоговое оценивание предназначено для принятия решения по вопросу качества сформированных
результатов в ходе изучения программы. Оно осуществляется на специальном занятии с
использованием материалов портфолио, а также на занятии итогового контроля, где учащиеся
выполняют итоговую контрольную работу, включающую задания разных типов и уровней сложности.
В курсе «Финансовая грамотность» могут быть использованы такие формы подведения итогов
реализации программы, как выставки портфолио, олимпиады, учебно-исследовательские конференции
и т. д. Итоговая оценка качества освоения программы складывается из трёх составляющих —
самооценки учащегося, оценки портфолио другими обучающимися и оценки педагога.
Оценивание результатов освоения курса «Финансовая грамотность» осуществляется на безотметочной
основе согласно критериям, выработанным совместно с учителем и учащимися. Оценка должна
содержать качественные суждения об уровне соответствия тем или иным критериям.
Сообразно с уровневым подходом к планируемым результатам, представленным в данной программе,
оценивание образовательных достижений осуществляется на двух уровнях — базовом и повышенном.
При этом считается, что учащийся освоил программу «Финансовая грамотность» в случае, если он
достиг базового уровня.
По результатам итогового оценивания может быть сделан один из трёх выводов:
1) результаты сформированы на базовом уровне, программа освоена на базовом уровне (что
соответствует планируемым результатам блока «Учащийся научится»);
2) результаты сформированы выше базового уровня, программа освоена на повышенном уровне (что
соответствует планируемым результатам блока «Учащийся получит возможность научиться»);
3) результаты сформированы ниже базового уровня, программа не освоена

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

Основная литература
1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе: Активные формы
преподавания. М.: Аспект Пресс, 1995.
2. Антипова М.В. Метод кейсов: методическое пособие. МариинскоПосадский филиал ФГБУ ВПО «МарГТУ», 2011.
3. Баршай Ю.С. Валюты мира: иллюстрированный атлас для школьников.
СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. 319 с.
4. Бебнева Н.А. Изучение курса «Экономика для всех»: книга для учителя.
Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2003. 178 с.
5. Белорукова Е.М., Жаркова Е.Н., Калашникова Н.Г. Использование
инновационных образовательных технологий для формирования
компетентностных образовательных результатов школьников: методические
рекомендации для учителя к программе «Экономика». Барнаул: Азбука, 2012. 94
с.
6. Бойко М. Азы экономики. М.: Издатель «Книга по требованию», 2015. 470
с. Режим доступа: http://azy-economiki.ru
7. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
материалы для родителей. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016.
(Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому
поведению».)
8. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность:
методические рекомендации для учителя. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-

30

ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению».)
9. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н., Половникова А.В.
Финансовая грамотность: учебная программа. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению».)
10. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. М.:
Российская экономическая школа, 2010. Режим доступа:
http//www.azbukafinansov.ru
11. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень
маленьким детям об экономике. М.: Просвещение, 1997. 104 с.
12. Думная Н.Н., Рябова О.А., Карамова О.В. Как вести семейный бюджет:
учебное пособие / под ред. Н.Н. Думной. М.: Интеллект-Центр, 2010.
13. Евплова Е.В. Как сделать преподавание экономики интересным (на
примере изучения дисциплины «Прикладная экономика») // Экономика
образования. 2012. № 2. С. 99—105.
14. Иванова В.А., Левина Т.В. Педагогика [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.kgau.ru
15. Игровые виды и формы проверки знаний учащихся. Их характеристика
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iro.yar.ru
16. Кайзер Ф.-И., Камински Х. Методика преподавания экономических
дисциплин. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2007. 184 с.
17. Карелина Г.Д. Интерактивный метод мозаика в образовательном
процессе. Режим доступа: http://festival.1september.ru
18. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения: учебно-методическое
пособие. Минск: ТетраСистемс, 2011.
19. Корлюгова Ю.Н., Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Финансовая
грамотность: контрольные измерительные материалы. 5—7 кл. общеобр. орг. М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению».)
20. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках
истории. М.: Владос, 2003. 256 с.
21. Кульневич С.В. Анализ современного урока: практическое пособие для
учителей нач. классов, студентов сред. и высш. учеб. заведений, слушателей
ИПК. Ростов н/Д: Учитель, 2002. 176 с.
22. Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность: материалы для
учащихся. 5—7 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016. (Дополнительное
образование: Сер. «Учимся разумному финансовому поведению».)
23. Метафорическая деловая игра: практическое пособие для бизнес-тренера
/ под ред. Ж. Завьяловой. СПб.: Речь, 2004.
24. Михеева С.А. Школьное экономическое образование: методика

31

обучения и воспитания: учебник для студентов педвузов. М.: ВИТА-ПРЕСС,
2012. 328 с.
25. Протасевич Т.А. Начала экономики: учебно-методическое пособие для
учителя. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2001.
26. Прутченков А.С. Кейс-метод в преподавании экономики в школе. Режим
доступа: http://www.hse.ru
27. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? Режим доступа:
http://project.1september.ru
28. Урок-игра «Морской бой» [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pedsovet.ru
29. Урок с использованием дидактической игры [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://e-lib.gasu.ru
30. Федорова Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных
и профессиональных проблем. М.: Форус, 2009. 176 с.
31. Хвесеня Н.П. Методика преподавания экономических дисциплин:
учебно-методический комплекс. Минск: Изд-во БГУ, 2006. 116 с.
32. Шевцова Т.В. Поговорим о налогах. Нижний Новгород: ФНС, 2006. 45 с.
33. Экономическая игра «Крестики-нолики» [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://basic.economicus.ru
34. Экономика для 3—5 классов / Барбара Дж. Флауренс, Пенни Каглер,
Бонни Т. Мезарос, Лейна Стилс, Мэри С. Сьютер; пер. с англ. Т. Равичевой; под
ред. С. Равичева. М.: МЦЭБО, 2006.

Дополнительная литература
1. Авденин В. Азбука финансовой грамотности [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://www.twirpx.com
2. Агашев Д.В. Право социального обеспечения. Курс лекций. Томск: Изд-во
ТУСУР, 2011. 180 c.
3. Воспитание экономической культуры современных школьников: обр.
программа и методические рекомендации для учителя / авт.-сост. Е.В.
Дистенфельд. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 73 с.
4. Думная И.И., Рыбаков С.И., Лайков А.Ю. Зачем нужны страховые
компании и страховые услуги? М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Исаева О.А. Некоронованные короли мирового бизнеса. М.: АСТАстрель; Хранитель, 2006. 351 с.
6. Кийосаки Р. Прежде чем начать свой бизнес. Минск: Попурри, 2006. 160
с.
7. Конаш Д. Сохранить и приумножить: Как грамотно и с выгодой
управлять сбережениями. М.: Альпина Паблишер, 2012.
8. Леонтьев В.E., Радковская Н.П. Финансы, деньги, кредит и банки: учебное
пособие. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2011. 384 с.
9. Липсиц И.В. Бизнес-план — основа успеха: практическое пособие. М.:

32

Дело, 2012. 112 с.
10. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика. М.:
Нивекс; Триада, 1992. 336 с.
11. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика: в 2 т. 5-е
изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. 336 с.
12. Савенок В. Миллион для моей дочери. Пошаговый план накоплений. М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2013. 120 с.
13. Савенок В. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой
независимости. СПб.: Питер, 2006. 146 с.
14. Сандерс Ф. и др. Основные экономические понятия: структура
преподавания / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1995.
15. Сахаровская Ю. Куда уходят деньги. Как грамотно управлять семейным
бюджетом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. 120 с.
16. Семлер Р. Маверик. История успеха самой необычной компании в мире.
М.: Добрая книга, 2007. 386 с.
17. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти
свое место в жизни. М.: АСТ-Пресс, 2001.
18. Чиркова Е.В. Финансовая пропаганда, или Голый инвестор. М.: Кейс,
2010. 192 с.
19. Шеффер Б. Путь к финансовой свободе. Минск: Попурри, 1998. 136 с.
20. Шеффер Б. Мани, или Азбука денег. Минск: Попурри, 2006. 94 с.

Интернет-источники
1. https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
2. https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».
3. www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».
5. www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».
6. www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного
обучения с использованием кейсов.
7. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
8. www.finagram.com — портал финансовой грамотности.
9. www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих
предпринимателей».
10. www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой
грамотности системы общего и среднего профессионального образования.
11. www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.
12. www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».
13. www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое
планирование жизни».
14. www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».

33

15. www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете.
Музей фактов».
16. www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».
17. www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.
18. www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.
19. www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».
20. www.taxru.com — сайт «Налоги России».
21. www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».
22. www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com
23. вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».