Приложение к основной образовательной программе начального общего образования БМАОУ СОШ № 32 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочная деятельность «Учусь создавать проект» для обучающихся 2 классов г. Березовский, 2024г. Пояснительная записка к рабочей программе Рабочая программа по дополнительному образованию, подпрограмма – курс «Учусь создавать проект» составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей «Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём», курс «Учусь создавать проект» – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Курс «Учусь создавать проект» представляет систему обучающих и развивающих занятий по проектно-исследовательской деятельности для детей 6—10 лет. Курс включает 138 часов по 1 занятию в неделю продолжительностью по 35-40 минут. 34 занятия с 1 по 4 классы и резервные занятия «Советы на лето от Мудрого дельфина». Во 2 классе на изучение курса отводится в год – 33 (+ 1 час резервный). Учебный курс «Учусь создавать проект» реализуется в рамках ФГОС НОО во внеурочной деятельности. Для реализации программы используется учебно-методический комплекс: - Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова «Программа курса «Учусь создавать проект»; - Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект: Методическое пособие» для1,2,3,4 классов; - Р,И. Селимова и Р.Ф. Селимова комплект рабочих тетрадей на печатной основе для учащихся 1,2,3,4 классов. 1. Цель и задачи программы Цель: Создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность. 1. 2. 3. 4. 5. Задачи: Развивать у обучающихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал. Познакомить обучающихся с методами исследования и эксперимента, их применением в собственном исследовании. Обучить основам оформления работ. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи. Программа курса позволяет решить все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий. Познавательный аспект: - формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения; - формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умения самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, уменияе контролировать и оценивать свою работу). - формирование мировоззрения и мышления учащихся. Развивающий аспект: - развитие творческих способностей и активности учащихся; - развитие речи и навыков научного и делового общения в группах; Воспитывающий аспект: -воспитание системы нравственных и межличностных отношений Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, 4 колледжах, техникумах и т.д. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: -непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом; -развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности; -системность организации учебно-воспитательного процесса; -раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. 2. Особенности курса «Учусь создавать проект» Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные, не владея определенными методами различных видов творческой деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих, тематика 5 проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний. Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде: Ученик Определяет цель деятельности Открывает новые знания или способы деятельности Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект деятельности Несёт ответственность за свою деятельность Учитель Помогает определить цель деятельности Рекомендует источники получения информации Предлагает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создает условия для активности школьника Партнёр ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние: а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); 6 б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле); ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела). Особенности учебных проектов младших школьников. Всё вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, мало дифференцированы и одноплановы. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как обще учебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для 7 выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения? Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Например, «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?» Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны». Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте. После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход в лес, на выставку, в музей, на экскурсию и т.п. Этапы проектов и их характеристики. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах: I этап – подготовительный. 8 На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора. II этап – практический. Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково-исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта. Одной из особенностей является то, что в начальных классах учащиеся только-только приступают к поисковоисследовательской работе. Она связана с тем, что они еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. III этап – презентация результатов. Планирование публичного выступления. IV этап – оценка результатов и процесса проектной деятельности, анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Способы преодоления трудностей. Подведение итогов работы проектной группы (пожелания, замечания, планирование). В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в процессе выполнения заданий практического характера - как обучающихся, так и творческих. Их тематику предлагает учитель, либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер. Рекомендуемая модель занятия Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики: 1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования. 2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения. 3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой. 4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта. 9 5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию. Все занятия проходят в формах игровой учебной деятельности, которые во многом способствуют развитию и совершенствованию всех интеллектуальных качеств личности и обеспечивают плавный переход ученика к самостоятельной деятельности. Организационные формы, применяемые на занятиях: - групповые; - коллективные; - индивидуальные; - самостоятельное выполнение занятий. Формы проведения занятий: - игры; - кроссворды; - презентации; - конкурсы проектной и исследовательской деятельности; - интервью; - знакомство с интересными людьми. 10 3. Требования к уровню подготовки Максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска исследовательской деятельности. Только когда детям интересно, когда они заинтересованы, делают полезное и важное дело, лучше усваивается материал. Создание условий для активизации личностного потенциала учащихся, а также гармоничного сочетания индивидуализации освоения знаний и коллективных форм их применения даёт проектная технология. Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно–воспитательного процесса, направленного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснение своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов путём анализа информации, проведения эксперимента и исследований. Метод проектов является эффективным средством личностного развития школьника. Он ориентирует образовательный процесс на творческую самореализацию личности, формирует активную самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и способствует социализации обучающихся, что, в конечном счёте, и является одной из целей учебно- воспитательного процесса Планируемые результаты Ученик получит возможность научиться: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; 11 объяснять, доказывать и защищать свои идеи. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов (2-3 класс) Третий уровень результатов (4 класс) Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. Личностные и метапредметные результаты образовательного процесса 12 Результаты Личностные Регулятивные Познавательные Формируемые умения -положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности; -интерес к новому содержанию и новым способам познания; - ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей; -способность к самооценке на основе критериев успешности проектноисследовательской деятельности. -принимать и сохранять учебную задачу; -учитывать выделенные учителем ориентиры действия; -планировать свои действия; -осуществлять итоговый и пошаговый контроль; -адекватно воспринимать оценку своей работы; -различать способ и результат действия; -вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок; -выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. -осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в том числе, контролируемом пространстве Интернет; -использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; -высказываться в устной и письменной формах; -ориентироваться на разные способы решения познавательных Обучающийся получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектноисследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности; - выраженной познавательной мотивации; -устойчивого интереса к новым способам познания; -адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности; -морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям. -проявлять познавательную инициативу; -самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; -преобразовывать практическую задачу в познавательную, самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. -осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; -фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; 13 Коммуникативные исследовательских задач; -владеть основами смыслового чтения текста; -анализировать объекты, выделять главное; -осуществлять синтез (целое из частей); -проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения об объекте; -обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку); -подводить под понятие; -устанавливать аналогии; -оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.; -видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; -строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. -допускать существование различных точек зрения; -учитывать разные мнения, стремиться к координации; -формулировать собственное мнение и позицию; -договариваться, приходить к общему решению; -соблюдать корректность в высказываниях; -задавать вопросы по существу; -использовать речь для регуляции своего действия; -контролировать действия партнера; -владеть монологической и диалогической формами речи. -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию -строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.; -использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. - учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; -с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с 14 партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; -осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты освоения программы 2 класса. Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; что такое информационный проект и практико– ориентированный проект; методы исследования: эксперимент, интервьюирование; правила выбора темы и объекта исследования, виды оформления проектов; правила осуществления самоконтроля; правила успешной презентации работы. Обучающийся будет уметь: выбирать пути решения задачи исследования ; классифицировать предметы, явления и события; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; осуществлять сотрудничество со взрослыми; презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; использовать разные источники информации. 15 Способы проверки результатов освоения программы: В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини – конференции по защите исследовательских проектов, школьная научно-практическая конференция (4 кл.). 4. Тематическое планирование Тематическое планирование для 2 класса № 1 2 3 4 5 6 7 Тема занятия 1 четверть (8 часов) Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Знакомство с понятиями «формулировка». Работа со словарями. Выбор помощников в работе над проектом. Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность». Проблема. Решение проблемы. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 16 8 Выработка гипотезы-предположения. «предположение». Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», 1 2 четверть (8 часов) 20 Цель проекта Задачи проекта Сбор информации для проекта Знакомство с интересными людьми. Интервью. Обработка информации. Отбор значимой информации. Создание продукта проекта. Твоё знакомство с понятиями «макет», «поделка» Играем в ученых. Это интересно Тест «Чему ты научился?» 3 четверть (10часов) Отбор информации для семиминутного выступления. (Мини-сообщение) Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Презентация. Знаком ли ты с компьютером? Программа MPP-Microsoft Power Point Значимость компьютера в создании проектов. Первые шаги составления презентации на компьютере. 21 Совмещение текста выступления с показом презентации. 1 22 Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией 1 23 Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта 1 24 25 26 Тест. «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» 4 четверть (8 часов) Играем в ученых. Это интересно Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 27 28 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Памятка жюри конкурсов Пробное выступление перед незнакомой аудиторией Самоанализ – рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией Играем в ученых. Это интересно Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание будущим проектантам Советы на лето от Мудрого Дельфина Всего: 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 34 5. Календарно-тематическое планирование по курсу «Учусь создавать проект» № п/п 1 Кол-во часов Календарно-тематическое планирование по курсу «Учусь создавать проект» 2 класс (34 часа) 1 Тема занятия Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Планируемые результаты Учащийся научится Учащийся получит возможность научиться Участвовать в обсуждении вопросов, понимать значение слова «хобби». Работать с информацией вести дискуссию. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Задание и № рабочей тетради Часть1, стр.1-,2 занятие 1 18 2 1 Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твоё знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема». Активно участвовать в обсуждении вопросов и диалоге. Понимать значение понятий «словарь», «проект», «тема». Правильно, осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль текста, находить информацию в словарях и справочниках. 3 1 Знакомство с Понимать значение слова «формулировка». Правильно понятиями формулировать вопросы по теме. «формулировка». Выступать с сообщениями на тему: Работа со словарями. «Интересные растения из энциклопедии» 4 1 Выбор помощников в работе над проектом. Объяснять: с какой целью был задан вопрос, для чего проектанту знать ответ на данный вопрос. 5 1 Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап». Запоминать толкование новых понятий. Самостоятельное ознакомление (чтение) этапов работы над учебным проектом, разбор каждого этапа под руководством Формировать умения понимать шутливо – жизненные тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче; планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости стр.3-6, занятие 2 Формировать ключевую компетентность в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль текста Получить первоначальные навыки сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя. Формировать навыки коллективного планирования и умения работать в команде. Получать первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом; проявление творчества. Учиться согласованным действиям с помощниками. Осмысливать задачи. Уметь отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? стр.7-9, занятие 3 стр.10-12, занятие4 стр.13-15, занятие 5 19 6 1 7 1 8 1 9 учителя Актуальность темы Запоминать толкование новых проекта. Твое понятий. Находить важные, знакомство с понятием существенные признаки в любом «актуальность». начинании, в любом процессе. Проблема. Решение Запоминать толкование новых проблемы. понятий. Видеть проблему. Обозначать по-своему алгоритм решения проблемы Запоминать толкование новых понятий. Выдвигать гипотезы, сравнивать свою гипотезу с гипотезами, которые придумали одноклассники. 1 Выработка гипотезыпредположения. Твоё знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение». Цель проекта 10 1 Задачи проекта Участвовать в диалоге. Формулировать задачи проекта «Дети и компьютерные игры» 11 1 Сбор информации для Наблюдает, осуществляет сравнение, Учится работать с реальными объектами как с источниками информации, выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения Уметь отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи? стр.16-18, занятие 6 Формировать компетентность взаимодействия. Развивать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной работе, в том числе и в ситуации конфликта и столкновении интересов. Открывать в знакомом предмете новое, быть наблюдательным Формировать умения высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез, умения инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. стр.19-21, занятие 7 Развивать умения видеть и формулировать проблему и придумывать способ решения данной проблемы. Получать первоначальных навыки сотрудничества, работать над общим делом; проявлять творчества. Формировать умения и способности в поиске способов решения проблемы проекта. Формировать й компетентности в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль текста. Развивать умение интерпретировать и стр.24-26, занятие 9 стр.22-23, занятие 8 стр.27-28, занятие 10 стр.29-31, 20 проекта 12 1 13 1 14 1 15 1 сходство и различие выдвигает гипотезы, делает выводы и обобщения, классифицирует, рассуждает, анализирует, учится работать с реальными объектами как с источниками информации Знакомство с Запоминать толкование новых интересными людьми. понятий. Использовать в речи ранее Интервью. изученные понятия. Активно участвовать в обсуждении вопросов. Самостоятельно выполнять задания по сбору информации к проекту. Играть в игру «интересное интервью» Обработка Запоминать толкование новых информации. Отбор понятий. Самостоятельный поиск значимой необходимой информации. Поиск информации. недостающей информации у взрослых (учитель, родители). Анализировать и обобщать собранные сведения о лошадях Создание продукта Работать над понятием «продукт проекта. Твоё проекта» по заданиям тетради. знакомство с Выполнять исследование и работать понятиями «макет», над проектом, анализируя «поделка» информацию, данную в рабочей тетради. Подготовить сообщения о своих коллекциях. Играем в ученых. Это Ответы по домашнему заданию: дети интересно рассказывают о достопримечательности городов, в которых побывали. Анализ обобщать информацию, выбирать способы получения информации. Структурирование информации, выделение главного. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Формировать умение брать интервью, умения вести и участвовать в дискуссии, развитие коммуникативной компетенции. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Развивать информационную компетентность, формировать умения отсеять лишние данные и умение видеть дефицит данных, умения выделять из предоставленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов. Получить первоначальных навыков сотрудничества, работа над общим делом. занятие 11 Применять знания на практике. стр.40-41, занятие 15 стр.32-34, занятие 12 стр.35-37, занятие 13 стр.38-39, занятие 14 21 16 1 Тест «Чему научился?» ты 17 1 Отбор информации для семиминутного выступления. (Минисообщение) 18 1 19 1 20 1 21 1 Творческая работа. Презентация. Твоё знакомство с понятием «презентация». Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Знаком ли ты с компьютером? Программа MPPMicrosoft Power Point Значимость компьютера в создании проектов. Первые шаги составления презентации на компьютере. Совмещение текста выступления с показом презентации. результата опыта Рассказ о результатах опыта. Самостоятельная работа с последующей проверкой Формировать умение правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы стр.42-43, занятие 16 Самостоятельно раскрытть смысл нового понятия «выступление». Отбор информации для семиминутного выступления по предложенному плану. Анализ стихотворения А. Барто Выступать с мини-сообщениями, подготовленными дома. Участвовать в творческой работа «Моя презентация». Формировать умения презентовать свои достижения (превращать результат своей работы в продукт, предназначенный для других) стр.44-47, занятие 17, Формировать умения в составлении презентации на бумаге. Формировать ключевую компетентность в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно - популярный текст; определять главную мысль текста. стр.48-50, занятие 18 Самостоятельно работать по заданиям рабочей тетради. Взаимодействовать с участниками проекта. Получить первоначальные навыки ролевого взаимодействия со сверстниками по созданию презентаций стр.49-56, занятие 19 Практически работать на компьютере Развивать умения работать в программе МРР (Microsoft Power Point), организовать свою деятельность. Формировать и развивать коммуникативную компетентность, а именно умения уверенно «держать» Часть2 стр.1-11, занятие 20,21 стр.12-14 занятие 22,23 Активно участвовать в диалоге. 22 себя во время выступления и владеть аудиторией («держать» в поле зрения) 22 1 Пробное выступление Репетировать выступления перед перед знакомой и аудиторией незнакомой аудиторией 23 1 Подготовка ответов н предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта 24 1 Тест. «Добрые советы Самостоятельно выполнять тест. проектанту от Мудрого Дельфина» 25 1 Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки 26 1 Самоанализ. Работа над понятием «Самоанализ» Строить устное сообщение о проделанной работе, выбирать различные средства наглядности при выступлении. Рассказывать о своих впечатлениях от пробного выступления. Оценивать свое выступление по пятибалльной шкале. Участвовать в коллективной работе по составлению титульного листа визитки. Составлять титульный лист визитки своего проекта на отдельном листе используя подсказки рабочей тетради. Самооценка: рефлексивные умения, поисковые умения, коммуникативные умения (навыки общения), презентационные умения и навыки. Составлять примерный текст самоанализа. Артистические умения. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Формировать умения отстаивать свою точку зрения, развитие находчивости, уверенности в себе. Развивать навыки монологической речи. Обучение рефлексии. Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе Формировать ключевую компетентность в отношении владения информацией: правильно, осознанно читать (про себя) простой научно популярный текст; определять главную мысль текста. Формировать умения создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Формировать умений контролировать и оценивать свою деятельность и продвижение в её разных видах (рефлексия). стр.12-14 занятие 22,23 стр.15-18, занятие 24 стр.19-22, занятие 25 стр.23-26, занятие 26,27 стр.27-29, занятие 28 23 27 1 Играем в ученых. Это интересно. 28 1 Различные конкурсы проектноисследовательской деятельности. 29 1 Памятка конкурсов. 30 1 31 1 Пробное выступление перед незнакомой аудиторией. Самоанализ – Сочинять советы выступающим рефлексия после перед незнакомой аудиторией. твоего выступления перед незнакомой аудиторией. 32 1 Играем в ученых. Это интересно. 33 1 Благодарственные рисунки-отклики помощникам твоим проектам. Пожелание жюри Активно участвовать в диалоге. Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализировать. Учится работать с реальными объектами как с источниками информации. Заучивает понравившиеся стихи наизусть Обсуждать каждый пункт требований жюри к выступлению на конкурсах проектов. Познакомится с новыми советами мудрого Дельфина Выступать перед незнакомой аудиторией. Наблюдать, осуществлять сравнение, сходство и различие выдвигать гипотезы, делать выводы и обобщения, классифицировать, рассуждать, анализироват., Рисовать открытки своим помощникам. Дружной работе, взаимной поддержке, участию в команде, приобретение опыта совместной деятельности. стр.30, занятие 29 Опыту коллективной деятельности, работы в группах. Получить первоначальные навыков сотрудничества, работа над общим делом. Проявлять творчество. Формировать умение оценивать свою работу по выработанным критериям. стр.31-33, занятие 30 Формировать умения публичного выступления представления результатов работы. Формировать умение оценивать свою работу и видеть опасные места: осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, признавать свои ошибки, анализировать результат своей работы. Формировать умения делать прямые выводы, заключения на основе имеющихся фактов стр.37-39, занятие 32 Формировать умение высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам стр.443-44, занятие 35 Стр34-36, занятие 31 стр.40-41, занятие 33 стр.42, занятие 34 24 34 1 будущим проектантам Советы на лето от Мудрого Дельфина Активно участвовать в играх Участвовать в диалоге: высказывать своих суждений по обсуждаемой теме, анализировать высказываний собеседников. стр.45-48, занятие 36 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение курса Для учителя: Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»; методическое пособие /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ для1,2,3,4 классов. - М.,ИздательствоРОСТ,2012-119с. 25 Для обучающихся: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 1,2,3,4 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/ Дополнительная литература для учителя: 1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва, «Просвещение»,2010. -321с. 2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе: 2010,-5 с. 3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008-119с. 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд.-М.: Просвещение. 2010.-152с. 5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. -М.: «Народное образование». -2000,№7 Дополнительная литература для учащихся: 1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие «Бизнессофт»/ «Хорошая погода»,2007.-159с. 2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.2010/RUS/ РС Электронные образовательные ресурсы: 1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskajajenciklopedija-6-12.html (09.03.11) 2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11) 3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11) 4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11) 26