Рабочая программа учебного предмета Финансовая грамотность для обучающихся 10 - 11 классов

2

Приложение
к основной образовательной программе
Среднего основного общего образования БМАОУ СОШ № 32

Лылова Ольга
Валентиновна

Подписан: Лылова Ольга Валентиновна
DN: C=RU, OU=директор, O=БМАОУ
СОШ №32, CN=Лылова Ольга
Валентиновна, E=bgo_ou32@mail.ru
Дата: 2023-08-30 19:03:44

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3764310)

учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 10 – 11 классов

г. Березовский, 2023

3

Оглавление
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ........................................ Ошибка! Закладка не определена.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ............................................................................................................ 5
Общая характеристика курса ................................................................................................................. 6
Цели и задачи обучения ........................................................................................................................... 7
Место курса в образовательном процессе ............................................................................................ 7
Планируемые результаты освоения курса........................................................................................... 8
Основное содержание курса .................................................................................................................. 11
Глава 1. Личность в мире будущего ........................................................................................................ 11
Глава 2. Деньги в цифровом мире ........................................................................................................... 11
Глава 3. Моделирование личных финансов .......................................................................................... 11
Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования ........................................................................ 11
Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования ..................................................................... 11
Глава 6. Сотрудничество с государством ............................................................................................... 11
Глава 7. Создайте свой стартап Стартап................................................................................................ 12
Тематическое планирование (17/35/70 ч)............................................................................................ 13
Обеспечение образовательного процесса ........................................................................................... 27

4

Цифровой мир ставит перед человеком новые задачи в сфере финансов
и требует определённого уровня подготовки для принятия эффективных
решений.
В учебном курсе по финансовой грамотности значительное внимание
уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и
интерпретации финансовой информации из различных источников, умению
оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант
решения проблемы.
Одной из основных задач развития образования Российской Федерации
на современном этапе является формирование финансовой грамотности и
финансовой культуры населения страны. Именно поэтому в российской
системе образования сегодня уделяется существенное внимание
формированию функциональной грамотности обучающихся, а в её составе, и
финансовой грамотности. Принципиальное значение в настоящее время
приобретает в системе образования решение задачи формирования
надпредметных компетенций и «гибких» навыков. Поэтому в Программе
уделяется особое внимание не только содержательным — предметным
аспектам финансовой грамотности, но и развитию коммуникативных и
регулятивных универсальных учебных действий, решению творческих задач
и формированию критического мышления у обучающихся 10-11 классов.

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Финансовая грамотность» для 10—11 классов
(автор С. В. Толкачёва) предметной области «Общественные науки» может
реализоваться в трёх вариантах:
• 17 ч (1 ч в две недели в течение одного года или 1 ч в неделю в течение
полугода);
• 35 ч (1 ч в неделю в течение одного года);
• 70 ч (1 ч в неделю в течение двух лет).
В рабочей программе соблюдается преемственность в изложении учебного
материала в контексте ранее изученных учебных предметов, в том числе в
использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. В
рекомендациях по реализации рабочей программы учтены компетенции,
полученные обучающимися в курсах истории, обществознания, математики,
информатики и др. Сформированные в данных учебных курсах компетенции
должны стать основой для получения новых знаний и умений для формирования
компетенций, необходимых при принятии решений в сфере финансов.
В процессе обучения рекомендуется учитывать личные потребности
учащегося и социума. Основным умением, формируемым у учащихся, является
способность оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий
вариант решения проблемы. Это становится особенно востребованным в
условиях перехода к цифровой экономике. Цифровой мир ставит перед
человеком новые задачи в сфере финансов и требует определённого уровня
подготовки для принятия эффективных решений.
В данном учебном курсе значительное внимание уделяется формированию
компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой
информации из различных источников. Поиск информации предлагается
осуществлять во взаимодействии с социумом, путём проведения опросов по
конкретным финансовым задачам. Решение этих задач не имеет однозначного
ответа, поэтому рекомендуется организовать их обсуждение в форме дебатов.
В новых условиях цифрового мира полученная информация требует
постоянного обновления. В связи с этим курс впервые дополнен официальным и
открытым блогом автора С. В. Толкачёвой на YouTube. Доступ к материалам
могут получить все желающие. Для этого необходимо подписаться на канал
автора по ссылке: URL: www.YouTube. com/c/SvetlanaTolkacheva. На канале
представлены разные форматы видео, которые могут быть использованы как
учителями при проведении уроков, так и учащимися в рамках самостоятельной
работы. Также площадка предоставляет возможность прямого диалога с автором
курса С. В. Толкачёвой. Есть возможность задавать вопросы и общаться в
организованном автором сообществе в комментариях под видео.
Плейлисты канала дополняют соответствующие главы учебника. Форматы
видео на канале следующие:
• обучающие ролики с анимацией (5—15 мин);
• вопрос—ответ (1—4 мин);
• разбор кейса с презентацией (10—30 мин);
• интервью (30—45 мин).
Рабочая программа учитывает возможность организации внеурочной

6

деятельности: создание условий для получения учащимися необходимого для
жизни социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей. В рамках данной рабочей программы образовательный процесс
нацелен на многогранное развитие и социализацию каждого учащегося в
свободное от учёбы время, а внеурочная деятельность рассматривается как
составная часть учебно-воспитательного процесса.
Рабочая программа составлена с учётом общеинтеллектуального
направления внеурочной деятельности. Отличительными особенностями её
реализации являются:
• использование практико-ориентированного подхода к исследованию
финансовых ситуаций, существующих в современном цифровом мире;
• организация исследовательской работы учащихся в малых группах в
процессе решения конкретной финансовой задачи;
• распределение ролей и ответственности в проектной команде учащихся;
• формирование умения участвовать в дискуссиях по финансовым вопросам;
• обеспечение социализации обучающихся в процессе формирования
навыков общения с представителями различных финансовых структур;
• применение цифровых технологий при разработке финансовых проектов.
В ходе изучения финансовой грамотности в 10—11 классах предложены задачи,
требующие выполнения расчётов и анализа полученных результатов. В
учебнике имеются алгоритмы, применимые к решению практических
финансовых задач.
Общая характеристика курса
Курс «Финансовая грамотность» (предметная область «Общественные
науки») направлен на формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств
личности.
Одним из основных видов деятельности, способствующих развитию
познавательного интереса, является исследовательская деятельность. В курсе
«Финансовая грамотность» она осуществляется по ключевым финансовым
вопросам, актуальным в цифровом мире, на основе личного участия
обучающегося в определении проблемных финансовых ситуаций, изучении
способов решения выявленных проблем, обсуждении и выборе варианта
действий, проведении опросов в социуме, подведении итогов исследования и др.
Коммуникативная деятельность обучающихся строится на основе
совместной (командной) деятельности, включающей отстаивание собственной
позиции в исследовании конкретной финансовой проблемы, умение
формулировать мысли, аргументировать собственную точку зрения, выполнение
персональной задачи, поставленной перед каждым членом команды, участие в
дискуссии, сбор, структурирование и представление информации в устной и
письменной форме, оформление результатов командного исследования и т. д.
Курс «Финансовая грамотность» базируется на применении знаний и
умений, приобретённых в процессе изучения информатики и ИКТ. Обучающиеся
используют эти знания и умения при решении практических финансовых
вопросов, например получении онлайн-услуг Пенсионного фонда РФ, налоговых

7

органов, коммерческих банков, страховых организаций.
Структура курса включает в себя теоретические положения и практические
задания, которые позволят обучающемуся закрепить знания, при полученные в
ходе изучения конкретной темы курса. Последовательность глав выстроена
таким образом, чтобы обучающийся подготовился к решению не только
текущих, но и перспективных финансовых задач.
В цифровом мире значимо формирование правового самосознания при
использовании цифровых технологий с учётом возможных угроз, вызванных
цифровизацией экономики.
Курс по финансовой грамотности в 10—11 классах требует деятельностного
подхода к обучению, в процессе которого у обучающихся формируется единство
знаний, умений и практических навыков по финансовым вопросам и способам их
решения. Усвоение знаний происходит в ходе групповой и индивидуальной
работы, которая организуется под руководством учителя самими обучающимися.
Изучение курса «Финансовая грамотность» (предметная область
«Общественные науки») даёт возможность обучающимся овладеть навыками
практической адаптации в динамично меняющемся цифровом мире, которые
используются для решения финансовых проблем.
Цели и задачи обучения
Цели обучения:
• приобретение опыта решения финансовых вопросов учащимися 10—11 классов
на основе практико-ориентированного подхода с применением цифровых
технологий;
• формирование финансовой грамотности у учащихся 10— 11 классов для
принятия аргументированных решений на основе альтернатив в цифровом мире.
Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:
• раскрыть эволюцию и роль денег в цифровой экономике;
• познакомиться с практикой использования цифровых денег и возможностями
разрешения проблемных ситуаций;
• освоить механизм моделирования и управления личными финансами;
• изучить и применить инструменты сбережения и инвестирования в цифровом
мире;
• познакомиться с процессами кредитования и заимствования в современной
экономике;
• рассмотреть возможности применения цифровых технологий в процессе
финансового планирования;
• определить возможности формирования современной личности как условия
поиска себя в цифровом мире;
• разработать проект собственного стартапа и исследовать финансовые
возможности для его реализации.
Место курса в образовательном процессе
Курс «Финансовая грамотность» (предметная область «Общественные
науки») рассчитан на учащихся старших классов, имеющих общую подготовку
по истории, обществознанию, математике, информатике и владеющих

8

компьютером на уровне пользователя.
Так, с опорой на знания по истории изучается эволюция
денежнофинансовых отношений. Умения вести дебаты по финансовым вопросам
и аргументировать свою позицию требуют применения знаний, умений и
навыков, приобретённых в курсе обществознания. Обоснованию собственного
варианта решения финансового вопроса призваны содействовать знания и
умения, полученные при изучении математики. Разноплановые практические
работы, обеспечивающие прочное усвоение материала, выполняются с
использованием знаний по информатике и навыков поиска в Интернете.
Курс «Финансовая грамотность» ориентирован на формирование у
обучающихся
системы
ценностей,
соответствующих
общественным
потребностям и условиям: юридическим, политическим, нравственным,
социальным, экономическим, а также существующим в данный момент времени.
Изучение курса ориентировано на потребности личности в обоснованном выборе
профессии и получении необходимых профессиональных компетенций в системе
среднего и высшего образования.
Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения курса финансовой грамотности в 10—11
классах достигаются на основе деятельностного подхода, реализуемого в рамках
общеинтеллектуального направления путём использования словесно-логических,
научно-исследовательских и игровых форм организации деятельности, изучения
содержания учебного материала, методического сопровождения, иллюстраций. 7
Предметные результаты заключаются в готовности обучающихся
участвовать в реальных финансовых ситуациях, возникающих в условиях
цифрового мира, за счёт:
• понимания и грамотного применения финансовых терминов;
• сравнительного анализа и оценки вариантов взаимодействия личности с
государством, кредитными и страховыми организациями, Пенсионным фондом
РФ, налоговыми органами, потенциальными инвесторами;
• изучения технологий предоставления финансовых услуг в цифровом мире
и способов их применения;
• разработки бизнес-плана по созданию собственного бизнеса в форме
стартапа и его защиты. Ученик научится:
• оценивать
компетенций;

и

прогнозировать

востребованность

профессиональных

• видеть различия разных типов денег, понимать сущность происходящих
процессов изменения стоимости денег, определять безопасность операций;
• формулировать личные финансовые цели, понимать основные риски;
планировать личные доходы и расходы;

9

• понимать предназначение финансовых услуг: кредитов и депозитов,
платёжных карт, страховых программ и т. д.;
• представлять типичные ошибки при использовании базовых финансовых
услуг;
• понимать различия между финансовыми инструментами, представлять их
возможности применения;
• различать банки и микрофинансовые организации (МФО);
• оценивать условия предоставления финансовых услуг, видеть возможные
последствия;
• понимать специализацию и роль финансовых посредников в области
банковских, страховых и инвестиционных услуг;
• разбираться в структуре и принципах работы налоговой и пенсионной
систем;
• отличать возможные виды финансовых махинаций и знать способы
защиты от них;
• пользоваться порталами, предоставляющими государственные услуги;
• защищать персональную информацию различными способами;
• понимать процесс реализации стартапа, оценивать необходимые ресурсы и
представлять возможные риски.
Ученик получит возможность научиться:
• разрабатывать личный план развития;
• принимать осознанные решения при совершении операций с денежными
средствами, использовать на практике дистанционные средства управления
финансами;
• оценивать разные виды личного капитала, в том числе финансовые активы
и человеческий капитал;
• организовывать процесс управления личными финансами с помощью
цифровых технологий;
• расставлять свои финансовые цели в соответствии с возможностями и
приоритетами;
• оценивать варианты инвестирования и выбирать приемлемый;
• диагностировать действия организации как финансовой пирамиды;
• представлять образ идеального заёмщика для банка;
• взаимодействовать с государством путём создания личных кабинетов на
сайтах, предоставляющих государственные услуги;
• формулировать идею стартапа, понимать возможности финансирования (в
зависимости от конкретных условий).
Метапредметные результаты состоят в формировании и практическом

10

использовании аналитического подхода к работе с финансовой информацией.
Познавательные:
• освоение способов принятия финансовых решений в изменяющихся
условиях;
• организация сбора, обработки, анализа информации в цифровом мире;
•
овладение
методами
сравнения,
обобщения,
классификации,
формулирования выводов, исходя из конкретной финансовой ситуации;
• установление причинно-следственных связей, логической
рассуждений, доказательств при обосновании выбора варианта действий;

цепи

• формулирование гипотезы и её обоснование по дискутируемой теме.
Регулятивные:
• постановка цели действий в условиях решения конкретной финансовой
проблемы;
• прогнозирование рисков использования цифровых денег, изменения их
стоимости, функций, видов;
• оценка преимущества применения цифровых технологий при достижении
финансовых целей;
• контроль результатов использования, выбранного способа достижения
финансовых целей;
• корректировка процесса достижения финансовой цели с учётом влияния
различных факторов;
• оценка результатов реализации принятого финансового решения.
Коммуникативные:
• инициирование сотрудничества в поиске и сборе финансовой информации;
• планирование, определение функций и способов взаимодействия обучающихся
в игровой форме при обсуждении возможностей для успешного решения
финансовых вопросов;
• выявление проблем развития финансового сектора в цифровом мире;
• выявление черт сходства и различия, преимуществ и угроз в конкретных
финансовых ситуациях;
• участие в «Дебат-клубе» по финансовым вопросам, аргументация своей
точки зрения, уважительное отношение к позиции оппонентов;
• представление результатов анализа определённой финансовой проблемы в
форме доклада, сообщения с использованием возможностей ИКТ.
К личностным результатам обучения относится формирование
самостоятельности при принятии финансовых решений в цифровом мире, что
реализуется посредством:
• осознания себя как участника финансовых ситуаций, требующих принятия
ответственных решений;

11

• личной оценки действий субъектов финансовых отношений;
• овладения навыками анализа финансовых отношений на основе их
моделирования в виде игровых ситуаций;
• готовности пользоваться своими правами в финансовой сфере;
• готовности использовать возможности, существующие в цифровом мире,
для принятия финансовых решений.
Основное содержание курса
Глава 1. Личность в мире будущего
Скорость жизни в цифровом мире. Возможные сценарии жизни.
Человеческий капитал. Инвестирование в себя. Роботизация. Искусственный
интеллект. Компетенции будущего. Hard skills и Soft skills.
Глава 2. Деньги в цифровом мире
Деньги. Природа цифровых денег. Стоимость денег во времени. Инфляция и
дефляция. Волатильность. Банковские карты. Мобильный и интернет-банк.
Электронные деньги и кошельки. Телефонное мошенничество. Скимминг.
Фишинг. Снифферинг.
Глава 3. Моделирование личных финансов
Потребности и желания. Пирамида Маслоу. Первичные и вторичные
потребности. Влияние рекламы. Финансовая цель. Активы и пассивы.
Страхование рисков. Осознанные расходы. Источники дохода. Правила
составления финансового плана. Финансовая «подушка безопасности».
Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования
Маховик сбережений. Активный и пассивный доход. Вклад в банке
(депозит). Простые и сложные проценты. Накопительный счёт. Гарантии
государства. Система страхования вкладов. Инвестирование. Финансовые
активы. Облигации. Акции. Государственные и корпоративные облигации.
Производныe
финансовыe
инструменты.
Опционы.
Фьючерсы.
Квалифицированный инвестор. Брокер. Индивидуальный инвестиционный счёт.
Стратегия инвестирования. Доходность. Рыночные риски. Диверсификация
инвестиционного портфеля. Принципы финансовых пирамид в цифровом мире.
Глава 5. Инструменты кредитования и заимствования
Кредит. Кредитные карты. Карты рассрочки. Автокредитование. Ипотека.
Коммерческий банк. Микрофинансовые организации. Идеальный заёмщик.
Кредитная история. Кредитный договор. Способы погашения кредита.
Банкротство физических лиц.
Глава 6. Сотрудничество с государством

12

Коммуникация в цифровом мире. Идентификация. Паспорт гражданина.
Персональные данные. Традиционная и биометрическая защита. Единая система
идентификации и аутентификации. Связь гражданина с государством. Налоговая
система. Налог на имущество. Кадастровая стоимость. Налог на доходы
физических лиц. Транспортный налог. Социальная поддержка. Социальные
услуги и льготы. Активный и пенсионный возраст. Пенсионная система.
Страховая и накопительная части пенсии. Новая пенсионная формула.
Глава 7. Создайте свой стартап Стартап.
Идеи для стартапа. Команда для стартапа. Бизнес-план. Бизнес-идея.
Маркетинговая стратегия. Финансовый план. Особенности реализации идей.
Принятие решений в ситуации неопределённости.

Тематическое планирование (17/35/70 ч)
Номер и тема
параграфа
Введение (0,5/0,5/1 ч)
Вводный урок

Форма организации внеурочной деятельности

1. Интегрированное занятие 1. Беседа об
особенностях курса «Финансовая грамотность». 2.
Коллективное целеполагание на курс обучения
Глава 1. Личность в мире будущего (1,5/3,5/7 ч)
1.1. Планируйте жизнь
2. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
на перспективу
различных сценариев жизни человека. 2. Просмотр
видео из плейлиста «Личность в цифровом мире».
3. Дебаты на тему «Человеческий капитал важнее,
чем финансовый» («Дебатклуб», тема 1, с. 17)
3. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
профессиональных компетенций, наличие которых
поможет не остаться без работы. 2. Беседа об
инвестировании в себя и о страховании рисков. 3.
Выполнение практического задания 1
(«Практикум», задание 1, с. 18). 4. Работа в паре:
изучение свойств человеческого капитала.
Обсуждение результатов выполнения
практического задания. Домашнее задание:
подготовка выступлений («Выступления», темы 1—
2, с. 18)
4. Практическое занятие 1. Выступление с
докладами и презентациями («Выступления», темы
1—2, с. 18). 2. Обсуждение содержания докладов,
ответы авторов на вопросы, высказывание
собственных суждений. 3. Написание эссе по теме
«Как я понимаю процесс непрерывного обучения»
1.2. Найдите себя в
профессии будущего

5. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
проблемы использования искусственного
интеллекта. 2. Беседа о профессиях,

13
Характеристика основных видов
деятельности

17 ч

35 ч

70 ч

Узнают особенности изучаемого предмета и
содержание курса; обсуждают цели и задачи
курса обучения

0,5

0,5

1

Анализируют важные жизненные этапы,
факторы и обстоятельства возможных
ситуаций; выделяют критерии успешности;
составляют свой условный сценарий жизни;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся
Рассматривают понятие и разнообразие
профессиональных компетенций,
необходимость их развития и подходящее
время для этого; анализируют понятие,
важность и своевременность инвестиций в
человеческий капитал; обсуждают
особенности человеческого капитала;
составляют личный план развития,
затрагивающий каждый элемент
человеческого капитала

0,5

0,5

1

—

1

1

Обсуждают навыки будущего, важность и
необходимость их развития для себя;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся; систематизируют
знания по теме; формулируют своё
отношение к обсуждаемым темам в
письменной форме
Высказывают своё мнение о возможных
проблемах использования искусственного
интеллекта; сопоставляют факты развития

-

-

1

1

1

1

востребованных в цифровом мире: где их можно
получить. 3. Просмотр видео из плейлиста
«Личность в цифровом мире». 4. Групповая работа
«Причинно-следственные связи в развитии науки и
техники». 5. Обсуждение ключевых вопросов темы,
подведение итогов
6. Интегрированное занятие 1. Обсуждение трендов
востребованных профессий завтрашнего дня. 2.
Беседа о выборе конкретного направления
фундаментального образования. 3. Дебаты по теме
(«Дебат-клуб», темы 2—3, с. 17). Домашнее
задание: «Практикум», темы 4—5, с. 18

8. Практическое занятие 1. Выступления с
докладами («Выступления», тема 3). 2. Обсуждение
содержания докладов, ответы авторов на вопросы,
высказывание собственных суждений. 3.
Выполнение задания 3 из «Практикума» на с. 18. 4.
Подведение итогов, проведение групповой
рефлексии с опорой на рубрику «Знаю, умею, могу»
на с. 17
Глава 2. Деньги в цифровом мире (3/6/12 ч)
2.1. Будьте в тренде 9. Интегрированное занятие 1. Беседа об эволюции
эволюция денег
денег, обсуждение цифровых денег и возможных
рисков их использования. 2. Обсуждение факторов
изменения стоимости денежных средств. 3.

14
науки и общества и возникновения
новых
профессий; анализируют востребованные
профессии цифрового мира, делают выводы
о необходимости развития навыков и
компетенций; формулируют и высказывают
свою точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся
Дискутируют о востребованных профессиях
«сегодня» и «завтра»; выделяют особенности
фундаментального образования и приводят
аргументы для выбора направлений
фундаментального образования;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся 13 7. Практическое
занятие 1. Обсуждение результатов
выполненного задания из «Практикума». 2.
Выполнение задания 6 из «Практикума» на с.
18. Домашнее задание: «Практикум», задание
2, с. 18; подготовка выступления
(«Выступления», тема 3, с. 18) Анализируют
результаты проведённого опроса, обобщают
результаты и сопоставляют полученный и
ожидаемый результаты
Представляют презентации или устные
доклады как результат своей деятельности;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся; составляют
предварительный план своей жизни

Обсуждают этапы эволюции денег, приводят
примеры; формируют понимание понятия
электронных денег; сравнивают возможности
использования разных видов денег;

-

1

1

-

-

1

1

1

1

Выполнение задания 6 из «Практикума» на с. 43. 4.
Проведение парной рефлексии с помощью рубрики
«Знаю, умею, могу» на с. 31
10. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
причин возникновения денег, развития финансового
сектора в цифровом мире; защиты денежных знаков
от подделок. 2. Просмотр видео из плейлиста
«Деньги в цифровом мире». 3. Проверочная работа.
«Цифровые деньги». Домашнее задание:
подготовка докладов (распределение тем)
11. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
проблемы: почему лучше деньги сегодня, чем
деньги завтра («Выступления», тема 1, с. 42). 2.
Беседа о причинно-следственных связях между
стоимостью денег и инфляцией в России. 3.
Групповая работа: «Готовим экспертное
заключение: положительные и отрицательные
последствия инфляции»
12. Интегрированное занятие 1. Беседа о цифровых
деньгах. 2. Просмотр видео из плейлиста «Деньги в
цифровом мире». 3. Дебаты по теме («Дебат-клуб»,
тема 1, с. 41). 4. Коллективное формулирование
выводов и подведение итогов занятия
2.2. Управляйте
деньгами дистанционно.
• Банковские карты —
всё в одной.
• Мобильный банк и
электронный кошелёк

13. Интегрированное занятие 1. Представление
информации о том, как выглядит банковская карта
и какие функции она выполняет. Обсуждение
причинно-следственных связей алгоритма
формирования номера банковской карты и
проблемы безопасного использования банковской
карты. 2. Беседа об имеющихся прорывных
технологиях в дистанционном управлении
безналичными деньгами. 3. Просмотр видео из
плейлиста «Деньги в цифровом мире». Домашнее
задание: выполнение практической работы
(«Практикум», задание 1, с. 42)
14. Интегрированное занятие 1. Беседа о

15 знания и умения;
оценивают полученные
находят информацию об изготовлении денег
в разные периоды истории
Сопоставляют факты из истории становления
финансовой системы, находят
закономерности, делают прогнозы; узнают о
способах подделки разных видов денег и
возможностях распознавания фальшивых
банкнот; показывают осведомлённость о
различных формах безналичных денег
Формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся; узнают о
процессах изменения стоимости денег,
рассматривают примеры; оценивают процесс
инфляции с разных позиций, выделяют
положительные и отрицательные стороны

-

1

1

-

1

Обсуждают особенности цифровых денег,
формируют личное отношение на основании
изученного материала; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся
Рассматривают кредитные карты, узнают
назначение отдельных символов; обсуждают
возможности управления безналичными
деньгами; анализируют взаимосвязь
формирования номеров банковских карт и их
безопасного использования; формулируют и
высказывают свою точку зрения;
анализируют банковские предложения о
выпуске банковских карт

-

-

1

1

1

1

Систематизируют информацию о

-

1

1

мобильных и интернет-банках, анализ электронных
кошельков. 2. Демонстрация примеров
тематических мобильных приложений и
интернетсайтов. 3. Практическая работа «Как
управлять банковской картой с использованием
мобильного приложения?». 4. Дебаты по теме
(«Дебат-клуб», тема 2, с. 41)
15. Интегрированное занятие 1. Обсуждение правил
сбора и обработки информации. 2. Дебаты по теме
(«Дебат-клуб», темы 1 и 3, с. 41). 3. Просмотр
тематических роликов
16. Практическое занятие 1. Групповая работа:
«Управляем личными финансами с использованием
банковских услуг». 2. Обсуждение результатов
занятия, формулирование ключевых идей темы

2.2. Управляйте
деньгами дистанционно.
Риски и мошенники

17. Интегрированное занятие 1. Беседа о видах
финансового мошенничества и выборе способа
защиты. 2. Просмотр видео из плейлиста «Деньги в
цифровом мире». 3. Выполнение практической
работы («Практикум», задания 2—4, с. 42).
Домашнее задание: выполнение практической
работы («Практикум», задание 5, с. 43)
18. Интегрированное занятие 1. Беседа о
телефонном мошенничестве и разбор возможных
ситуаций на примерах. 2. Представление
результатов выполненной практической работы. 3.
Обсуждение представленных результатов. 4.
Групповая работа «Формулирование советов для
разных возрастных групп»
19. Интегрированное занятие 1. Беседа о фишинге и
разбор возможных ситуаций на примерах. 2.

16
дистанционном управлении
безналичными
деньгами; работают с сайтами банков;
работают с мобильными приложениями для
банковского обслуживания; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся
Дискутируют о процессе сбора и обработки
информации в условиях цифрового мира;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся
Работают совместно с одноклассниками,
используя мобильные приложения банков;
делают выводы о пользовании такими
приложениями; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся
Узнают способы мошенничества и
обсуждают способы защиты; дискутируют о
правилах сбора и обработки информации
пользователей, приводят аргументы и
рассматривают примеры; проводят опрос
окружающих людей о действиях при
получении подозрительных смс-сообщений,
анализируют информацию и делают выводы
Обсуждают телефонное мошенничество,
приводят примеры, разбирают возможные
ситуации; представляют результат
домашнего задания; анализируют, делают
выводы и обсуждают с одноклассниками
результаты, формулируют рекомендации для
учащихся младших классов или других
возрастных групп
Обсуждают фишинг, приводят примеры,
разбирают возможные ситуации; собирают

-

-

1

-

-

1

1

1

1

-

1

1

-

-

1

Разработка листовки-предупреждения об этом виде
мошенничества. 3. Обсуждение представленных
результатов

20. Интегрированное занятие 1. Беседа о скимминге
и снифферинге, разбор возможных ситуаций на
примерах. 2. Разработка сценария практического
занятия для учеников младших классов об этом
виде мошенничества. 3. Обсуждение
представленных результатов. 4. Подведение итогов
темы
Глава 3. Моделирование личных финансов (2/4/8 ч)
3.1. Определите
21. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
финансовые цели
проблемы сопоставления потребностей и
финансовых возможностей в жизни человека. 2.
Беседа о корректировке процесса достижения
финансовой цели с учётом влияния различных
факторов; об осуществлении контроля за процессом
достижения финансовых целей с помощью
мобильных приложений. 3. Просмотр видео из
плейлиста «Личные финансы». 4. Дебаты («Дебатклуб», тема 1, с. 68). Домашнее задание:
выполнение практической работы («Практикум»,
задание 3, с. 69)
22. Практическое занятие 1. Беседа о корректировке
процесса достижения финансовой цели с учётом
влияния различных факторов. 2. Групповая работа
«Контроль достижения финансовых целей с
помощью мобильных приложений»
23. Практическое занятие 1. Обсуждение
исследований о преимущественных тратах в разных
странах мира. 2. Работа в паре «Анализ структуры
расходов семей в разных странах мира»

17
информацию и формулируют
советы для
размещения на листовке-предупреждении;
анализируют, делают выводы и обсуждают с
одноклассниками результаты, формулируют
рекомендации для учащихся младших
классов или других возрастных групп
Обсуждают скимминг и снифферинг,
приводят примеры, разбирают возможные
ситуации; систематизируют информацию,
ищут дополнительные сведения в случае
необходимости, разрабатывают сценарий
практического занятия для учащихся
младших классов; обсуждают с
одноклассниками результаты

-

-

1

Выявляют проблемы сопоставления
потребностей и финансовых возможностей;
обсуждают процесс достижения финансовых
целей, предлагают варианты возможных
действий; анализируют функционал
мобильных приложений; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся

1

1

1

Высказывают своё мнение о корректировке
процесса достижения финансовых целей,
подбирают примеры, рассматривают
возможные ситуации; работают в мобильных
приложениях; обсуждают результаты и
делают выводы
Анализируют результаты исследований о
тратах людей в разных странах мира;
анализируют фактическую и статистическую
информацию, сопоставляют факты и

-

1

1

-

-

1

24. Практическое занятие 1. Актуализация
информации по теме. 2. Написание эссе по
выбранной теме (см. темы в технологической карте
урока 24)

3.2. Управляйте
доходами и расходами

25. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
изменения активов в цифровом мире. Можно ли всё
в жизни купить за деньги. Исследование проблемы
оптимизации активов и пассивов. 2. Дебаты
(«Дебат-клуб», тема 3, с. 68). 3. Работа с текстом.
Объяснение различий возможных расходов и
возможных доходов. 4. Выполнение практического
задания («Практикум», задание 4, с. 70)
26. Интегрированное занятие Выполнение
практической работы («Практикум», задание 5, с.
70). Обсуждение оптимизации активов и пассивов.
Актуализация знаний об активах и пассивах. Беседа
о страховании рисков. Составление памятки.
Обсуждение личного финансового плана на три
года с учётом заданных параметров («Практикум»,
задание 6, с. 70)

27. Практическое занятие 1. Актуализация знаний о
страховании рисков. Просмотр видео из плейлиста
«Личные финансы». 2. Работа в группе «Анализ
предложений разных страховых компаний». 3.
Выступление представителей групп с презентацией
результатов работы. Обсуждение. Домашнее
задание: подготовка выступлений («Выступления»,
с. 69)

18
выделяют закономерности;
проводят
сравнительный анализ статей расходов,
формулируют выводы
Сравнивают представленные темы,
выбирают наиболее интересную тему для
написания эссе; формулируют и излагают
свои мысли и умозаключения в письменном
виде согласно структуре эссе (выдвигают
тезисы, приводят аргументы, иллюстрируют
примерами)
Обсуждают изменения активов в цифровом
мире, приводят примеры; высказывают свою
точку зрения касаемо изучаемых тем;
коллективно выполняют задания,
аргументируя свои позиции; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся
Проводят оптимизацию активов и пассивов
на примере из практической работы,
предлагают свой вариант, узнают о
вариантах по оптимизации, предложенных
одноклассниками, и обсуждают их
перспективы; обсуждают возможности
страхования рисков, формулируют советы;
составляют личный финансовый план;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся
Обобщают знания о страховании рисков,
анализируют предложения разных страховых
компаний, выделяют критерии оценивания и
сравнивания; представляют результат
работы, обосновывают выбор; формулируют
и высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся

-

-

1

1

1

1

-

1

1

-

-

1

28. Интегрированное занятие 1. Коллективная
рефлексия с использованием утверждений из
рубрики «Знаю, умею, могу». 2. Написание эссе по
теме или практическое занятие: презентация
заранее подготовленных докладов («Выступления»,
с. 69)
Глава 4. Инструменты сбережения и инвестирования (3/6/12 ч)
29. Интегрированное занятие 1. Беседа об
определении цели формирования личных
сбережений; о признаках классификации доходов.
2. Обсуждение возможностей сбережений в банках,
различных опций вкладов (рис. 60) и вычисление
процентов по вкладу. 3. Выполнение практического
задания («Практикум», задание 3, с. 103). Домашнее
задание: выполнение практической работы
(«Практикум», задание 1, с. 103)
30. Интегрированное занятие 1. Работа с текстом,
выделение и объяснение ключевых понятий. 2.
Обсуждение результатов занятия, формулирование
ключевых идей темы

31. Практическое занятие 1. Дебаты («Дебат-клуб»,
тема 2, с. 102). 2. Обсуждение результатов занятия,
формулирование выводов

32. Практическое занятие 1. Просмотр видео из
плейлиста «Сбережения и инвестирование». 2.
Обсуждение: финансовые цели человека при
создании «подушки безопасности» и выборе банка.
3. Работа в паре «Рефлексивный анализ
утверждений, приведённых в рубрике «Знаю, умею,
могу» на с. 82 или индивидуальная работа: миниэссе на тему «Способы сбережений в цифровом

19 делают выводы;
Обобщают информацию,
оценивают свои знания и умения;
формулируют и излагают свои мысли и
умозаключения в письменном виде согласно
структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят
аргументы, иллюстрируют примерами)

-

-

1

Определяют цели и возможности
сбережений, определяют зависимость
сбережений от доходов; узнают способы
сбережений, сравнивают их и оценивают
эффективность; формируют индивидуальное
отношение к этим способам; описывают
возможности интернет-сервисов и
мобильных банков для сбережений

1

1

1

Объясняют различия между депозитом и
накопительным счётом, выделяют
преимущества страхования; обсуждают
различия между депозитом и накопительным
счётом; формулируют и высказывают свою
точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся
Анализируют различные предложения
банков, выделяют критерии сравнивания и
выбирают наиболее подходящий вариант;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся
Обобщают знания о сбережениях, обсуждают
финансовые цели человека, оценивают выбор
действий в разных ситуациях; анализируют
свои знания и умения, формируют план
ближайшего развития; высказывают своё
мнение о сбережениях

-

1

1

-

-

1

-

-

1

4.2. Инвестируйте с
умом

4.3. Остерегайтесь
финансовых пирамид

мире. Что я предпочту?»
33. Интегрированное занятие 1. Просмотр видео из
плейлиста «Сбережения и инвестирование». 2.
Работа с текстом параграфа, выделение и
объяснение ключевых понятий темы. 3. Беседа о
признаках классификации инвестиций, о видах
производных финансовых инструментов и видах
инвесторов на фондовом рынке. 4. Обсуждение
индивидуальных инвестиционных счетов, анализ
примеров. 5. Выполнение практической работы
(«Практикум», задание 5, с. 104)
34. Интегрированное занятие 1. Просмотр видео из
плейлиста «Сбережения и инвестирование».
Обсуждение вариантов оптимизации инвестиций в
координатах «доходность — риск». 2. Выполнение
практической работы («Практикум», задание 6, с.
104). Домашнее задание: подготовка выступлений
(«Выступления», темы 1—3, с. 103)
35. Игровое занятие 1. Обсуждение результатов
выполнения практической работы. Обмен
мнениями. 2. Выступления учащихся. Обсуждение
содержания докладов, ответы авторов на вопросы,
высказывание собственных суждений
36. Практическое занятие 1. Дебаты («Дебат-клуб»,
темы 1—2, с. 102). 2. Парная рефлексия с опорой на
рубрику «Знаю, умею, могу» на с. 98
37. Интегрированное занятие 1. Беседа о действиях
мошенников в цифровом мире и способах защиты
от них. Беседа о видах финансовых пирамид в
Интернете. 2. Обсуждение механизма, признаков
построения и функционирования финансовой
пирамиды, а также причин распространения
финансовых пирамид в Интернете. 3. Дебаты
(«Дебат-клуб», тема 3, с. 102). Домашнее задание:
подготовка выступлений к конференции

20
Читают текст параграфа и смотрят видео,
выделяют и объясняют ключевые понятия;
обсуждают процесс инвестирования,
используемые финансовые инструменты и
виды инвесторов на фондовом рынке;
анализируют и описывают индивидуальный
инвестиционный счёт; оценивают
инвестиционный портфель и предлагают его
возможные изменения
Узнают о возможностях начинающих
инвесторов, рассматривают особенности
процессов инвестирования и способов
оптимизации; изучают возможности
открытия брокерского счёта на сайтах
разных банков; готовят доклады для
выступлений
Анализируют предложенные практические
задания, сопоставляют данные и принимают
решения; формулируют и высказывают свою
точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся
Формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся; подводят
индивидуальный промежуточный итог,
оценивают свои знания и умения
Узнают о финансовых пирамидах,
обсуждают принципы их функционирования; анализируют причины
распространения финансовых пира- мид и их
краха; формулируют и высказывают свою
точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся;
формулируют индивидуальную тему для
конференции

1

1

1

-

1

1

-

-

1

-

-

1

1

1

1

21 своей работы,
Представляют результат
1
1
задают и отвечают на вопросы; формулируют
и высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся
39. Практическое занятие 1. Обсуждение ключевых Обобщают и систематизируют знания по
1
вопросов всей темы, формулирование выводов. 2.
всем темам главы 4; составляют тест по
Составление теста по теме. 3. Рефлексия с опорой
информации из этой главы; оценивают
на рубрику «Знаю, умею, могу» на с. 102
полученные знания и умения
40. Практическое занятие 1. Групповая работа
Систематизируют информацию о
1
«Разработка сценария урока для выбранной
мошенничестве (при необходимости
возрастной категории (5—7 классы, 8—9 классы)
дополняют её из других источников);
по теме финансового мошенничества». 2.
создают сценарий урока для одной из
Обсуждение результатов и подведение итогов
представленных возрастных категорий с
учётом их особенностей; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся
лава 5. Инструменты кредитования и заимствования (3/6/12 ч, в том числе на проектную работу 1/2/4 ч в зависимости от общего календарного плана)
5.1. Выбирайте цели
41. Интегрированное занятие 1. Беседа о целях
Актуализируют знания о потребностях
1
1
1
кредитования разумно
кредитования, обсуждение примеров ситуаций
человека, сопоставляют потребности и
сопоставления сумм собственных денежных
количество денежных средств, необходимых
средств и имеющихся потребностей. 2. Работа с
для их удовлетворения; читают текст
текстом параграфа: выделение ключевых понятий и параграфа, объясняют ключевые понятия и
обсуждение принципов организации процессов. 3.
рассматривают принципы организации
Групповая работа «Образ идеального заёмщика». 4. процесса кредитования; формируют образ
Беседа о преимуществах и недостатках кредитов и
идеального заёмщика для банка;
займов. 5. Дебаты («Дебат-клуб», тема 2, с. 126)
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся
42. Интегрированное занятие 1. Просмотр видео из
Сравнивают и анализируют банковские
1
1
плейлиста «Кредиты и займы». 2. Групповая работа предложения по кредитам и кредитным
с кейсами «Анализ банковских предложений по
картам в разных банках, самостоятельно
кредитам и кредитным картам». 3. Дебаты («Дебат- выделяют критерии сравнения; формулируют
клуб», тема 3, с. 126). 4. Обсуждение и подведение
и высказывают свою точку зрения, приводят
итогов
аргументы; анализируют мнения других
учащихся
38. Интегрированное занятие 1. Проведение
конференции «Мошенники в цифровом мире». 2.
Обсуждение содержания докладов, ответы авторов
на вопросы, высказывание собственных суждений

22 кредитование,
Анализируют ипотечное
выделяют положительные и отрицательные
стороны; формируют собственное отношение
к проблеме; объясняют ключевые понятия;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся
Обсуждают подготовленные учащимися
доклады; формулируют и высказывают свою
точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся;
оценивают проделанную работу и свои
знания и умения
45. Интегрированное занятие 1. Просмотр видео из
Рассматривают и анализируют образец
плейлиста «Кредиты и займы». 2. Обсуждение
кредитного договора, обсуждают условия,
смысла условий кредитного договора, последствий
возможные нарушения и их последствия;
нарушения условий кредитного договора, проблемы систематизируют знания о договорах;
банкротства физических лиц. 3. Исследовательская формулируют и высказывают свою точку
работа: анализ образца кредитного договора. 4.
зрения, приводят аргументы; анализируют
Обсуждение и подведение итогов
мнения других учащихся
46. Интегрированное занятие 1. Беседа о признаках Пользуются кредитным онлайн
классификации платежей по кредиту и об оценке
калькулятором на сайтах разных банков,
стоимости кредита с помощью онлайнкалькулятора. анализируют возможности; формулируют и
2. Обсуждение проблемы выбора надёжного банка, высказывают свою точку зрения, приводят
а также выбора оптимального варианта
аргументы; анализируют мнения других
кредитования и ответственности поручителя по
учащихся; принимают решения исходя из
кредитному договору. 3. Выполнение практической условий практических заданий, объясняют
работы («Практикум», задания 1, 6, с. 127—128)
свою позицию
47. Интегрированное занятие 1. Просмотр видео из
Комментируют полученную из видео
плейлиста «Кредиты и займы». 2. Выполнение
информацию; принимают решение исходя из
практической работы («Практикум», задание 2, с.
условий задания, объясняют выбор своего
127). 3. Обсуждение и подведение итогов
решения; формулируют и высказывают свою
точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся
48. Интегрированное занятие 1. Работа в парах:
Сравнивают принципы заимствования в
заимствование денежных средств в банках и МФО. банках и МФО, выделяют ключевые
2. Беседа о коллекторах и их деятельности. 3.
различия; узнают об особенностях
43. Интегрированное занятие 1. Просмотр видео с
комментариями из плейлиста «Кредиты и займы».
2. Работа с текстом параграфа, выделение ключевых
понятий. 3. Дебаты («Дебат-клуб», тема 1, с. 126). 4.
Обсуждение и подведение итогов. Домашнее
задание: подготовка выступлений («Выступления»,
тема 1, с. 127)
44. Интегрированное занятие 1. Выступления
учащихся по заявленным темам. 2. Обсуждение и
подведение итогов всей темы. 3. Индивидуальная
рефлексия с опорой на рубрику «Знаю, умею, могу»
на с. 119

5.2. Изучите условия
кредита и займа

-

-

1

-

-

1

1

1

1

-

1

1

-

-

1

-

-

1

Проектная работа

Обсуждение вопроса банкротства физических лиц.
Просмотр видео из плейлиста «Кредиты и займы».
4. Индивидуальная рефлексия с опорой на рубрику
«Знаю, умею, могу» на с. 126
49—52. Практическое занятие 1. Групповая
проектная работа «Создание информационного
видеоролика «Всё о кредитах». 2. Формат и
содержание выбираются самостоятельно

Глава 6. Сотрудничество с государством (2/4/8 ч)
6.1. Взаимодействуйте с 53. Практическое занятие 1. Анализ
государством грамотно
информационных ресурсов, способствующих
взаимодействию человека и государства. 2. Беседа о
классификации налогов. Анализ налогов как
инструментов взаимосвязи государства и
гражданина. 3. Просмотр видео из плейлиста
«Государство и гражданин». 4. Дебаты («Дебатклуб», задание 3, с. 152)
54. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
проблемы и особенностей идентификации личности
в современной России. 2. Беседа о необходимости
обеспечения сохранности персональных данных. 3.
Групповая работа «Анализ сервисов
государственных услуг». Выполнение практической
работы («Практикум», задание 2, с. 153). Домашнее
задание: выполнение практической работы
(«Практикум», задание 1, с. 152)
55. Интегрированное занятие 1. Обсуждение места
личности в цифровом пространстве. 2. Обсуждение
результатов домашнего задания. 3. Дебаты («Дебатклуб», задание 1, с. 152). 4. Обсуждение и
подведение итогов. Домашнее задание: подготовка

23
коллекторской деятельности;
рассматривают
процесс банкротства физических лиц и
условия возникновения такого явления;
оценивают свои знания и умения
Выполняют проектную работу:
придумывают идею для ролика; ставят
задачи; составляют план действий для
реализации задач; распределяют
обязанности; составляют сценарий;
выполняют съёмки и монтаж видео;
представляют и обсуждают результат;
проводят рефлексию проделанной работы
Исследуют порталы и сайты, свя- занные с
предоставлением государственных услуг;
анализируют функционал и оценивают
перспективы развития таких сайтов;
актуализируют знания о налогах, обсуждают
их виды, выясняют задачи и принципы
работы налоговой системы России;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся
Узнают о видах идентификации личности в
России и других странах, обсуждают
проблемы и перспективы; дискутируют на
тему безопасности персональных данных;
анализируют ЕСИА, описывают
функциональные возможности портала;
выполняют практическое задание; проводят
опрос о персональных данных и средствах их
защиты
Обсуждают особенности цифрового мира,
личности в нём и взаимодействия личности с
государством; обсуждают результаты
проведённого опроса; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят

1

2

4

1

1

1

-

1

1

-

-

1

выступлений по темам 1—2 на с. 152
56. Практическое занятие 1. Выступления с
докладами и презентациями 2. Обсуждение
содержания докладов, ответы авторов на вопросы,
высказывание собственных суждений. 3.
Выполнение практической работы («Практикум»,
задания 3, 4, с. 153). 4. Индивидуальная рефлексия с
опорой на рубрику «Знаю, умею, могу» на с. 146
6.2. Создайте пенсию
имени себя

57. Интегрированное занятие 1. Беседа о факторах,
от которых зависит размер государственной
пенсионной выплаты. 2. Работа с текстом учебника,
выделение ключевых понятий. 3. Круглый стол на
тему дополнительных доходов к пенсии (может ли
срок выхода на пенсию не иметь принципиального
значения при наличии стабильного пассивного
дохода). 4. Обсуждение и подведение итогов.
Домашнее задание: подготовка выступлений
(«Выступления», тема 3, с. 152)
58. Интегрированное занятие 1. Выступления
учащихся. Обсуждение содержания докладов,
ответы авторов на вопросы, высказывание
собственных суждений. 2. Работа с сайтом
Пенсионного Фонда РФ, использование
пенсионного калькулятора. 3. Обсуждение новой
пенсионной формулы (рис. 120). 4. Обсуждение и
подведение итогов
59. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
возможности получения двух пенсий
одновременно. 2. Просмотр видео из плейлиста
«Государство и гражданин». 3. Дебаты («Дебатклуб», тема 2, с. 152)
60. Интегрированное занятие 1. Актуализация
знаний и коллективная рефлексия с опорой на
рубрику «Знаю, умею, могу». 2. Написание эссе на

24 мнения других
аргументы; анализируют
учащихся
Дополняют и актуализируют знания,
объясняют ключевые понятия темы,
формулируют выводы; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся; принимают решения исходя из
условий практических заданий, объясняют
свою позицию; оценивают свои знания и
умения
Актуализируют знания и собирают
дополнительную информацию о пенсионной
системе; обсуждают виды и параметры
пенсии, анализируют факторы,
определяющие размер пенсии; формулируют
и высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся

-

-

1

1

1

1

-

1

1

Анализируют возможности получения двух
пенсий одновременно; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся
Систематизируют знания, оценивают умения; формулируют своё отношение к изучаемой
теме; формулируют и излагают свои мысли и

-

1

-

1

Формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся; представляют
результат своей работы; исследуют сайт
Пенсионного фонда РФ, описывают его
функционал; анализируют новую
пенсионную формулу

тему «Почему мне необходимо сейчас задуматься о
своей пенсии?»
Глава 7. Создайте свой стартап (1,5/3/6 ч)
7.1. Идея для стартапа.
61. Интегрированное занятие 1. Беседа о стартапах
7.2. План нужен всегда.
в России и в мире и способах их реализации. 2.
7.3. Учитесь принимать
Мозговой штурм: генерирование идей для стартапа
решения
и их обсуждение. 3. Дебаты («Дебат-клуб», тема 1,
с. 168). 4. Групповая работа «Формулируем идею
стартапа»
62. Интегрированное занятие 1. Беседа о важности
планирования разных видов деятельности. 2.
Обсуждение задач бизнес-планирования. 3. Дебаты
(«Дебат-клуб», тема 3, с. 168). 4. Групповая работа
«Составляем план развития стартапа»
(маркетинговая стратегия и финансовый план)
63. Практическое занятие 1. Групповая работа
«Обмен составленными планами между группами».
Анализ планов других групп, составление
рекомендаций для корректировки. Обсуждение
результатов. 2. Групповая работа «Доработка плана
после обсуждения с другими группами». Оценка
необходимых затрат времени и ресурсов и
подготовка к презентации идеи стартапа. 3.
Презентация результата. 4. Обсуждение
презентаций, подведение итогов
64. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
представленных идей для стартапов. Презентации
результатов. 2. Коллективное прогнозирование
возможных проблем при реализации идеи. 3.
Дебаты («Дебат-клуб», тема 2, с. 168). Домашнее
задание: подготовка выступлений по темам
(«Выступления», с. 168)
65. Интегрированное занятие 1. Выступления

25
умозаключения в письменном
виде согласно
структуре эссе (выдвигают тезисы, приводят
аргументы, иллюстрируют примерами)
Рассматривают сущность стартапов и
историю возникновения такого направления
деятельности; выдвигают идеи для стартапов,
обсуждают их и аргументируют;
разрабатывают идею для групповой работы
над стартапом
Обсуждают необходимость планирования
деятельности; выделяют и обсуждают задачи
бизнес-планирования; формулируют и
высказывают свою точку зрения, приводят
аргументы; анализируют мнения других
учащихся; составляют план развития
стартапа
Обмениваются разработанными планами,
обсуждают их и формулируют советы;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся; доделывают план,
вносят коррективы; анализируют
необходимые ресурсы и оценивают
количество времени, требуемое на
реализацию стартапа; готовят презентацию
стартапа; обсуждают результат, делают
выводы; проводят рефлексию деятельности
Рассматривают и анализируют
представленные группами идеи стартапов,
выделяют сильные и слабые стороны;
обсуждают возможные проблемы, с
которыми могут столкнуться представленные
стартапы; формулируют и высказывают свою
точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся
Обсуждают возможные способы

1

1

1

0,5

1

1

-

1

1

-

-

1

-

-

1

учащихся. 2. Обсуждение способов продвижения
стартапов. 3. Исследовательская работа: анализ
интернет-сервисов по тематике. 4. Обсуждение и
подведение итогов

66. Практическое занятие 1. Выполнение
практических работ («Практикум», задания 1—6, с.
169). 2. Обсуждение и подведение итогов

Заключение (0,5/1/1 ч)
Итоговый урок

67. Интегрированное занятие 1. Обсуждение
пройденной темы и всего курса. Обмен мнениями.
2. Практическая работа: топ-5 финансовых
лайфхаков

Резерв 1 ч (при 35 ч), 3 ч (при 70 ч)

26 исследуют
продвижения стартапов;
интернет-пространство в поисках сайтов для
продвижения стартапов, анализируют их
функциональные возможности;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся
Изучают возможности тематических
порталов государственных услуг; принимают
решения исходя из условий практических
задач; формулируют и высказывают свою
точку зрения, приводят аргументы;
анализируют мнения других учащихся
Обобщают и систематизируют проделанную
работу, формулируют основные выводы;
формулируют и высказывают свою точку
зрения, приводят аргументы; анализируют
мнения других учащихся

-

-

1

0,5

1

1

17

34

67

27

Обеспечение образовательного процесса
Материально-техническое оснащение образовательного процесса должно
обеспечивать реализацию индивидуальных учебных планов обучающихся.
Обучающимся должны быть созданы условия для ведения самостоятельной
познавательной, учебно-исследовательской, а также индивидуальной и
групповой проектной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
предусматривает использование учебника «Финансовая грамотность»
(предметная область «Общественные науки»). Толкачёва С. В. Финансовая
грамотность. Цифровой мир: учеб. для общеобразоват. организаций / С. В.
Толкачёва. — М.: Просвещение, 2019.
Цифровые ресурсы курса: Официальный и открытый YouTube-канал автора
учебника: «Финансовая грамотность со Светланой Толкачевой». URL:
www.YouTube. com/c/SvetlanaTolkacheva.
Порталы для взаимодействия с государством:
1.
Единая система идентификации и аутентификации. URL: https://
esia.gosuslugi.ru
2. Пенсионный фонд РФ. URL: http://www.pfrf.ru/.
3. Федеральная налоговая служба. URL: https://www.nalog.ru.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».