Финансовая грамотность 8-9 классы

Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования БМАОУ СОШ № 32

Лылова Ольга
Валентиновна

Подписан: Лылова Ольга Валентиновна
DN: C=RU, OU=директор, O=БМАОУ
СОШ №32, CN=Лылова Ольга
Валентиновна, E=bgo_ou32@mail.ru
Дата: 2023-08-30 20:09:55

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3764310)

учебного предмета «Финансовая грамотность»
для обучающихся 8 – 9 классов

г. Березовский, 2023

2

Оглавление
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
Введение ...................................................................................................................................................... 3
Пояснительная записка ........................................................................................................................... 4
Цели и задачи курса.................................................................................................................................. 5
Место курса в образовательном процессе ............................................................................................ 5
Планируемые результаты освоения курса........................................................................................... 6
Основное содержание курса .................................................................................................................... 9
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают ............................... 9
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе ...................................... 10
Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его
формирования.............................................................................................................................................. 11
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку ......................... 12
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения ........ 13
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя ............................................................... 14
Глава 7. Подведём итоги ............................................................................................................................ 14
Тематическое планирование (17 ч) ...................................................................................................... 15
Тематическое планирование (34 ч) ...................................................................................................... 18
Каендарно-тематическое планирование для программы, рассчитанной на 34 часа..................... 23
Обеспечение образовательного процесса ............................................................................................... 24
Информационно-образовательные ресурсы .......................................................................................... 25
Дополнительная литература ..................................................................................................................... 25
Учебно-методические материалы для учителя ..................................................................................... 25

3

Введение
Данное пособие предназначено для учителей, которые в форме внеурочной деятельности и/или
факультатива обучают учащихся 8 или 9 (8—9) классов финансовой грамотности.
Рабочая программа представляет собой учебно-методический комплекс (УМК), позволяющий
эффективно организовывать учебную деятельность учащихся по освоению основных компетенций
финансовой грамотности.
Все элементы УМК выстроены в соответствии с системно-деятельностным подходом, учитывают
познавательные возможности учащихся 8—9 классов и их потребности в общекультурном развитии и
социализации в части денежных отношений и взаимодействия с различными финансовыми
организациями и институтами. Данные обстоятельства определили методические подходы к обучению,
при которых субъектом собственной учебной деятельности выступает ученик, а учитель является
организатором и модератором учебной деятельности учащихся. Важнейшим методическим принципом
реализации образовательной деятельности на занятиях по финансовой грамотности является принцип
продуктивности. Таким образом, в результате образовательной учебной деятельности на занятиях у
учащихся должны появляться материализованные продукты деятельности (стихотворение, видеоролик,
презентация, исследовательская работа, план развития человеческого капитала и др.).
Для формирования более глубокого понимания устройства УМК и освоения методических
рекомендаций по организации учебной деятельности на занятиях по финансовой грамотности
рекомендуем принимать участие в вебинарах издательства «Просвещение» (URL: https://
prosv.ru/webinars/subject/financial.html) и изучить вебинары авторов данного УМК:
1. Всё, что нужно знать учителю, преподающему финансовую грамотность (URL:
https://www.youtube.com/watch?v=XS4_QK1-DBX-Y&feature=youtu.be).
2. Как учителю грамотно ответить на сложные вопросы на уроках по финансовой грамотности
(URL: https://www.youtube.com/ watch?v=E2z_TZftHNo&feature=youtu.be).
3. Как организовать интерактивное обучение на уроках по финансовой грамотности (URL:
https://www.youtube.com/watch?v=op7kR6a6Qk&feature=youtu.be).
Помимо этого, рекомендуем посмотреть записи открытых уроков по финансовой грамотности,
размещённых на сайте Федерального методического центра НИУ «Высшая школа экономики» (URL:
https://fmc. hse.ru/openlesson). С уважением, ваши авторы

4

Пояснительная записка
Общая характеристика курса
Курс «Финансовая грамотность» для 8—9 классов (предметная область «Общественно-научные
предметы») представляет собой инновационный образовательный продукт, отражающий современные
тенденции общего и дополнительного образования, интегрирующий различные учебные предметы
(математика, обществознание, история, география), но вместе с тем имеющий свой объект изучения
для школьников.
Современное общество очень быстро меняется во всех сферах. Особо динамичными являются
области науки, техники, технологий производства и оказания различных услуг, что вынуждает
современного человека следовать за этими изменениями, быть активным, хорошо ориентироваться в
большом потоке информации, осваивать различные не только профессиональные, но и повседневные
бытовые технологии.
Эти тенденции также отражаются на области личных финансов современной семьи, и в том числе
современного подростка. Уже с раннего детства ребёнок имеет дело с деньгами: он совершает покупки
в магазине (нередко и в интернет-магазине), копит на какую-то желанную вещь, является потребителем
семейных, школьных и общественных благ, имеет карманные деньги и распоряжается ими.
Знания в области личных финансов приобретают особую актуальность для подростка с 14 лет,
когда согласно российскому законодательству несовершеннолетний может открывать вклады и, как
следствие, иметь дебетовые банковские карты. А на совершение покупок через Интернет, ведение
электронных кошельков вообще нет возрастных ограничений. Именно сфера так называемых
повседневных финансов вбирает в себя достижения науки и техники: появляются новые технологии
оплаты и финансовые продукты, оградить от использования которых ни детей, ни взрослых
практически невозможно. Тем более грамотное пользование финансовыми инструментами позволяет
не только решать повседневные задачи (например, оплата покупок, совершение платежей,
формирование накоплений и сбережений, инвестирование и др.), но и повышать личное и семейное
благосостояние.
Современные дети быстрее взрослых начинают использовать различные инновационные
финансовые технологии и продукты. Они очень быстро понимают принципы их работы, включают их в
повседневную жизнь, используют для решения бытовых задач (например, покупка компьютерных игр в
Интернете, оплата билетов в кино с помощью бесконтактных технологий и др.). Но нередко при
совершении различных финансовых действий дети не задумываются об элементарных правилах
финансовой безопасности и легко поддаются на уловки мошенников, поэтому необходимо обучить их
не только грамотному взаимодействию с финансовыми организациями, но и безопасному
использованию различных финансовых инструментов.
Современное школьное образование призвано не только заложить фундамент в понимание
устройства мира и его составных элементов, но и научить действовать на опережение в этом мире. Это
означает, что нужно не только дать ученикам конкретную фактическую информацию, но и создать для
них условия для освоения обобщённых способов разумного поведения в различных сферах жизни
человека. Данный курс и по содержанию, и по формам организации учебной деятельности способен
решить эту педагогическую задачу в части финансовой и во многом экономической и правовой
грамотности.
В рамках данного курса предполагается обучение учащихся финансовой грамотности,
оснащение будущего потребителя финансовых услуг важными жизненными финансовыми знаниями и
умениями, необходимыми в повседневной жизни любого человека.

5

Цели и задачи курса
Целью курса является формирование финансовой грамотности у учащихся 8—9 классов на базовом
уровне, отражающем финансовые потребности подростка 14—16 лет.
Задачи курса:



формирование элементарных знаний об устройстве финансового рынка, о финансовых
институтах и организациях, с которыми сталкивается любой человек в современном обществе;



формирование базовых ценностей, отражающих идею грамотного финансового поведения,
включающего бережное отношение к личным, семейным, школьным, общественным
финансовым и физическим ресурсам;



формирование чувства ответственности за взятые на себя обязательства, понимания
возможности и необходимости защиты прав потребителя финансовых услуг в случае их
нарушения;



формирование предметных умений, включающих способность работать с различными
источниками финансовой информации, использовать разнообразные финансовые инструменты,
вести элементарные финансовые расчёты (процентные ставки, бюджет, обменный курс валют и
др.);



формирование компетенций поиска альтернативных решений жизненных задач с помощью
финансовых услуг и продуктов, их оценки с позиции собственных критериев выбора и
осуществление наиболее разумного выбора для конкретных условий.

Место курса в образовательном процессе
Курс «Финансовая грамотность», в отличие от общеобразовательных и элективных курсов, имеет
более интерактивный характер, позволяет учащимся включаться в процесс обучения не только в школе,
но и за её пределами.
Вместе с тем данный курс должен преподаваться за пределами классно-урочной системы, быть
более насыщенным и деятельностным для учеников. Само содержание финансовой грамотности даёт
для этого множество возможностей. Особенность внеурочного характера курса отражается в
использовании дополнительных форм занятий, которые нередко очень сложно включить в учебную
программу первой половины дня. Это такие формы занятий, как учебная экскурсия, учебная игра,
занятие — презентация учебных достижений обучающихся.
Из целей, задач и форм обучения следует, что курс имеет метапредметный универсальный и
практический характер
Особенность курса заключается в том, что он может изучаться в 8 или 9 или в 8—9 классах. Для
этого разработано три варианта тематического плана: на 17, 34 и 68 ч.
При обучении по программе, рассчитанной на 17 ч, учащиеся познакомятся с самыми
актуальными вопросами финансовой грамотности. Работая по программе, рассчитанной на 34 ч,
учащиеся детально изучат устройство финансового рынка и отработают финансовые умения на
практике. При обучении по программе, рассчитанной на 68 ч, учащиеся выйдут за рамки
традиционного обучения, они не только основательно изучат вопросы финансовой грамотности, но и
примут участие в дискуссиях на важнейшие темы личных и семейных финансов, разработают проекты
по темам финансовой грамотности, решат различные кейсы, выполнят интересные творческие задания,
посетят финансовые организации. Более подробно о том, как организовывать учебную деятельность

6
учащихся по разным программам, говорится в методических рекомендациях.
Курс для 8—9 классов состоит из шести тематических и одной диагностической главы. Главная
цель — сформировать у учащихся такой объём финансовых знаний и умений, который необходим им в
настоящем или пригодится в ближайшем будущем. Поэтому все параграфы начинаются с практической
ситуации, актуальной для современного подростка. Все ситуации, как и в жизни, не имеют единственно
верного практического решения, что позволяет учащимся найти собственные решения, т. е. на занятиях
в разной методической форме моделируются реальные жизненные финансовые ситуации.
В каждой главе отражена какая-либо сфера финансовой грамотности (область финансовых
отношений), с которой взаимодействует потребитель финансовых услуг. Каждая глава включает
параграфы, характеризующие устройство финансовых элементов, а также параграфы, дающие
информацию о том, как действовать в конкретной ситуации или решать жизненные задачи с помощью
финансовых организаций (например, накопить на желаемую покупку или составить свой личный
бюджет). В конце каждого параграфа представлены тесты, задания и задачи для самопроверки, а в
конце каждой главы приводятся практические задания («Учимся на практике», «Проводим
дискуссию», «Создаём проект», «Вопросы и задания»), помогающие как отработать осваиваемые
умения, так и развить творческие способности учащихся. Таким образом, в программу курса включены
разнообразные и по форме, и по виду учебной деятельности практические задания по финансовой
грамотности. Такая структура позволяет решать заявленные педагогические задачи и добиваться
планируемых результатов обучения.

Планируемые результаты освоения курса
Планируемые результаты освоения курса формулируются в очень обобщённом виде, так как курс
может изучаться в разных временных рамках. Подробнее их можно увидеть в содержании курса, где
представлен перечень как знаниевых, так и деятельностных дидактических единиц, освоение которых и
будет запланированным образовательным результатом.
К личностным результатам обучения относятся:


формирование субъектной позиции у учеников, понимание необходимости быть
самостоятельными в принятии решений



формирование у обучающихся ценностей ответственного поведения в области личных
финансов и потребления различных ресурсов семьи, школы, общества и государства;



формирование элементарных финансовых знаний современного человека;



готовность и способность обучающихся к самообразованию в области финансовой
грамотности на всех жизненных этапах;



формирование уважительного отношения к труду и трудовым и финансовым правам;



готовность обладать правами потребителей финансовых услуг и защищать эти права в
случае их нарушения;



готовность осваивать правила поведения при взаимодействии с финансовыми
организации и государственными органами, роли и формы финансовой жизни семьи.
Среди метапредметных результатов обучения выделяются регулятивные, познавательные и
коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Регулятивные УУД:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в
учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности через понимание необходимости инвестирования в свой человеческий капитал.
Обучающийся сможет:


анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;



идентифицировать собственные проблемы, которые можно решить с использованием
услуг финансовых организаций;



разрабатывать способы решения проблем в области личных финансов;



ставить финансовые цели свойственной деятельности;



формулировать учебные задачи как шаги для достижения поставленной цели

7
практической финансовой деятельности;


обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая
логическую последовательность шагов.

2. Умение самостоятельно планировать пути достижения финансовых целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
практических финансовых задач. Обучающийся сможет:


определять необходимые действия в соответствии с учебной и практической финансовой
задачей и составлять алгоритм их выполнения;



обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и
практических финансовых задач;



выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую
последовательность шагов);



выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать способы решения задач в
области личных финансов;



составлять план
исследования);



планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию в связи с
пониманием инвестирования в человеческий капитал.

решения

финансовой

проблемы

(выполнение

проекта,

проведение

3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата. Обучающийся сможет:


оценивать свою деятельность,
планируемого результата;



находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации
и/или при отсутствии планируемого результата;



работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа
изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;



устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и процесса деятельности
и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик продукта.

аргументируя

причины

достижения

или

отсутствия

Познавательные УУД:
1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:


выделять явление из общего ряда других явлений;



определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями,
из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления,
выявлять причины и следствия явлений;



строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к
общим закономерностям;



строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие
признаки;



излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;



самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять
способ проверки достоверности информации;

8


объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и
исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления;
объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);



делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод
собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
2. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:


находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);



ориентироваться в содержании
структурировать текст;



устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;



критически оценивать содержание и форму текста.

текста,

понимать

целостный

смысл

текста,

3. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых
систем. Обучающийся сможет:


определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;



осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;



формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации
результатов поиска;



соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:
1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.
2. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:


соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей;



высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках
диалога;



принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;



создавать письменные клишированные и оригинальные тексты с использованием необходимых
речевых средств;



использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых
блоков своего выступления;



использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные
под руководством учителя;



делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после
завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Компетенции финансовой грамотности:


оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных видов денег;



выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации;



оценивать риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при
осуществлении различных финансовых операций;



оптимизировать расходы семейного бюджета; оценивать семейные и личные потребности и

9
желания с точки зрения финансовых возможностей семьи;


совершать «умные» покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных вариантов;



определять ресурсы, которые могут приносить доход, и находить способы увеличения доходов
семьи;



грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь;



находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных условиях;



оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав
несовершеннолетнего;



защищать свои права работника в случае их нарушения; выбирать наиболее подходящий вклад
для конкретной жизненной ситуации;



грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать;



формировать план накоплений на финансовую цель;



выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций;



находить наиболее выгодные способы организации путешествий;



защищать свои права потребителя финансовых услуг;



определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;



оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования
своевременной уплаты налогов и оформления налогового вычета;



определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;

 формировать свою траекторию накопления человеческого капитала.
К предметным результатам обучения относятся:


освоение базовых понятий и знаний, отражающих устройство финансового сектора и принципы
его функционирования в современном обществе, в частности: деньги, финансы, банк,
инфляция, валюта, финансовый риск и его виды, способы минимизации, семейный бюджет,
правила ведения семейного бюджета, трудовая дееспособность, трудовые права подростка,
гражданско-правовые и трудовые отношения, финансовые услуги и продукты, инвестиционные
компании, страховые компании, банковский вклад и счёт, банковская карта, финансовая
безопасность, финансовая цель, страхование и его виды, минимизация финансовых затрат при
планировании путешествий, накопления и правила их формирования, защита прав потребителя
финансовых услуг, финансовое мошенничество, финансовая система государства,
государственный бюджет, налоги и их виды и способы уплаты, налоговые вычеты и способы их
оформления, человеческий капитал и способы инвестирования в него для увеличения
благосостояния в будущем;



освоение предметных умений, включающих умения вести элементарные финансовые расчёты и
использовать финансовую информацию для принятия решений.

Основное содержание курса
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их
сопровождают
Понятия и знания: деньги, функции денег, номинал, эмитент, эмиссия, двухуровневая
банковская система, центральный банк, коммерческий банк, денежно-кредитная политика, стоимость
денег, инфляция, покупательная способность, валюта, валютный курс, цена заимствования, виды денег
(наличные, безналичные, электронные, иностранная валюта, квазиденьги, цифровые деньги),
инструменты управления безналичными деньгами, конвертация валюты, комиссия, блокчейн,
криптовалюта, риск, величина риска, финансовый риск, девальвация, валютный риск, процентный

10
риск, операционный риск.
Установки:


понимание денег как средства увеличения благосостояния, при котором деньги не выступают в
качестве самоцели;



понимание необходимости грамотного распоряжения деньгами;



понимание того, что может являться деньгами, а что не может ими быть;



понимание сущности денег и денежной системы;



понимание того, как устанавливается стоимость денег, что на неё влияет и как она может
меняться;



понимание принципов совершения обмена денег разных видов;



понимание того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;



понимание того, что в различных ситуациях выгодны разные инструменты управления
безналичными деньгами;



понимание необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных
и кризисных жизненных ситуаций;



понимание наличия рисков при пользовании деньгами.

Предметные умения:


различать функции денег;



различать виды денег, в том числе современные и исторические;



различать российские деньги и иностранную валюту;



рассчитывать суммы для обмена различных валют по их курсу;



определять природу финансовых рисков; искать различную информацию по истории денег, об
их подлинности, видах и формах.

Компетенции:


оценивать выгоды и издержки, сопряжённые с использованием разных видов денег;



выбирать вид денег для использования в конкретной жизненной ситуации;



оценивать риски, связанные с использованием различных видов денег, учитывать их при
осуществлении различных финансовых операций.

Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в
современном обществе
Понятия и знания: семейные финансы, статьи расходов семьи, обязательные, необязательные и
излишние расходы, крупные, средние и мелкие расходы, финансовая подушка безопасности,
обдуманная покупка, эмоциональная покупка, кешбэк, дистанционные покупки, безопасные покупки в
Интернете, риски при покупке товаров и услуг, источники семейных доходов, денежные и неденежные
доходы, регулярные, временные и разовые доходы, номинальные, располагаемые и реальные
располагаемые доходы, активные и пассивные доходы, бюджет семьи, профицит, дефицит, правила
ведения семейного бюджета.
Установки:


понимание отличий современной семьи от традиционной;



понимание ограниченности ресурсов семьи (в том числе денежных) и необходимости

11
бережного отношения к ним;


понимание того, что каждый член семьи обладает финансовыми правами и обязанностями;



осознание необходимости учёта и планирования своих доходов и расходов;



понимание того, что за каждым расходом стоит реальная потребность, которая может быть
удовлетворена разными способами;



понимание того, что одна и та же вещь может иметь разную стоимость;



понимание необходимости оценки различных вариантов совершения покупок;



понимание последствий совершения спонтанных покупок;



понимание того, что на размер доходов членов семьи влияет множество факторов, и того, что
человек и семья могут влиять на большинство из них, тем самым увеличивая свои доходы;



способность различать регулярные и нерегулярные источники доходов.

Предметные умения:


вести расчёты расходов семейного (личного) бюджета;



ранжировать расходы по степени важности;



определять реальные потребности, стоящие за разными расходами;



искать информацию о ценах и качестве товаров и услуг в различных источниках;



вести расчёты доходов и расходов семейного бюджета, в том числе с использованием
различных программ;


искать информацию в различных источниках о грамотном ведении семейного бюджета.
Компетенции:


оптимизировать расходы семейного бюджета;


оценивать семейные и личные потребности и желания с точки зрения финансовых
возможностей семьи;


совершать обдуманные покупки на основе анализа, сравнения и оценки различных вариантов;


определять ресурсы, которые могут приносить доход, и находить способы увеличения доходов
семьи;


грамотно составлять семейный бюджет с учётом возможных рисков и финансовых потерь.

Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в
современном обществе для его формирования
Понятия и знания: полная дееспособность, эмансипация, недееспособный, малолетний,
несовершеннолетний, личные доходы подростка и их виды, предпринимательская деятельность,
трудовые отношения, трудовая дееспособность, гражданско-правовые отношения, особенности
трудовых прав подростка, премия, заработная плата, подоходный налог, ИНН, СНИЛС.
Установки:


понимание того, что несовершеннолетний может иметь доходы, в том числе за счёт осуществления
трудовой деятельности;



понимание того, что трудовая деятельность подростка регулируется законом и имеет ряд
ограничений;



понимание того, что для оформления отношений с работодателями могут предлагаться разные
договоры;



понимание того, что при нарушении прав работника необходимо обращаться за защитой;

12


понимание того, что трудовые доходы облагаются подоходным налогом.

Предметные умения:


различать гражданские и трудовые права малолетних, несовершеннолетних и совершеннолетних;



различать правовые и финансовые последствия заключения разных видов договоров;



рассчитывать размер дохода, который работник получает после удержания НДФЛ;

 искать информацию в различных источниках по теме защиты трудовых прав.
Компетенции:


находить (подбирать) варианты личного заработка в конкретных жизненных условиях;



оценивать предлагаемые условия найма на работу с позиции соблюдения трудовых прав
несовершеннолетнего;



защищать свои права работника в случае их нарушения.

Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному
подростку
Понятия и знания: услуга, финансовые услуги, финансовые организации, банк, Банк России,
микрофинансовые организации, физическое лицо, юридическое лицо, инвестиционные компании,
инвестиции, прибыль, убыток, инвестор, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании,
платёжная система, финансовый инструмент, финансовый продукт, банковский счёт, банковский
вклад, договор банковского вклада, сумма вклада, система страхования вкладов, параметры вкладов,
капитализация, банковская карта, виды банковских карт, кредитная история, правила пользования
банковскими картами, аутентификация, PIN-код, мобильный банк, интернетбанк, издержки и выгоды
пользования банковскими картами, правила безопасного использования банковских карт с
применением различных инструментов, взаимные обязанности банка и держателя банковских карт,
накопление, эмоциональная и финансовая цель, грамотное составление плана накоплений, источники
накоплений подростка, страхование, самострахование, взаимное страхование, страховой фонд,
страховой случай, страховщик, страхователь, застрахованное лицо, выгодоприобретатель, страховой
полис, страховая сумма, франшиза, страховая выплата, страховая премия, страховые взносы, страховые
и нестраховые риски, имущественное страхование, ОСАГО, личное страхование, медицинское
страхование, пенсионное страхование, социальное страхование, туроператор, турагент, способы
выгодной покупки билетов на самолёт, лоукостер, чартерный рейс, регулярный рейс, способы
выгодного обеспечения проживания во время путешествий, хостел, способы выгодного оформления
медицинской страховки, способы минимизации затрат при посещении музеев, выставок, экскурсий,
потребитель, базовые права потребителя финансовых услуг, моральный вред, способы возмещения
потерь потребителю, способы защиты прав потребителя финансовых услуг, Роспотребнадзор,
финансовый омбудсмен, мошенничество, финансовые пирамиды.
Установки:


понимание взаимосвязи финансовых потребностей и финансовых организаций;



понимание того, что целью деятельности финансовых организаций является прибыль;



понимание того, что выбор вида вклада зависит от тех задач, которые ставит вкладчик;



понимание низкой рискованности и низкой доходности вклада;



понимание того, что выбор банковской карты зависит от задач, которые необходимо решать с её
помощью;



понимание наличия рисков мошенничества при пользовании банковской картой;



понимание того, что соблюдение правил финансовой безопасности минимизирует риски;



понимание того, что некоторые риски, в том числе и финансовые, можно минимизировать с
помощью страхования;

13


понимание того, что страхование может принимать разные формы;



понимание того, что постановка финансовых целей и планирование их достижения позволяют
делать накопления;



понимание того, что на небольшие покупки разумнее накопить, нежели брать кредит;



понимание того, что цена путешествия зависит от многих факторов;



понимание того, что можно минимизировать затраты на путешествия;



понимание того, что потребители финансовых услуг обладают правами и возможностями их
защиты при нарушении финансовыми организациями.

Предметные умения:


различать виды финансовых услуг;



различать финансовые услуги и продукты;



рассчитывать доходность вклада, в том числе с капитализацией процентов;



различать дебетовую и кредитную банковские карты;



пользоваться калькулятором страхования;



вести расчёты для формирования плана накоплений;



пользоваться сайтами авиакомпаний, турагентств, сайтами бронирования отелей, сайтамиагрегаторами;


находить информацию по защите прав потребителей на сайтах Роспотребнадзора и Банка
России.
Компетенции:


выбирать наиболее подходящий вклад для конкретной жизненной ситуации;



грамотно выбирать банковскую карту и безопасно её использовать;



формировать план накоплений на финансовую цель;



выбирать страховой продукт для конкретных жизненных ситуаций;



находить наиболее выгодные способы организации путешествий;



защищать свои права потребителя финансовых услуг.

Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные
финансовые отношения
Понятия и знания: финансы, финансовая система государства, общественные блага,
государственный бюджет, расходы государственного бюджета, облигации, государственные
облигации, доходы государственного бюджета, налоги, налоговая система России, виды налогов
(федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные), налогоплательщик, объект
налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, имущественный налог, кадастровая стоимость,
земельный налог, транспортный налог, НДФЛ, личный кабинет налогоплательщика, пеня, штраф,
налоговая декларация, налоговый вычет, виды налоговых вычетов (стандартный, социальный,
имущественный, профессиональный).
Установки:


понимание того, как формируются и на что тратятся государственные финансы, какова связь
между налогами и общественными благами;



понимание того, что наличие собственности и доходов предполагает ответственность в виде
уплаты налогов;

14


понимание того, что косвенные налоги входят в цены товаров и услуг, которые мы покупаем;



понимание того, что разные налоги рассчитываются по-разному;



понимание того, что чем дороже имущество или больше доходы, тем будет больше размер
уплачиваемых налогов;



понимание необходимости уплаты налогов и наличие возможностей сделать это разными
способами;



понимание возможности возврата части уплаченных налогов через оформление налогового
вычета.

Предметные умения:


различать статьи доходов и расходов государственного бюджета;



пользоваться сайтом Федеральной налоговой службы;



рассчитывать НДФЛ;



рассчитывать налог на имущество;



рассчитывать земельный налог;



рассчитывать транспортный налог.

Компетенции:


определять налоги и сроки их выплаты в разных жизненных ситуациях;



оценивать имущество и доходы с точки зрения расходов на налоги, планирования своевременной
уплаты налогов и оформления налогового вычета.

Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя
Понятия и знания: человеческий капитал, индивидуальный человеческий капитал, факторы,
влияющие на человеческий капитал, индекс человеческого развития, инвестиции в человеческий
капитал, виды инвестиций и способы инвестиций в человеческий капитал, современный человек.
Установки:


понимание важности и необходимости вложений в свой человеческий капитал;



понимание того, что вложения в человеческий капитал с раннего возраста обеспечивают
финансовое благополучие в настоящем и будущем;



понимание необходимости планирования вложений в человеческий капитал на протяжении всей
жизни.

Предметные умения:


находить актуальную информацию в различных источниках по теме человеческого капитала и
способов его формирования.

Компетенции:


определять способы инвестиций в свой человеческий капитал;



формировать свою траекторию накопления человеческого капитала.

Глава 7. Подведём итоги
Все дидактические единицы курса

15

Тематическое планирование (17 ч)
Номер и тема параграфа

Форма занятия, виды учебной
Характеристика основных видов
деятельности
деятельности (УУД)
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (3 ч)
1.1. Деньги и их функции.
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
1.2. Что делает деньги деньгами познавательная
ряда других явлений; строить
(1 ч)
рассуждение от общих
закономерностей к частным
явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям
1.3. Какие они, современные
Занятие-дискуссия. УчебноОпределять обстоятельства,
деньги.
познавательная, учебнокоторые предшествовали
1.4. Риски в мире денег (1 ч)
исследовательская
возникновению связи между
явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
Обобщение главы 1.
Практическое занятие. УчебноОрганизовывать учебное
Современные деньги: что это
практическая
сотрудничество и совместную
такое и какие риски их
деятельность; определять
сопровождают (1 ч)
необходимые действия в
соответствии с учебной и
практической финансовой
задачей и составлять алгоритм
их выполнения
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе (3 ч)
2.1. Современная семья и её
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
финансы.
познавательная
ряда других явлений; строить
2.2. Что входит в расходную
рассуждение от общих
часть семейного бюджета.
закономерностей к частным
2.4. Откуда берутся доходы в
явлениям и от частных явлений
семейном бюджете (1 ч)
к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие
признаки
2.3. Как разумно совершать
Практическое занятие. УчебноСтавить финансовые цели
покупки.
практическая
свойственной деятельности;
2.5. Как грамотно составлять
формулировать учебные задачи
семейный бюджет (1 ч)
как шаги достижения
поставленной цели
практической финансовой
деятельности
Обобщение главы 2. Семейный
Практическое занятие. УчебноОрганизовывать учебное
бюджет: как управлять им в
практическая
сотрудничество и совместную
современном обществе (1 ч)
деятельность; обосновывать и
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
учебных и практических
финансовых задач
Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его
формирования (2 ч)
3.1. Источники личного дохода
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
подростка.
познавательная
ряда других явлений; определять
3.2. Как может работать
обстоятельства, которые
подросток (1 ч)
предшествовали возникновению

16
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
3.3. Какие налоги необходимо
Практическое занятие,
Учебно-познавательная, учебноплатить, когда работаешь.
самостоятельная работа.
практическая Умение
Обобщение главы 3. Личный
организовывать учебное
доход подростка: какие
сотрудничество и совместную
возможности есть в
деятельность; обосновывать и
современном обществе для его
осуществлять выбор наиболее
формирования (1 ч)
эффективных способов решения
учебных и практических
финансовых задач
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (4 ч)
4.1. Финансовые организации и
Интерактивная лекция,
Выделять явление из общего
их услуги. 4.2. Как грамотно
практическое занятие. Учебноряда других явлений; определять
выбрать вклад. 4.3. Как грамотно познавательная, учебнообстоятельства, которые
выбрать банковскую карту и
практическая
предшествовали возникновению
безопасно ею пользоваться (1 ч)
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
4.4. Как накопить на свою мечту. Занятие-дискуссия. УчебноСтроить рассуждение от общих
4.5. Как грамотно выбрать
познавательная, учебнозакономерностей к частным
страховой продукт (1 ч)
исследовательская
явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие
признаки; излагать полученную
информацию, интерпретируя её
в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и
применять способ проверки
достоверности информации
4.6. Как отправиться в
Занятие-дискуссия. УчебноОбъяснять явления, процессы,
путешествие, минимизируя
познавательная, учебносвязи и отношения, выявляемые
финансовые затраты.
исследовательская
в ходе познавательной и
4.7. Как защитить свои права
исследовательской деятельности
потребителя финансовых услуг
(приводить объяснение с
(1 ч)
изменением формы
представления; объяснять,
детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки
зрения); делать вывод на основе
критического анализа разных
точек зрения, подтверждать
вывод собственной
аргументацией или
самостоятельно полученными
данными
Обобщение главы 4. Услуги
Практическое занятие,
Организовывать учебное
финансовых организаций: что
самостоятельная работа.
сотрудничество и совместную
нужно современному подростку Учебно-познавательная, учебно- деятельность; обосновывать и

17
(1 ч)

практическая

осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
учебных и практических
финансовых задач
лава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (3 ч)
5.1. Финансы современного
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
государства. 5.2. Какие налоги
познавательная
ряда других явлений; определять
платят люди, проживающие в
обстоятельства, которые
России (1 ч)
предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
5.3. Как рассчитать размер
Практическое занятие. УчебноСоставлять план решения
налогов, уплачиваемых
познавательная, учебнофинансовой проблемы; делать
жителями страны. 5.4. Как
практическая
вывод на основе критического
своевременно уплатить налоги и
анализа разных точек зрения,
оформить налоговый вычет (1 ч)
подтверждать вывод
собственной аргументацией или
самостоятельно полученными
данными
Обобщение главы 5. Человек и
Практическое занятие,
Организовывать учебное
государство: как наладить
самостоятельная работа.
сотрудничество и совместную
взаимовыгодные финансовые
Учебно-практическая
деятельность; обосновывать и
отношения (1 ч)
осуществлять выбор наиболее
эффективных способов решения
учебных и практических
финансовых задач
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя (1 ч)
6.1. Что такое человеческий
Занятие-дискуссия. УчебноСтроить рассуждение от общих
капитал. 6.2. Как инвестировать познавательная, учебнозакономерностей к частным
в человеческий капитал (1 ч)
исследовательская
явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие
признаки; излагать полученную
информацию, интерпретируя её
в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и
применять способ проверки
достоверности информации
Глава 7. Подведём итоги (1 ч)
7.1. Проверяем свой уровень
Занятие — диагностика учебных Устанавливать связь между
финансовой грамотности (1 ч)
достижений
полученными характеристиками
продукта и характеристиками
процесса деятельности и по
завершении деятельности
предлагать изменение
характеристик процесса для
получения улучшенных
характеристик продукта;
оценивать свою деятельность,
аргументируя причины
достижения или отсутствия
планируемого результата

18

Тематическое планирование (34 ч)
Номер и тема параграфа

Форма занятия, виды учебной
Характеристика основных видов
деятельности
деятельности (УУД)
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5 ч)
1.1. Деньги и их функции (1 ч)
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
познавательная
ряда других явлений; определять
обстоятельства, которые
предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
1.2. Что делает деньги деньгами Занятие-дискуссия. УчебноСтроить рассуждение от общих
(1 ч)
познавательная, учебнозакономерностей к частным
исследовательская
явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие
признаки; излагать полученную
информацию, интерпретируя её
в контексте решаемой задачи.
1.3. Какие они, современные
Занятие-дискуссия. УчебноИзлагать полученную
деньги (1 ч)
познавательная, учебноинформацию, интерпретируя её
исследовательская
в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и
применять способ проверки
достоверности информации;
объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые
в ходе познавательной и
исследовательской деятельности
(приводить объяснение с
изменением формы
представления; объяснять,
детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки
зрения); делать вывод на основе
критического анализа
разных точек зрения,
подтверждать вывод
собственной аргументацией или
самостоятельно полученными
данными
1.4. Риски в мире денег (1 ч)
Практическое занятие. УчебноНаходить в тексте требуемую
познавательная, учебноинформацию (в соответствии с
практическая
целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании
текста, понимать целостный
смысл текста, структурировать
текст
Обобщение главы 1.
Практическое занятие, учебная
Выбирать из предложенных
Современные деньги: что это
игра. Учебно-познавательная,
вариантов и самостоятельно
такое и какие риски их
учебно-практическая, учебноискать способы решения задач в
сопровождают (1 ч)
проектная
области личных финансов;

19
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе (6 ч)
2.1. Современная семья и её
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
финансы (1 ч)
познавательная
ряда других явлений; определять
обстоятельства, которые
предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
2.2. Что входит в расходную
Практическое занятие. УчебноВыбирать из предложенных
часть семейного бюджета (1 ч)
познавательная, учебновариантов и самостоятельно
практическая
искать способы решения задач в
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
2.3. Как разумно совершать
Практическое занятие. УчебноВыбирать из предложенных
покупки (1 ч)
познавательная, учебновариантов и самостоятельно
практическая
искать способы решения задач в
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
2.4. Откуда берутся доходы в
Занятие-дискуссия. УчебноИзлагать полученную
семейном бюджете (1 ч)
познавательная, учебноинформацию, интерпретируя её
исследовательская
в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и
применять способ проверки
достоверности информации;
объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые
в ходе познавательной и
исследовательской деятельности
(приводить объяснение с
изменением формы
представления; объяснять,
детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки
зрения); делать вывод на основе
критического анализа разных
точек зрения, подтверждать
вывод собственной
аргументацией или
самостоятельно полученными
данными
2.5. Как грамотно составлять
Учебная игра. УчебноВыбирать из предложенных
семейный бюджет (1 ч)
практическая, учебно-проектная вариантов и самостоятельно
искать способы решения задач в
области личных финансов;
составлять план решения

20
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
Обобщение главы 2. Семейный
Практическое занятие. УчебноВыбирать из предложенных
бюджет: как управлять им в
познавательная, учебновариантов и самостоятельно
современном обществе (1 ч)
практическая
искать способы решения задач в
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его
формирования (4 ч)
3.1. Источники личного дохода
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
подростка (1 ч)
познавательная
ряда других явлений; определять
обстоятельства, которые
предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
3.2. Как может работать
Занятие-дискуссия. УчебноИзлагать полученную
подросток (1 ч)
познавательная, учебноинформацию, интерпретируя её
исследовательская
в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и
применять способ проверки
достоверности информации;
объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые
в ходе познавательной и
исследовательской деятельности
(приводить объяснение с
изменением формы
представления; объяснять,
детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки
зрения);
делать вывод на основе
критического анализа разных
точек зрения, подтверждать
вывод собственной
аргументацией или
самостоятельно полученными
данными
3.3. Какие налоги необходимо
Практическое занятие. УчебноВыбирать из предложенных
платить, когда работаешь (1 ч)
познавательная, учебновариантов и самостоятельно
практическая
искать способы решения задач в
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
Обобщение главы 3. Личный
Практическое занятие. УчебноВыбирать из предложенных
доход подростка: какие
познавательная, учебновариантов и самостоятельно
возможности есть в
практическая
искать способы решения задач в
современном обществе для его
области личных финансов;

21
формирования (1 ч)

составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (8 ч)
4.1. Финансовые организации и
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
их услуги (1 ч)
познавательная
ряда других явлений; определять
обстоятельства, которые
предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
4.2. Как грамотно выбрать вклад Практическое занятие, учебная
Выбирать из предложенных
(1 ч)
игра
вариантов и самостоятельно
искать способы решения задач в
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
4.3. Как грамотно выбрать
Практическое занятие, учебная
Выбирать из предложенных
банковскую карту и безопасно
игра. Учебно-познавательная,
вариантов и самостоятельно
ею пользоваться (1 ч)
учебно-практическая, учебноискать способы решения задач в
проектная
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
4.4. Как накопить на свою мечту Практическое занятие, учебная
Оценивать свою деятельность,
(1 ч)
игра. Учебно-познавательная,
аргументируя причины
учебно-практическая, учебнодостижения или отсутствия
проектная
планируемого результата
4.5. Как грамотно выбрать
Практическое занятие, учебная
Выделять явление из общего
страховой продукт (1 ч)
экскурсия. Учебноряда других явлений; определять
познавательная, учебнообстоятельства, которые
практическая
предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
4.6. Как отправиться в
Практическое занятие. УчебноСоставлять план решения
путешествие, минимизируя
познавательная, учебнофинансовой проблемы
финансовые затраты (1 ч)
практическая
(выполнения проекта,
проведения исследования)
4.7. Как защитить свои права
Практическое занятие. УчебноОценивать свою деятельность,
потребителя финансовых услуг
познавательная, учебноаргументируя причины
(1 ч)
практическая
достижения или отсутствия
планируемого результата;
самостоятельно указывать на
информацию, нуждающуюся в
проверке, предлагать и
применять способ проверки
достоверности информации
Обобщение главы 4. Услуги
Практическое занятие, занятие
Выбирать из предложенных
финансовых организаций: что
— презентация учебных
вариантов и самостоятельно

22
нужно современному подростку
(1 ч)

достижений

искать способы решения задач в
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5 ч)
5.1. Финансы современного
Интерактивная лекция. Учебно- Выделять явление из общего
государства (1 ч)
познавательная
ряда других явлений; определять
обстоятельства, которые
предшествовали возникновению
связи между явлениями, из этих
обстоятельств выделять
определяющие, способные быть
причиной данного явления,
выявлять причины и следствия
явлений
5.2. Какие налоги платят люди,
Занятие-дискуссия. УчебноСтроить рассуждение от общих
проживающие в России (1 ч)
познавательная, учебнозакономерностей к частным
исследовательская
явлениям и от частных явлений
к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе
сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом общие
признаки; излагать полученную
информацию, интерпретируя её
в контексте решаемой задачи
5.3. Как рассчитать размер
Практическое занятие, учебная
Выбирать из предложенных
налогов, уплачиваемых
игра. Учебно-познавательная,
вариантов и самостоятельно
жителями страны (1 ч)
учебно-практическая, учебноискать способы решения задач в
проектная
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
5.4. Как своевременно уплатить
Практическое занятие, учебная
Выбирать из предложенных
налоги и оформить налоговый
экскурсия. Учебновариантов и самостоятельно
вычет (1 ч)
познавательная, учебноискать способы решения задач в
практическая
области личных финансов;
составлять план решения
финансовой проблемы
(выполнения проекта,
проведения исследования)
Обобщение главы 5. Человек и
Практическое занятие, занятие
Излагать полученную
государство: как наладить
— презентация учебных
информацию, интерпретируя её
взаимовыгодные финансовые
достижений
в контексте решаемой задачи;
отношения (1 ч)
объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые
в ходе познавательной и
исследовательской деятельности
(приводить объяснение с
изменением формы
представления; объяснять,
детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки
зрения); делать вывод на основе
критического анализа разных
точек зрения, подтверждать
вывод собственной
аргументацией или

23
самостоятельно полученными
данными
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя (3 ч)
6.1. Что такое человеческий
Занятие-дискуссия. Учебнокапитал (1 ч)
познавательная, учебноисследовательская

6.2. Как инвестировать в
человеческий капитал (1 ч)

Практическое занятие. Учебнопознавательная,
учебнопрактическая, учебнопроектная

Обобщение главы 6.
Современный человек: как
инвестировать в себя (1 ч)

Практическое занятие, занятие
— презентация учебных
достижений. Учебнопознавательная, учебнопрактическая, учебно-проектная

Глава 7. Подведём итоги (1 ч)
7.1. Проверяем свой уровень
финансовой грамотности (1 ч)

Занятие — диагностика учебных
достижений

Объяснять явления, процессы,
связи и отношения, выявляемые
в ходе познавательной и
исследовательской деятельности
(приводить объяснение с
изменением формы
представления; объяснять,
детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки
зрения); делать вывод на основе
критического анализа разных
точек зрения, подтверждать
вывод собственной
аргументацией или
самостоятельно полученными
данными
Планировать и корректировать
свою индивидуальную
образовательную траекторию в
связи с пониманием
инвестирования в человеческий
капитал
Выстраивать жизненные планы
на краткосрочное будущее
(заявлять целевые ориентиры,
ставить адекватные им задачи и
предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую
последовательность шагов)
Устанавливать связь между
полученными характеристиками
продукта и характеристиками
процесса деятельности и по
завершении деятельности
предлагать изменение
характеристик процесса для
получения улучшенных
характеристик продукта;
оценивать свою деятельность,
аргументируя причины
достижения или отсутствия
планируемого результата

Резерв времени (2 ч)

Каендарно-тематическое планирование для программы,
рассчитанной на 34 часа
Номер и тема параграфа
Форма занятия
Глава 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождают (5 ч)
1.1. Деньги и их функции (1 ч)
Интерактивная лекция
1.2. Что делает деньги деньгами (1 ч)
Занятие-дискуссия
1.3. Какие они, современные деньги (1 ч)
Занятие-дискуссия
1.4. Риски в мире денег (1 ч)
Практическое занятие
Обобщение главы 1. Современные деньги: что это такое и Практическое занятие
какие риски их сопровождают (1 ч)
Глава 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе (6 ч)

Дата

24
2.1. Современная семья и её финансы (1 ч)
Интерактивная лекция
2.2.Что входит в расходную часть семейного бюджета (1
Практическое занятие
ч)
2.3. Как разумно совершать покупки (1 ч)
Практическое занятие
2.4. Откуда берутся доходы в семейном бюджете (1 ч)
Занятие-дискуссия
2.5. Как грамотно составлять семейный бюджет (1 ч)
Практическое занятие
Обобщение главы 2. Семейный бюджет: как управлять им Практическое занятие
в современном обществе (1 ч)
Глава 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его
формирования (4 ч)
3.1. Источники личного дохода подростка (1 ч)
Интерактивная лекция
3.2. Как может работать подросток (1 ч)
Занятие-дискуссия
3.3. Какие налоги необходимо платить, когда работаешь (1 Практическое занятие
ч)
Обобщение главы 3. Личный доход подростка: какие
Практическое занятие
возможности есть в современном обществе для его
формирования (1 ч)
Глава 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку (8 ч)
4.1. Финансовые организации и их услуги (1 ч)
Интерактивная лекция
4.2. Как грамотно выбрать вклад (1 ч)
Практическое занятие
4.3. Как грамотно выбрать банковскую карту и безопасно
Практическое занятие
ею пользоваться (1 ч)
4.4. Как накопить на свою мечту (1 ч)
Практическое занятие
4.5. Как грамотно выбрать страховой продукт (1 ч)
Интерактивная лекция/
практическое занятие
4.6. Как отправиться в путешествие, минимизируя
Практическое занятие
финансовые затраты (1 ч)
4.7. Как защитить свои права потребителя финансовых
Практическое занятие
услуг (1 ч)
Обобщение главы 4. Услуги финансовых организаций: что Практическое занятие
нужно современному подростку (1 ч)
Глава 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения (5 ч)
5.1. Финансы современного государства (1 ч)
Интерактивная лекция
5.2. Какие налоги платят люди, проживающие в России (1 Занятие-дискуссия
ч)
5.3. Как рассчитать размер налогов, уплачиваемых
Практическое занятие
жителями страны (1 ч)
5.4. Как своевременно уплатить налоги и оформить
Практическое занятие
налоговый вычет (1 ч)
Обобщение главы 5. Человек и государство: как наладить
Практическое занятие
взаимовыгодные финансовые отношения (1 ч)
Глава 6. Современный человек: как инвестировать в себя (3 ч)
6.1. Что такое человеческий капитал (1 ч)
Занятие-дискуссия
6.2. Как инвестировать в человеческий капитал (1 ч)
Практическое занятие
Обобщение главы 6. Современный человек: как
Практическое занятие
инвестировать в себя (1 ч)
Глава 7. Подведём итоги (1 ч)
7.1. Проверяем свой уровень финансовой грамотности (1
Занятие —диагностика
ч)
учебных достижений
Резерв времени: 2 ч
Итого: 34 ч

Обеспечение образовательного процесса
Для проведения большинства занятий не требуется специального оборудования, однако хорошим
дополнением будет наличие у обучающихся персональных компьютеров с выходом в Интернет или
проектора с экраном с выходом в Интернет. Это позволяет наглядно иллюстрировать
функционирование определённых финансовых инструментов, показывать учащимся различные сайты
финансовых организаций, научить пользоваться различными финансовыми калькуляторами,

25
агрегаторами финансовой информации.

Информационно-образовательные ресурсы
1. URL: https://вашифинансы.рф — совместный проект Министерства финансов и Роспотребнадзора,
большая коллекция материалов по финансовой грамотности для населения России. Школьникам стоит
обратить особое внимание на разделы «Детям и молодёжи о финансах» и «Финансовые калькуляторы».
2. URL: https://fincult.info — портал о финансовой культуре, созданный Банком России. Школьникам
стоит обратить особое внимание на разделы «Всё о финансах» и «Сервисы».
3. URL: https://хочумогузнаю.рф — коллекция материалов по финансовой грамотности. Школьникам
стоит обратить особое внимание на разделы «Финансовые услуги» и «Интерактив».
4. URL: https://fingram.oc3.ru — интерактивный практикум «Понимаю финансовый договор» от
компании ОС3 поможет понять свои риски перед приобретением различных финансовых услуг.
5. URL: http://www.financialfootball.ru — онлайн-игра «Финансовый футбол» от компании VISA и
Российской экономической школы.
6. URL: http://happy-finance.ru — настольная игра по финансовой грамотности.

Дополнительная литература
1. Блискавка Е. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей / Е. Блискавка. — М.:
Манн, Иванов и Фербер, 2014.
2. Шефер Б. Мани, или Азбука денег / Б. Шефер. — М.: Попурри, 2016.
3. Гейл К. Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и инвестированию для смышлёных
детей / К. Гейл, Д. Хонинг. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.
4. Учебно-методический комплект по финансовой грамотности, разработанный в рамках Проекта
Минфина России для 8—9 классов (2018).
5. Чумаченко В. В. Основы финансовой грамотности / В. В. Чумаченко, В. П. Горяев. — М.:
Просвещение, 2018.

Учебно-методические материалы для учителя
1. URL: https://вашифинансы.рф — помимо разделов, указанных в списке информационнообразовательных ресурсов, учителям стоит обратить особое внимание на раздел «Библиотека».
2. URL: https://fincult.info — помимо разделов, указанных в списке информационно-образовательных
ресурсов, учителям стоит обратить особое внимание на раздел «Преподавание».
3. URL: https://fmc.hse.ru/ — сайт Федерального методического центра Национального
исследовательского университета «Высшая школа экономики». Представлены видеолекции для
учителей по финансовой грамотности, а также банк методических разработок учителей.
4. URL: http://edu.pacc.ru — образовательные проекты по финансовой грамотности компании ПАКК.
Особенно интересны материалы проектов «Финансы и литература» и «Финансы и математика».
5. URL: http://questigra.ru/finquest — коллекция методических материалов от компании «Квестигра» по
играм-квестам по финансовой грамотности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».