25.08.2020
Во все времена говорилось, что в воспитании нет рецептов. И, тем не менее, мы
попытаемся вам дать некоторые заповеди, которые помогут облегчить ваш труд в
воспитании ребёнка:
Заповедь первая:
Никогда не
предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
Заповедь вторая:
Ясно
определите, чего вы хотите от ребёнка (и объясните это ему), а также узнайте,
что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это
и его цели.
Заповедь третья:
Предоставьте ребёнку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте
каждый его шаг.
Заповедь четвёртая:
Не
подсказывайте готовое решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте
с ребёнком его правильные и ложные шаги к цели.
Заповедь пятая:
Не
пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребёнка за каждый
удачный его шаг. Причём хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а
обязательно «Ты – молодец, потому что…».
Если же
ребёнок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на
эту ошибку. Сразу дайте оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребёнок осознал
услышанное.
Заповедь седьмая:
Оценивайте
поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки не одно и
тоже. «Ты – плохой!» (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного
«Ты поступил плохо!» (оценка поступка).
Немаловажное дополнение: ваше замечание по
поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определённым.
Заповедь восьмая:
Дайте ребёнку
ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него,
хорошего мнения о нём, несмотря на его оплошность. Дайте понять (но не
обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то
инцидент окажется исчерпанным.
Заповедь девятая:
Воспитание
– это последовательность целей. Помогите ребёнку строить систему перспективных
целей – от дальней к средней и от неё к сегодняшней.
Заповедь десятая:
Вы должны
быть твёрдым, но добрым. Ни абсолютная твёрдость во что бы то ни стало, ни
такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного
основополагающего принципа воспитания.
Всё хорошо
в своё время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной
ситуацией. Тогда воспитание будет ещё и своевременным.